Тема 2. Культура как ценность. Типология культур
1. Понятие культурной ценности. Этноцентризм и культурный релятивизм.
2. Культурное наследие и проблема межкультурных взаимодействий.
3. Типология культур. Локальные культуры.
4. Культура и природа. Культура и общество. Культура и личность.
Литература
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999.
Гуревич, П.С. Культурология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Зыкина Е.Б. Основы культурологии: учеб. пособие для студентов мед. ун-тов. – Курск: КГМУ, 2003.
Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. – М.; МИЭМП, 2005.
Казанцева, С.А. Культурология: учеб. пособие по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ Гос. образоват. стандарта. – М.: Экзамен, 2005.
Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
Одним из наиболее важных понятий для культуры является категория ценности. Осмысливая мир, человек классифицирует окружающие его предметы и явления по степени важности и значимости. Он решает для себя, что представляется существенным, а что нет, без чего он может обойтись, а без чего нет. Разные люди определяют свой ценностный мир по-своему, одно и тоже явление может получать различную оценку у разных субъектов. В целом, ценность это не столько сама вещь или явление, а отношение субъектов к этой вещи или явлению.
В качестве культурных ценностей выступают культурно значимые для человека и общества феномены. Та или иная эпоха, социальная группа или отдельный человек имеет свои предпочтительные культурные ценности. Система взглядов, характеризующаяся стремлением воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона, получила название этноцентризма. Он отражает и одновременно воспроизводит единство этнической группы перед лицом внешнего мира. Его наиболее ярким примером является европоцентризм – историко-культурная и геополитическая концепция, постулирующая и обосновывающая особый статус западноевропейских ценностей в мировом цивилизованном и культурном процессах. Противоположная этой установка, утверждающая равнозначность всех типов культур и их ценностей, получила название культурный релятивизм. Европоцентристские взгляды тесно связаны с идеей культурной модернизации, определившей процесс постепенного приобщения и усвоения социокультурной модели западной цивилизации традиционными обществами. Она выступает в качестве одного из проявлений процесса глобализации в политике, экономике и культуре. Стремление навязать культурные нормы и образ жизни Запада вызывает сопротивление со стороны ряда народов. Наиболее активными в этом противостоянии являются арабо-мусульманские страны. Кроме того, в самих западных странах шириться движение антиглобалистов, которые выступают против культурного господства одного цивилизационного типа, за многополюсный мир.
Каждая культура выступает уникальным образованием, основывающимся на культурной самобытности, основу которой составляет традиция. Традиция является универсальной формой фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую преемственность в социокультурных процессах. Она транслируется как через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (т.е. через ритуал), так и устно через фольклор, мифологию, религиозные таинства и т.д. Традиции проявляются в различных сферах культуры – в науке, искусстве, религии, образе жизни. Они, во многом, определяют процесс социализации личности, т.к. способствуют приобщению к культурным ценностям прошлого и настоящего. Само общество по-разному может относиться к своим традициям: они могут воспроизводиться в неизменном виде в течение длительного промежутка времени (консервация); могут полностью отрицаться; старые традиции могут возрождаться в новых исторических условиях (реставрация); могут идеологически интерпретироваться; а могут и переосмысливаться в результате стремления к гармоничному сочетанию традиционного и инновационного. В целом, традиции играют существенную роль, т.к. являются основой культурной жизни, а также выступают в качестве связующего звена между поколениями. Тем не менее, излишняя приверженность культурному наследию может привести к состоянию стагнации, при котором какое-либо прогрессивное движение социокультурной системы будет отсутствовать.
Несмотря на наличие своих собственных традиций и установок, культуры, вступая между собою в различного рода отношения, влияют друг на друга, что приводит к изменениям. В науке этот процесс обозначают как межкультурное взаимодействие. В нём принимают участие две стороны: культура-донор и культура-реципиент. Первая транслирует свой культурный опыт, почти не приобретая ничего взамен. Вторая воспринимает культурное влияние. Кроме межкультурного взаимодействия существуют культурные контакты, которые отличаются тем, что являются менее продолжительными во времени и не затрагивают структуры культур, поэтому не вызывают трансформаций.
