Культура как предмет философского анализа. Социальные функции культуры. Типология культур.

Культура — фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом.Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество, производство; 2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ. Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Существует еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. Типология культур остается одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной культурологии. В процессе развития культурологической мысли было создано множество типологий. Какие же принципы (критерии) ложатся в основу построения типологии культуры? Они могут быть весьма разнообразны, и их выбор обуславливается интересами и потребностями конкретного исследования. В качестве критериев, или осно­ваний, типологии культур используются самые разнооб­разные культурные, социальные или географические явления: ис­торическая периодизация, территориальная принадлежность, рели­гия, этническое своеобразие, хозяйственный уклад и др. В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-исто­рическая, регионально-территориальная, этнонациональная, демо­графическая и другие типологии культуры. Рассмотрим некоторые из них.

45. Культура как процесс. Общественный человек как объект и субъект культуры.

Изменения, происходящие в культуре под воздействием внешних и внутренних сил – называют культурной динамикой. Изменения – это неотъемлемая часть культуры, они выражаются и во внутренней трансформации явления, и во внешних его переменах. Культура изменяется во времени вместе с обществом, которое ее создает. Динамика культуры включена в динамику общественной жизни в целом и зависит от множества социальных факторов и обстоятельств как внутри-, так и внекультурных. Культуру нельзя рассматривать как автономную систему, которая существует и изменяется сама по себе. Пространство культуры включено в пространство многомерного мира общественной жизни, которая представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Социодинамика культуры – это изменения, происходящие в жизни общества. Виды культурных изменений: · культурогенез – процесс порождения новых форм культуры; сущность культурогенеза состоит в постоянном самообновлении культуры; · наследование традиций – процесс трансляции уже существующих в социальной практике явлений от одного поколения к другому; · диффузия культуры – процесс распространения образцов культуры в пространстве и во времени, их заимствования и внедрения в новые культурные системы; · трансформация форм культуры – процессы их модернизации, развития, а также деградации вплоть до исчезновения из социальной практики; · системная трансформация – процессы исторической изменчивости целых систем культуры, такие как эволюция, волновая изменчивость, распад и т.п.; · синтез форм культуры – процесс соединения заимствования и элементов собственного культурного достояния. В основе новационных изменений лежит творчество как движущая сила культуры. Творчество характеризуется следующими основными признаками:

· качественная новизна продуктов творчества, связанная их оригинальностью, своеобразием, непохожестью на все, что существовало до сих пор; · социальная значимость, ценность, важность для общества его результатов. В культурологии проблема прогресса имеет разные трактовки, которые определили альтернативные подходы к пониманию культурно–исторического процесса: - монолинейность: все страны и народы движутся по одной и той же магистрали культурного развития. Одни из них вырываются в этом движении вперед, достигая более высокой ступени развития культуры; другие отстают и застревают на более низком культурном уровне, но рано или поздно их культура тоже должна подняться на эту ступень. - полилинейность: история человечества предстает как история отдельных обществ (стран, народов), существующих в течение какого-то ограниченного времени; культуры этих обществ рождаются и умирают вместе с ними. Универсального, охватывающие все общества процесса развития не существует. Культуры разных обществ не сопоставимы, сравнивать их по уровню развития нельзя, ибо каждая из них развивается по-своему. Такое понимание прогресса легло в основу концепции культурно-исторического развития. Рассмотрим некоторые из них в рамках основных моделей развития культуры: - линейной (эволюционной); Линейная модель развития культуры представлена теорией единой линейной эволюции, которая исходит из единства культурно-исторического процесса, рассматривает историю культуры как единый линейно-поступательный процесс развития человечества. - циклической; Циклическая теория социокультурного развития опирается на закон повторяемости, цикличности, существующей в мире природы и жизни человека. - волновой. Волновая модель социокультурной динамики – обосновывает периодичность изменений – спадов и подъемов – в экономической, политической и социальной жизни общества. Проблема человека всегда находится в центре внимания исследователей культуры. Это не удивительно, так как культура и человек в реальной жизни и истории неразрывно связаны друг с другом и могут быть противопоставлены друг другу только мысленно, с целью исследования роли культуры в жизни человека. С одной стороны, человек сохраняет, воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. С другой стороны, культура формирует тот или иной тип личности человека. Таким образом, человек является и субъектом и объектом культуры.

Наши рекомендации