Удовлетворенность подростков и старшеклассников отношениями с окружающими
(в % отношении к числу опрошенных)
Да, удовлетворен | Скорее да, чем нет | Эти отношения не имеют значения | Скорее нет, чем да | Нет, не удовлетворен | ||||||
Мас-сив | Выбор-ка | Мас-сив | Выбор-ка | Мас-сив | Выбор-ка | Мас-сив | Выбор-ка | Мас-сив | Выбор-ка | |
Родители | 75,6 | 87,2 | 17,9 | 6,2 | 1,5 | 2,2 | 2,8 | 2,2 | 2,2 | 2,2 |
Друзья | 69,5 | 69,8 | 27,7 | 25,2 | 0,9 | 2,1 | 0,8 | 2,1 | 1,1 | 0,8 |
«Дворовая» компания | 60,7 | 60,6 | 18,8 | 19,5 | 15,9 | 13,0 | 3,1 | 5,3 | 1,5 | 1,6 |
Одноклассники | 44,8 | 53,6 | 35,0 | 36,2 | 13,0 | 8,4 | 4,7 | 1,4 | 2,5 | 0,4 |
Классный руководитель | 42,3 | 64,0 | 29,3 | 24,7 | 12,7 | 8,8 | 8,5 | 1,5 | 7,2 | 1,0 |
Учителя | 29,4 | 35,9 | 43,3 | 43,3 | 12,7 | 12,7 | 11,2 | 7,4 | 3,4 | 0,7 |
(1) включенность педагога в воспитательное пространство (с учетом характера данной включенности[11] и референтности воспитательного пространства для школьника);
(2) значимость педагога для школьника;
(3) функциональная состоятельность педагога в педагогическом сопровождении становления и развития социокультурной идентичности школьников;
(4) компетентность в обеспечении динамики позиционирования школьников в воспитательном пространстве.
Наиболее благоприятный сценарий для становления и развития социокультурной идентичности школьника может обеспечить педагог, включенный (доминирует профессионально-личностная включенность) в референтное для школьника воспитательное пространство, значимый для школьника и функционально состоятельный в решении задач педагогического сопровождения становления и развития его социокультурной идентичности. Содержательная характеристика иных сценариев позволяет выделить направления деятельности по совершенствованию педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников.
Приведем пример одного из таких сценариев. Сочетание характеристик. Педагог включен (доминирует профессионально-личностная включенность) в нереферентное для школьника воспитательное пространство, функционально несостоятелен в решении задач педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности, но значим для школьника. Оценка вероятного сценария. БНИ педагогического (взрослого, общешкольного и т.п. в зависимости от масштаба воспитательного пространства) сообщества играет роль в становлении и развитии социокультурной идентичности школьника только посредством соответствующих усилий педагога, функциональная несостоятельность в педагогическом сопровождении которого делает последнее малоэффективным. Существенную роль в данном сценарии играет характер позиционирования педагога в воспитательном пространстве (принятие – непринятие). В последним случае возможно формирование оппозиции из числа педагога и принимающих его школьников, а СКИ школьников становится и развивается по типу противопоставления. Вместе с тем, отдельные элементы БНИ воспитательного пространства навязываются школьнику в рамках одностороннего взаимодействия. Складывается внутренне конфликтная ситуация как для педагога, так и для школьника. Рекомендации. Необходима целенаправленная работа по повышению референтности воспитательного пространства для школьников и функциональной состоятельности педагога в педагогическом сопровождении становления и развития социокультурной идентичности школьников. Особого внимания заслуживают случаи, когда педагог не принимает складывающееся воспитательное пространство. Повышение информационной вооруженности такого педагога без усилий по переориентации его позиции в воспитательном пространстве может привести к усугублению внутренних конфликтов.
Освоение педагогами эффективных сценариев педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников является одним из необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации рассматриваемой модели. Другими выделенными и описанными педагогическими условиями являются учет особенностей выбора школьниками значимых Других и референтных групп, консолидация БНИ субъектов воспитательного пространства, поддержание социокультурного равновесия воспитательного пространства. Данные условия были выделены в результате анализа критериев результативности модели педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников и предпринятых в этой связи диагностических процедур (таблица 3).
Таблица 3