Физическое самовоспитание и критерии эффективности

Здорового образа жизни

Процесс физического самовоспитания студента включает три основных этапа.

Первый этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Первый этап завершается решением работать над собой.

На втором этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель, задачи и программа самовоспитания. Цель может носить обобщенный характер и ставится на большой период времени. Задачами могут быть: соблюдение здорового образа и спортивного стиля жизни; укрепление и сохранение здоровья; формирование нравственно-волевых качеств личности; овладение основами методики физического самовоспитания; улучшение физического развития. Общая программа оздоровления студента должна учитывать условия жизни, особенности самой личности и ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания студента.

Третий этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. К методам самовоздействия, направленным на совершенствование личности студента, относят самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритику, самоконтроль, самоотчет. Важным фактором в воспитании здорового образа жизни является приобщение студентов к занятиям физическими упражнениями. Эффективность здорового образа жизни можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

- оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возмож­ностей человека;

- оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных за­болеваний в течение определенного периода;

- оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешности деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); актив­ности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления соци­альных и личностных интересов;

- оценку уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уро­вень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в НИ ИрГТУ

В настоящее время мониторинг как определенный вид научного исследования охватил различные сферы деятельности людей: экологию, социологию, психологию, политику, экономику, образование. Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Сегодня можно говорить об определенном уровне совершенства в решении проблем мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях в сфере физического воспитания и спорта. В этом случае понятие «мониторинг» определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на зако-нодательном уровне (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физи-ческого здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи»).

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее - мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Показатели физического развития и физической подготовленности, полученные при обследовании однородных групп молодежи необходимы для построения региональных нормативов их физического развития, физической подготовленности и для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий при занятиях физической культурой. Изучение динамики показателей физического здоровья студентов позволяет внести корректировку в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию молодежи в вузах. Вместе с тем, до настоящего времени в Иркутской области отсутствовали стандарты физического развития и физической подготовленности студентов высших учебных заведений, что затрудняло проведение оздоровительных мероприятий.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002−2005 гг.), подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002−2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) организована лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи, который с 2008 года проводится в вузе 2 раза в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету.

Сотрудниками кафедры физической культуры разработан учебно-методический комплекс, вариативной частью которого является мониторинг физического здоровья студентов. Оценка физического развития проводится по следующим антропометрическим и физиометрическим показателям: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия силы кистей рук. Согласно поставленной цели проведены антропометрические измерения (длина и масса тела, окружность грудной клетки в покое) и функциональные пробы (ЖЕЛ, сила мышц кистей рук) у более 5 тыс. студентов Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры: челночный бег (дев., юн.) сек; бег 20 м с хода (дев.), 30 м с хода (юн.) сек; вис – девушки (сек), подтягивание – юноши (кол-во раз); подъем туловища (дев., юн.), раз; наклоны туловища (дев., юн.) см; прыжок в длину с места (дев., юн.) см; бег 5 мин (дев., юн.) м. Характеристики уровня физического развития и физической подготовленности определялись по методу сигмальных отклонений c использованием среднего арифметического значения показателей (М) и среднеквадратичного отклонения (s). Выборка делится на 5 сигма классов: М±0,67s–«среднее» значение показателей для выборки. Если они находятся в интервале от ±0,67s до ±1,34s, признак оценивается как «выше среднего» или «ниже среднего». Если данные выходят за пределы ±1,34s, признак оценивается как «высокий» или «низкий».

Использование мониторинговых исследований в НИ ИрГТУ в сфере «физическая культура» позволило:

1) оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;

2) внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов;

3) оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;

4) провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет);

5) выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья;

6) дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи;

7) провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».

Контрольные вопросы к теме 3 (лекции18-22)

1. Организация двигательной активности.

2. Личная гигиена и закаливание.

3. Гигиенические основы закаливания.

4. Закаливание воздухом.

5. Закаливание солнцем.

6. Закаливание водой.

7. Профилактика вредных привычек.

8. Культура межличностных отношений.

9. Психофизическая регуляция организма. 10.Критерии эффективности использования здорового образа жизни. 11. Физическое самовоспитание и совершенствование как условие ЗОЖ. 12. Дайте определение мониторингу. 13. Использование мониторинга в различных отраслях науки и практики. 14. В чем особенность мониторинга физического здоровья населения. 15.Нормативно-правовая база мониторинга физического здоровья. 16. Значение мониторинга в сфере физической культуры.

ТЕМА 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности(лекции 23-25)

Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация.

Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза.

Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

Динамика работоспособности студента в течение учебного года

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Далее наступает период полной компенсации – характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. Затем наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва".

Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии.

Наши рекомендации