В результате длительного и прямого взаимодействия у культуры-реципиента происходят существенные изменения в материальной и духовной сферах, т.е. акультурация. В итоге может произойти образование культурного синтеза. В конечном счёте, этот процесс может привести либо к ассимиляции (полная или частичная утрата собственных культурных ценностей и усвоение чужых), либо к интеграции (состояние культуры, при котором все разнородные элементы функционируют взаимосогласовано и гармонично). Сам процесс взаимодействия может строиться на основании диалога, что приводит к обогащению обеих сторон, или приводить к культурному конфликту, который возникает из-за стремления культуры-реципиента сохранить свою самобытность. Кроме того, сам процесс культурного взаимодействия может носить как спонтанный характер, так и направляться специально разработанной политикой.
Культура представляет собой многоуровневую систему. Культуру делят на определённые виды и типы. Основанием для подобного деления является учёт многообразия человеческой деятельности, географическое пространство, историческая эпоха, носитель. В последнем случае правомерно выделяют мировую, национальную и этническую культуры.
Мировая культура представляет собой синтез лучших достижений всех национальных и этнических культур населяющих Землю. Национальные культуры включают в себя совокупность ценностей, норм, верований, обычаев людей, принадлежащих к одной нации. Этническая культура характеризуется привычным образом жизни, социальным и духовным состоянием какого-либо народа. Чем отличаются понятия «этнос» и «нация»? Этничность подразумевает отождествление индивида с определённой культурной традицией, говорит об общем происхождении, месте компактного проживания, исторической судьбе народа. Нация выступает как высшая форма этничности. Она формируется на основе этнических общностей. Сами национальные культуры могут включать в себя несколько этнических, которые, тем не менее, стремятся сохранить своё своеобразие. Это стремление говорит об особенности этнических культур, которая выражается в их большем консерватизме и традиционности. Таким образом, национальные культуры более динамичны в своём развитии, открыты для культурных контактов, сильнее подвержены трансформациям.
Самостоятельными типологическими вариантами выступают элитарная, народная, массовая культуры.
Элитарная, или высокая, культура принадлежит особому привилегированному социальному слою (т.н. элите) и производится профессиональными творцами. Элита обладает развитым нравственным и эстетическим сознанием, именно она обычно способствует прогрессу общества. К элитарной культуре относят классические образцы литературы, науки, изящное искусство. Её девиз – «Искусство ради искусства». Объекты этого типа культуры стоят достаточно дорого, они сложны по своему содержанию и форме для усвоения широкими массами населения.
В отличие от элитарной народная культура (или фольклор) создаётся анонимными творцами, которые не имеют профессиональную подготовку. По своему характеру она является любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Народная культура всегда локализована (так как связана с традициями определённой местности), а также демократична (так как в её создании участвуют все желающие). Её творениями являются мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы того или иного народа.
Ещё одним типом является массовая культура. Её возникновение связано с развитием индустриального общества. Она рассчитана на потребление всеми людьми независимо от их места проживания, социального статуса, уровня подготовки. Её характеризует ориентация на коммерческие цели, что предполагает пассивное потребление, поэтому она способна выступать в качестве средства манипулирования сознанием потребителя. Это приводит к тому, что данная культура становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определённых социальных групп стереотипов поведения, что, в свою очередь, стимулирует появление у «массы» тех или иных потребностей. Подробный анализ феномена «массы», массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс». Он отмечает, что «человек-масса» позволяет собой манипулировать, т.к. не в состоянии осуществлять волевые действия. Он не мыслит самостоятельно, но одновременно считает, что не нуждается в духовном развитии, т.к. ощущает своё полное превосходство. Такое сознание признаёт насилие и сильную власть, а это приводит к тому, что «человек-масса» является основой тоталитаризма.
Важными понятиями, формирующими представление о типах культуры, являются понятия «официальной культуры» и «контркультуры». Официальная культура есть такая форма культуры, которая транслируется сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта. В любом обществе существует официальная культура. Но наряду с ней может возникать и контркультура, являющаяся оппозицией официальной культуре. Таковой можно назвать культуру диссидентов во времена СССР, культуру хиппи 1960-х годов.
От понятия контркультуры необходимо четко отделять антикультуру. Она является антагонистическим противоположением культуре как таковой. Антикультура есть такая форма бытия человека и общества, которая намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и культуры.
