По итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» | |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
Общее число сделанных положительных выборов
К = ----------------------------------------------------------------
Общее количество испытуемых
Для нашего примера: К= 60:10=6
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» - Володина Г.;
«Предпочитаемые»- Лаздина Н.;
«Принятые» - Иванов С.,Петров Д., Старченко С., Алферова И., Левшина Н.,Покровская Н.;
«Непринятые» - нет;
«Отвергнутые»- Александров П., Самойлова Т.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детском коллективе.
Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:
Количество взаимных выборов
КВ = -------------------------------------------------
Общее число выборов
В нашем случае КВ = (40:60) х 100% = 66,7%
Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов
Диагностическая методика 2. «Определение уровня воспитанности учащихся»(М.И. Шилова)
Отно-шения | Показатели воспитан-ности | Признаки проявления воспитанности | |||
Ярко проявляется (5) высокий | Проявляют-ся (4) хороший | Слабо проявляют-ся (3) средний | Не проявляются (2) низкий | ||
К общест-ву | 1.Долг и ответствен-ность | Выполняет общественные поручения охотно, ответственно и с желанием, требует такого же отношения от других. | Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других. | Неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны учителей и товарищей. | Уклоняется от общественных поручений, безответственен. |
2.Бережли-вость | Бережёт школьное имущество, стремиться побудить к этому и других. | Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи. | Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей. | Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований. | |
3.Дисциплинированность | Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других | Хорошо ведёт себя независимо т наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других. | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей. | И при наличии требований со стороны педагогов, товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия | |
К уче-нию | 4.Ответственное отношение к учению | Учится в полную меру сил, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам | Учится в полную меру сил, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят | Учится не в полную меру сил, сам проявляет интерес к учению и прилежанию, требует постоянного контроля, безразличен к учёбе товарищей. | Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо. |
К труду | 5.Отношение к общественно -полезному труду (трудо-любие) | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других. | Понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно-полезный труд не организует и не побуждает. | Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей. | Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и конроля. |
К людям | 6.Коллективизм и товарищество | Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует на добрые дела товарищей | Общителен, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела | Не очень общителен, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно | Необщительный эгоистичный |
7.Доброта и отзывчивость | Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, организует на добрые дела товарищей | Сам добрый, отзывчивый, всегда помогает в трудные минуты, но других на добрые дела не мобилизует | Помогает другим, если поручает учитель или коллектив | Недоброжелателен, груб с товарищами | |
8.Честность и правдивость | Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признаётся в своих поступках и того же требует от других | Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, признаётся в своих поступках, но не требует честности и правдивости от других | Не всегда выполняет обещания, не сразу признаётся в своих поступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами. | Часто неискренен, обманывает учителей, старших | |
К себе | 9.Простота и скромность | Прост и скромен, одобряет эти качества у других | Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди | Прост и скромен в присутствии старших и педагогов. | Держится высокомерно, пренебрежи-тельно относится к товарищам |
Куль-тур-ный уро-вень | 10. Культурный уровень. | Много читает. Охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культуре. | Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает к культуре товарищей. | Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но всё это делает по совету или наставлению взрослых, педагогов, родителей. | Не хочет читать художест-венную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству. |
Общий балл уровня воспитанности ( от 5 – высший, до 2 – низший)
Вычисляется по формуле:
Б1 + Б2+ Б3+….Бн
Об. Балл = -------------------
П
Где, Б - балл по каждому показателю, П – число показателей.