Указания к организации проведения
Утренней гимнастики в разных возрастных группах
1 и 2 младшая группы | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 младшая группа 1. Продолжительность 4-5 мин. 2. Общеразвивающие упражнения имитационного характера 3-4. 3. Ходьба стайкой, врассыпную, построение в круг, врассыпную. 4. Медленный бег 20-30 сек. - 1 пол. г.; 30-40 сек. - 2 пол. г. 5. Со 2 пол. года использует мелкие игровые предметы для общеразвивающих упражнений. 6. Подпрыгивания на месте 2 раза по 15-20 сек. с паузой отдыха. 7. Заключительная ходьба. 8. Дозировка выполнения упражнений 4-5 раз 2 младшая группа 1. Продолжительность 5-6 мин. 2. Комплекс упражнений 4-5. 3. Ходьба, поскоки, бег – обязательны. 4. Ходьба разными способами, со сменой направления, на носочках, в колонне друг за другом, в разных направлениях. 5. Построение друг за другом, врассыпную, в круг. 6. Ходьба чередуется с неторопливым бегом: 30-40 сек. - 1 пол. г.; 50-60 сек. - 2 пол. г. 7. Дозировка выполнения упражнений – 5-6 раз. 8. Заключительная часть: поскоки на месте 2 раза по 15-20 сек. с отдыхом, бег. | 1. Продолжительность 6-8 мин. 2. Общеразвивающих упражнений 4-5. 3. Ходьба, бег, поскоки на месте. 4. Ходьба парами, врассыпную, на носках, на пятках, приставным шагом и прочими способами. 5. Неторопливый легкий бег 1 мин. - 1 половина года; 1,5 мин. - 2 пол. года. 6. Построение в звенья 2 пол. года; построение в круг – 1 пол. года (и все виды построений рекомендованных во 2 младшей группе). 7. Дозировка выполнения упражнений 4-6 раз. 8. Общеразвивающие упражнения выполняются из разных положений. 9. Поскоки на месте 15-20 раз в чередовании с ходьбой. 10. Заключительная часть ходьба, подвижная игра или бег в среднем темпе. | 1. Продолжительность 8-10 мин. 2. Общеразвивающих упражнений 5-6. 3. Разнообразные упражнения в ходьбе: со сменой темпа, направления, на носках, пятках, высоко поднимая колени, упражнения на внимание. 4. Легкий бег в медленном темпе 1,5-2 мин. 5. Бег со средней скоростью после общеразвивающих упражнений. 6. Построения в звенья, в шахматном порядке (звенья через одно делают шаг вперед). 7. Упражнения выполняются из разных исходных положений, с предметами и без них. 8. Дозировка 5-6 раз. 9. Разнообразные виды поскоков 20-30, 30-40 сек. в чередовании с ходьбой. 10. Заключительная часть: ходьба, бег со средней скоростью, выполнение танцевальных движений, подвижная игра. | 1. Продолжительность 10-12 мин. 2. Количество общеразвивающих упражнений 6-7. 3. Дозировка 6-8 раз. 4. Бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой 2-3 мин. 5. Бег в среднем темпе после выполнения общеразвивающих упражнений 2-3 мин. Без перерыва. 6. После бега упражнения на дыхание (в заключительной части). 7. Подпрыгивания 30-40 раз с двумя-четырьмя повторениями после паузы-ходьбы. Предлагать разнообразие и сложность ритмического рисунка. 8. Широко применять упражнения с разнообразным инвентарем. Примечание: если планируются поскоки в заключительной части, то бег не брать. 9. Планировать различные способы ходьбы, см. старшую группу и программу |
Организация умывания
Один из важных элементов в режиме ДУ. Способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Проводится дифференцированно, однако дети должны усвоить общие для всех правила:
- заходить в умывальную комнату постепенно, небольшими группами;
- не задерживаться у раковины: остальные дети ждут;
- мыть руки, засучив рукава, не наливать на пол.
Организация питания
Обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.
Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».
За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.
Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.
Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.
За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.
Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом.
Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение.
В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.