Ещё одним самостоятельным явлением выступают локальные культуры, представляющие собой оригинальное проявление многих общечеловеческих традиций бытовой, хозяйственной, досуговой, творческой и профессиональной деятельности. Локалистика, как правило, связана с различными географическими аспектами. Данные культуры очень часто пересекают политические, конфессиональные, языковые границы. Они тесно связаны друг другом (либо сотрудничают, либо конфликтуют), это взаимодействие может привести к стиранию различий между некоторыми локальными культуры, а может обострить их противоборство. Кроме того, сами по себе локальные культуры не монолитны, внутри них порой можно выделить более мелкие образования – региональные культуры, представляющие собой культурные особенности каких-либо особых областей, отличающиеся от соседних теми или иными характеристиками (историческими традициями, национально-этническими обычаями и др.).
Таким образом, мировая культура складывается из огромного множества более мелких элементов – локальных культур, которые развиваются, взаимодействуют, сменяют друг друга.
Одной из наиболее важных проблем культурологического знания является вопрос о взаимосвязи искусственно созданного человеком мира (культура, цивилизация) и природы. Исторически это соотношение постоянно меняется в пользу первого, так как природа сама по себе остается практически неизменной, а цивилизация прогрессирует очень быстро, в результате чего повышается степень физического комфорта человека. В древности человек не выделял себя из мира природы, он жил, работал, отдыхал в непосредственном соприкосновении с ней. Существовала своего рода гармония между природой и человеком. Однако, чем больше в процессе развития человек «обрастал» артефактами, тем сильнее он теснил природу. Предметы и явления цивилизации, совокупность которых называют «второй природой», приобретали все большее значение в жизни человека, и соответственно он все меньше имел дела с нерукотворными сущностями, все дальше отрывался от матери-природы. В итоге это привело к тому, что был поставлен вопрос о ценностном соотношении природы и цивилизации. Это было связано с осознанием того, что силы и технологические возможности цивилизации превзошли силы природы, которая оказалась не в состоянии затягивать озоновые дыры, восстанавливать водный баланс, плодородный слой почвы, вырубленные леса и т.д. Кроме того, можно говорить о выходе из-под контроля человеком процесса развития цивилизации, которое стало непредсказуемым и неуправляемым. Аварии на ядерных объектах, возникновение парникового эффекта, неконтролируемая суперурбанизация, генетические мутации и многое другое в современной жизни человека служат иллюстрацией этому.
Активное развитие цивилизации привело к тому, что в XX веке человек столкнулся с глобальными проблемами, от решения которых зависит судьба всего человечества. К ним относят: угрозу термоядерной войны, экологический кризис, существенный разрыв в уровне развития наиболее богатых и наиболее бедных стран мира (так называемая «проблема Севера и Юга»), проблема пределов роста (ограниченность природных ресурсов). Они не могут быть разрешены отдельным государством, а требуют участие всего человечества. От их решения зависит не только благосостояние и комфорт людей, а само выживание человеческого рода. Для выхода из сложившейся ситуации, прежде всего, необходимо чёткое осознание этих проблем и их причин, а затем выработка стратегий по их преодолению, с подробнейшим анализом последствий каждого проекта. Кроме того, необходима смена системы ценностей, в основе которой должен лежать принцип гармонизации отношений человечества и среды его обитания.
Ещё одним важным вопросом является взаимоотношение человека и культуры. Они неразрывно связаны друг с другом. Культура не возникает сама по себе, её создаёт человек. Он уникальный творец культуры. Но, с другой стороны, именно в процессе инкультурации человек становится человеком. Таким образом, человек одновременно выступает как творец культуры, так и как её творение. Важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что современный человек не ощущает себя творцом культуры, не видит своей роли в процессах культуротворчества. Это связано с отрывом от гуманистических идей и ценностей, что привело к возникновению диспропорции между возможностями цивилизации и способностью человека управлять ими. Он утрачивает целостность мироощущения, т.к. отчуждается от результатов своей деятельности. Данные процессы приводят к угрозе существования самого человечества. Преодоление этого кризисного состояния возможно только ориентируясь на гуманистические ценности, совершенствование мира и самосовершенствование.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что такое культурная ценность?
2. Чем характеризуются понятия «этноцентризм» и «культурный релятивизм»?
3. Что такое традиция?
4. Какие выделяют формы межкультурного взаимодействия? Что такое акультурация?
5. По каким критериям может осуществляться деление культур на типы и виды?
6. Чем отличаются массовая, элитарная и народная культуры?
7. Чем характеризуются локальные культуры?
8. Какие проблемы в современном мире связаны с противопоставлением культуры и природы? Что такое глобальные проблемы человечества?