Лекция 4. историческая типология культур. соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Типология культуры или периодизация культурно-исторического процесса. Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Существуют различные основания для типологии культуры. Максом Вебером были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, некий образ – схемы, прямого аналога в действительности не имеющие. Т.е. идеальные типы – это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления логического связывания объектов, встречающиеся в различные эпохи в различных культурах. Эта идеальная конструкция позволяет упорядочить эмпирический материал. Выделение таких типов господства как рациональный и традиционный, эмоциональный, или тоталитарные культуры, демократические.

Периодизация культурно-исторического процесса существенно отличается от периодизации общеисторической, поскольку культура функционирует по свои законам. Культура развивается несколько автономно от социально-политической и экономической истории. Примером того являются периоды, когда культура может значительно опережать уровень развития в какой либо стране. Это означает, что «расцвет культуры» может наступить и в стране с относительно низким уровнем социально-экономического развития. Пример, Германия конца XVIII – начала XIX вв. Этот период феодальной раздробленности, когда по выражению Ф.Энгельса, «все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть» и на этом фоне возникает величайший взлет немецкой музыкальной им философской культуры. Достаточно назвать такие имена, как композиторы: Бетховен, Моцарт, Гайдн, Вагнер; философы: Гегель, Фейербах, Кант и др. Немецкая музыка стала с этого времени образцом, величайшим примером для всей европейской музыки. Другой пример, Россия XIX века – отсталая в социально политическом плане страна, с крепостническими порядками и устаревшим монархическим режимом. И на этом фоне взлет литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Тургенев). Величайшие достижения в области живописи: К.Брюллов, Иванов, Крамской. Суриков, Перов и др. Да и самая античная культура, шедевры которой для всего мира продолжат оставаться классикой и образцом, была создана на основе примитивного, рабовладельческого общества. Такие культурно-исторические феномены являются наиболее убедительным доказательством независимости развития культуры. Культура может, как опережать, так и отставать от социально-экономического процесса. Культура знает катастрофы, повороты назад, трагические моменты гибели и исчезновения культурных миров, знает периоды революций. Культурный процесс н6е в коей мере не укладывает в линейную схему поступательн6о-эволюционного развития. Причины гибели культур неизвестны, существует множество точек зрения на этот счет.

Очень часто в обыденной речи слова культура и цивилизация выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга.

Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Слово «цивилизация» произошло от лат. civilis — гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Слово «цивилизация» восходит к латинскому civis — гражданство, городское население, граждане, община и civilis — достойный гражданина, подобающий гражданину, учтивый, приветливый, вежливый. Благодаря этому слово «цивилизация», несмотря на многообразие его трактовок во французском языке, приобрело специфический смысл — суть исторических достижений человека сводилась прежде всего к области очищения нравов, воцарения законности и социального порядка. Немецкое слово «культура» также восходит к латинскому источнику, к цицероновскому «философия есть культура души», где культура означает особое духовное напряжение и связывается не с необходимыми, а с «избыточными» сторонами человеческой деятельности, с «чистой» духовностью, занятием литературой, искусством, философией и т. д., что мыслится в этой предшествующей традиции как результат индивидуальных усилий.

Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.

Термин «цивилизация» появился на свет с завершением французской «Энциклопедии» (1751-1772). Терминами «культура» и «цивилизация» стали обозначать особое состояние общества, связанное с активной деятельностью человека по совершенствованию собственного способа бытия. При этом и культура и цивилизация интерпретируются как результат развития разума, образования и просвещения. Оба понятия противопоставлялись природному, естественному состоянию человека и рассматривались как выражения специфики и сущности человеческого рода вообще, т. е. фиксировали не только сам факт совершенствования, но и определенную степень его. В работе французского историка Люсьена Февра «Цивилизация: эволюция слова и группы идей». В целом эти понятия несли на себе одну и ту же познавательную, мировоззренческую и идеологическую нагрузку.

Это привело к тому, что очень скоро между ними установились отношения тождества. Употребление терминов «культура» и «цивилизация» в течение всего XIX столетия несет на себе отпечаток этого тождества. To, что французы называют цивилизацией, немцы предпочитают именовать культурой. Размежевание культуры и цивилизации впервые осуществляется в немецкой литературе и характерно, прежде всего, для нее. Это размежевание связано с постепенным проникновением в немецкий язык термина «цивилизация» и с теми дополнительными смыслами, которые оно порождало, войдя в непосредственное соприкосновение с понятием культуры.

Даже тогда, когда появились и стали доминировать определения, где с «культурой» стали связывать новый смысл, противопоставляя ее природе и подчеркивая общественный характер человеческой деятельности, цицероновская традиция продолжала существовать, особенно в литературе на латинском языке. Можно сказать, что понятие цивилизации ориентировало на апологию достижений буржуазного общества, а понятие культуры — на идеал. ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Исходной, приспособительной к внешней среде, основой популяций нового типа в эпоху неолита было земледелие. Возникнув, группы земледельческих общин стремились обрести оптимальные для земледельческой экономики условия. Таковыми для первоначального земледелия оказались природные условия в долинах крупных рек и озер. Общность природных условий ведет к формированию единой социальной культуры и выработке единообразной системы ценностей. Так возникли первые цивилизации — Древнеегипетская, Месопотамская, Индская, Китайская, Месоамериканская, Андская. Без сомнения, их появление в непосредственной связи с открытыми Н. И. Вавиловым очагами первоначального земледелия не было случайным.

Другая сторона развития цивилизации — взаимоотношения с внешней периферией. Последняя может находиться на доцивилизационном уровне, либо быть представлена соседней цивилизацией. Один и тот же этнос часто попадал в сферы влияния разных цивилизаций.

Наши рекомендации