После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.
Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы порций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Слишком большое количество пищи может только отпугнуть ребенка от еды и привести к еще большему снижению аппетита.
Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. При отвлеченном внимании у ребенка тормозится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс.
Детям с плохим аппетитом можно во время еды предложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. В некоторых случаях ребенку можно сначала предложить второе блюдо, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.
При кормлении ребенка с плохим аппетитом учитывают его вкусы и привычки: надо постараться дать наиболее любимое блюдо, в необходимых случаях заказывая его на кухне. Такого ребенка терпеливо приучают и к другим полезным продуктам. Иногда допускается смешивать нужное ребенку наиболее питательное блюдо (мясо, яйцо, творог) с фруктовым пюре, соком или другим продуктом, который ребенок любит.
Более старшим детям в доступной форме объясняют необходимость в первую очередь съесть то или иное блюдо или часть его, хвалят ребенка, если он съел все без остатка.
С этой целью нужно соблюдать следующие правила:
- все необходимое для организации питания (в установленном порядке расставить столы, правильно для детей каждого возраста сервировать их и т.д.) готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки.
- умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с тех детей, которые едят медленно.
- не задерживать детей после окончания еды.
- порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть едины и постоянны.
Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.
Подготовка к прогулке
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:
- дать установку на предстоящую деятельность;
- предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;
- напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.
Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок и т.д.).
Весьма важно, чтобы воспитатели и родители малышей поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критикой неумелых еще действий ребенка, не подорвали веру в собственные силы, высказывая недовольство медлительностью.
Организация прогулки
Прогулка занимает важное место в режиме дня и является действенным средством всестороннего развития детей. В целях наиболее эффективного использования прогулки необходимо создать благоприятные условия для разнообразной и содержательной деятельности детей на воздухе для детей всех возрастных групп (игры, труд, наблюдения и т.д.).
На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и со старшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т.д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей возрастных подгрупп. При этом важно:
- следить за физическими нагрузками, чередовать игры и занятия разной степени подвижности, не допускать, чтобы малыши, подражая старшим выполняли вредные и трудные для них движения (висели на руках, забирались на высокие лестницы);
- подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу.
В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми , подгуппами.
Предпочтение следует отдавать играм с двумя или одной подгруппой, т.к. в этом случае легче учесть разные возможности детей. В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.
Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.
Очень полезны систематические прогулки за пределы участка.
Организация дневного сна
Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня. Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении, защищенным от прямого попадания солнечных лучей и яркого света.
Важно помнить, что дети лучше настраиваются на сон, если во время подготовки к нему в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду, не бегать, не говорить громко.
Правило – соблюдать тишину, не мешать детям засыпать и спать
Необходимо помнить, что сокращение или удлинение дневного сна вредно для здоровья ребенка и дезорганизует жизнь группы, создает дополнительные трудности в проведении воспитательной работы в вечернее время.
Методические рекомендации к проведениюзакаливания дошкольников
Эффект закаливания обеспечивается соблюдением следующих основных принципов:
- индивидуальный подход с учётом особенностей состояния здоровья и развития ребёнка, типологической направленности его высшей нервной деятельности, а также тренированности его организма с учётом проводимого ранее закаливания;
- постепенность в увеличении силы воздействия фактора;
- регулярность закаливающих мероприятий;
- комплексность: воздействие природных факторов (солнце, воздух и вода) может быть общим и местным, различные факторы должны чередоваться по длительности и силе; закаливающие воздействия проводят как в состоянии покоя, так и при выполнении физических упражнений;
- вариативность методик закаливания в зависимости от климатических и экологических особенностей, эпидемиологической обстановки, изменившихся условий в ДОУ (отсутствие отопления, отсутствие подготовленного персонала и др.);
- положительный эмоциональный настрой ребёнка;
- закаливающие воздействия, которые необходимо проводить на фоне теплового комфорта организма детей при рациональном сочетании метеорологических факторов окружающей среды, уровня двигательной активности детей и их одежды;
- преемственность проведения закаливающих процедур в домашних условиях.
