Удовлетворенность подростков и старшеклассников отношениями с окружающими

(в % отношении к числу опрошенных)

  Да, удовлетворен Скорее да, чем нет Эти отношения не имеют значения Скорее нет, чем да Нет, не удовлетворен
Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка
Родители 75,6 87,2 17,9 6,2 1,5 2,2 2,8 2,2 2,2 2,2
Друзья 69,5 69,8 27,7 25,2 0,9 2,1 0,8 2,1 1,1 0,8
«Дворовая» компания 60,7 60,6 18,8 19,5 15,9 13,0 3,1 5,3 1,5 1,6
Одноклассники 44,8 53,6 35,0 36,2 13,0 8,4 4,7 1,4 2,5 0,4
Классный руководитель 42,3 64,0 29,3 24,7 12,7 8,8 8,5 1,5 7,2 1,0
Учителя 29,4 35,9 43,3 43,3 12,7 12,7 11,2 7,4 3,4 0,7

(1) включенность педагога в воспитательное пространство (с учетом характера данной включенности[11] и референтности воспитательного пространства для школьника);

(2) значимость педагога для школьника;

(3) функциональная состоятельность педагога в педагогическом сопровождении становления и развития социокультурной идентичности школьников;

(4) компетентность в обеспечении динамики позиционирования школьников в воспитательном пространстве.

Наиболее благоприятный сценарий для становления и развития социокультурной идентичности школьника может обеспечить педагог, включенный (доминирует профессионально-личностная включенность) в референтное для школьника воспитательное пространство, значимый для школьника и функционально состоятельный в решении задач педагогического сопровождения становления и развития его социокультурной идентичности. Содержательная характеристика иных сценариев позволяет выделить направления деятельности по совершенствованию педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников.

Приведем пример одного из таких сценариев. Сочетание характеристик. Педагог включен (доминирует профессионально-личностная включенность) в нереферентное для школьника воспитательное пространство, функционально несостоятелен в решении задач педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности, но значим для школьника. Оценка вероятного сценария. БНИ педагогического (взрослого, общешкольного и т.п. в зависимости от масштаба воспитательного пространства) сообщества играет роль в становлении и развитии социокультурной идентичности школьника только посредством соответствующих усилий педагога, функциональная несостоятельность в педагогическом сопровождении которого делает последнее малоэффективным. Существенную роль в данном сценарии играет характер позиционирования педагога в воспитательном пространстве (принятие – непринятие). В последним случае возможно формирование оппозиции из числа педагога и принимающих его школьников, а СКИ школьников становится и развивается по типу противопоставления. Вместе с тем, отдельные элементы БНИ воспитательного пространства навязываются школьнику в рамках одностороннего взаимодействия. Складывается внутренне конфликтная ситуация как для педагога, так и для школьника. Рекомендации. Необходима целенаправленная работа по повышению референтности воспитательного пространства для школьников и функциональной состоятельности педагога в педагогическом сопровождении становления и развития социокультурной идентичности школьников. Особого внимания заслуживают случаи, когда педагог не принимает складывающееся воспитательное пространство. Повышение информационной вооруженности такого педагога без усилий по переориентации его позиции в воспитательном пространстве может привести к усугублению внутренних конфликтов.

Освоение педагогами эффективных сценариев педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников является одним из необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации рассматриваемой модели. Другими выделенными и описанными педагогическими условиями являются учет особенностей выбора школьниками значимых Других и референтных групп, консолидация БНИ субъектов воспитательного пространства, поддержание социокультурного равновесия воспитательного пространства. Данные условия были выделены в результате анализа критериев результативности модели педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников и предпринятых в этой связи диагностических процедур (таблица 3).

Таблица 3

Наши рекомендации