Недопустимо использование интенсивных методик закаливания (моржевание, хождение босиком по снегу и др.), потенциально опасных для здоровья детей.
Система закаливания включает в себя закаливание детей в повседневной жизни и специальные закаливающие мероприятия.
Закаливание детей в повседневной жизни
Воздушные ванны
Воздух в помещении должен быть свежим, что достигается регулярным проветриванием: односторонним либо сквозным (в отсутствие детей).
Проветривание в холодное время года проводится кратковременно в зависимости от температуры воздуха и степени нагрева отопительных приборов.
Соответствие одежды ребёнка температуре воздуха обеспечивает ему состояние теплового комфорта. Необходимо учитывать индивидуальные особенности здоровья и поведения ребёнка. К пребыванию в помещении в облегчённой одежде детей должны приучать постепенно, с учётом их привычек в домашних условиях.
Следует обратить внимание на организацию сна детей: обязательно проветривать помещение перед сном и во время сна (в холодную погоду фрамуги или форточки должны быть закрыты за 30 мин до подъёма детей). Необходимо помнить, что дети, спящие у окна, должны быть одеты теплее.
Прогулка является одним из важных моментов оздоровления.
При организации прогулки необходимо проследить за соответствием одежды детей конкретным погодным условиям, оптимизировать двигательную активность, осуществлять контроль за самочувствием детей и вовремя их переодевать.
Сильный закаливающий эффект оказывает сочетанное воздействие воздушной ванны с физическими упражнениями: проведение утренней гимнастики, гимнастики пробуждения после дневного сна, физкультурных занятий в зале и особенно на свежем воздухе.
Закаливание водой
• Умывание прохладной водой (постепенное снижение температуры воды до 15—18 °С при комфортной температуре воздуха).
• «Расширенное» умывание.
Ребёнок постепенно приучается мыть руки до локтя, не только лицо, но и шею, а в старшем дошкольном возрасте и верхнюю часть грудной клетки.
• Полоскание горла (полоскание рта для детей 3—4-летнего возраста) кипячёной водой комнатной температуры.
Солнечные ванны
Длительность пребывания на солнце зависит от состояния здоровья ребёнка и местных климатических особенностей. Наиболее полезны рассеянные солнечные лучи. В жаркую погоду под прямыми солнечными лучами ребёнок должен находиться в головном уборе (панамке) с целью профилактики теплового удара.
Босохождение
Полезно ходить босиком по траве, произрастающей на рыхлой почве, а в помещении — по ковру. Рекомендуется сочетать босохождение с массажем стоп (по массажным коврикам, гладким камешкам и др.).
Специальные закаливающие мероприятия
В условиях большинства ДОУ целесообразно проводить:
1. обтирание;
2. контрастное обливание стоп;
3. топтание в тазу с постепенным снижением температуры воды (для детей старшего дошкольного возраста);
4. хождение по мокрой простыне (можно использовать и для детей раннего возраста).
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельность в образовательной области «Физическая культура»
Структура
Вводная часть
Задачи: 1. Организовать детей.
2.Повышение эмоционального тонуса ребенка; активизация его внимания.
3.Подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части занятия.
Средства:
1.Строевые упражнения (построения, перестроения, повороты)
2.Различные виды ходьбы и бега.
3.Простые виды прыжков (на одной, двух, на месте и с продвижением, подскоки и т.д.).
4.Игры малой интенсивности, упражнения на внимание и равновесие.
5.Упражнения на формирование свода стопы и осанки.
6.Танцевальные упражнения.
7.О.Р.У.
Завершается перестроение для выполнения О.Р.У. Обеспечивается общая и специальная подготовка организма.
Общая подготовкаобеспечивается ОРУ воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), которые усиливают деятельность С.С.С. и дыхательной системы, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.
Специальная подготовканаправлена на подготовку («разогревание») тех мышц, связок, суставов которые участвуют при проведении основной части. Она решается с помощью ОРУ и подготовительных упражнений (подводящих).
Методические рекомендации к проведению:
1.Педагог не должен допускать длительных бесцельных движений;
2.Давать четкие, краткие организационно-методические указания, распоряжения, команды.
3.Продумывать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение).
4.Упражнения подбираются на все основные группы мышц.
5.Нагрузка нарастает постепенно.
6.Количество упражнений от группы к группе увеличивается.
7.Дозировка зависит от характера упражнений и возраста занимающихся.
8.Упражнения вводной части желательно делать всем одновременно.
Длительность части –
1 мл.гр. – 1,5 мин.;
2 мл.гр. – 1,5-2 мин.;
ср. гр. – 2-3 мин.( 3-5);
ст.гр. – 4-5 мин.(4-6);
подг. гр. – 4-5 мин (6-8)
Основная часть
Задачи: 1.Формирование двигательных умений и навыков.
2.Развитие физических качеств.
3.Воспитание нравственно-волевых качеств.
4.Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки.
5.Совершенствование всех физиологических функций организма ребенка.
Средства 1.Комплекс ОРУ (важно, чтобы в одном занятии были охвачены все группы крупных мышц; при подборе упражнений не рекомендуется воздействовать на одну и ту же группу мышц двумя упражнениями подряд).
2.О.В.Д. (они должны быть новыми и знакомыми; сначала надо давать упражнения требующие большой четкости, сосредоточенности внимания а затем упражнения большой физической нагрузки).
3.Подвижные игры (должны быть большой подвижности и активности, в игре не должны повторяться те виды движения, в которых только что упражнялись дети).
4.Игры – эстафеты, элементы танцев, плясок.
Методические рекомендации к проведению
1.Для ОРУ надо предусмотреть названия упражнений, смену и.п. для каждого, их разнообразную подачу (показ инструктором, ребенком, название проговаривается и т.д.); различное ритмическое сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе).
2.Для ОВД: а/надо поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений;
б/продумать методы обучения, оценку;
в/каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание к выполнению движения;
г/в младших группах даются 2-3 основных движения (1-2 в виде упражнения, 1-2 в подвижной игре).
В старшей группе 3-4 основных движения (2-3 в виде упражнения 1-2 в подвижной игре). Количество основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовке детей и при проведении круговой тренировке.
д/динамичные движения стоит чередовать с движениями, требующими сосредоточенного внимания;
е/сильные по физиологическому воздействию на организм движения чередовать с успокаивающими.
3.Для подвижных игр инструктор должен объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться выполнения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку)
Продолжительность этой части занятия зависит от:
- интенсивности упражнений;
- возраста детей;
- состояния здоровья;
- физической подготовленности.
Продолжительность части:
1 мл.гр. – ОРУ – 3-4 мин; ОВД – 1-2 (7) мин.; п/и - 1-2 мин.
II мл.гр. – ОРУ – 3-5 мин.; ОВД - 2-3 (6-7) мин; п/и - 1-2 мин
Ср.гр. – ОРУ – 5-6 мин.; ОВД – 3-4 (12-13) мин.; п/и - 2-3 мин
Ст.гр. – ОРУ – 6-7 мин.; ОВД – 4 (12-13) мин.; п/и - 3 мин
Под.гр. – ОРУ – 7-8 мин.; ОВД – 3-5 (13-14) мин.; п/игры – 4 мин.
Заключительная часть
Задачи:1.Снижение эмоциональной и другой нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.
2.Подведение итогов занятия.
Средства: 1.Ходьба в спокойном темпе.
2.Дыхательные упражнения.
3.Игры малой подвижности, на внимание; расслаблено.
4.Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации к проведению:
1.Нельзя допускать резкой остановки после бега и др. нагрузочные упражнения;
2.Восстановить дыхание;
3.При подведении итогов, инструктор отмечает тех, кто старался выполнить упражнение правильно, кто и почему достиг успеха в игре.
Продолжительности части-
1 мл. гр. – 1 мин.;
II мл. гр. – 2 мин.;
ср. гр. – 3 мин.;
ст. гр. -3-4 мин.;
подг. гр.- 3-4 мин