Современная законодательная база осуществления библиотечного обслуживания.
— Международные и национальные источники законотворчества по проблемам библиотечного обслуживания.
— Документы международного уровня.
Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания — Документы российского уровня.
Библиотека, как известно, — это часть общества. Ее деятельность регламентируется теми законами, которые приняты в стране.
Понятно, что политические, экономические, идеологические изменения, происшедшие в России в последние десятилетия, не могли не коснуться российских библиотек. В условиях формирующегося гражданского правового общества, одной из фундаментальных ценностей которого является свобода слова и информации, библиотеки перестают быть идеологическими учреждениями, как это было раньше, и приобретают новую миссию: они становятся одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации.
Меняются все приоритеты деятельности библиотеки: теперь она ориентирована, прежде всего, на информационные и культурные потребности своих пользователей.
Поскольку благодаря развитию технических средств (Интернет и т. д.) информационное пространство стремительно становится единым мировым пространством, то и законы его использования становятся все более общими, то есть национальное законодательство в области использования информации в значительной мере ориентируется на международные нормы.
Это с полным основанием может быть отнесено и к библиотечной сфере, где полным ходом идет строительство законодательной базы. Действуют федеральные законы («О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре»), приняты «Манифест РБА о публичной библиотеке в России», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки в России» и др. документы. Значительную роль в этом процессе играет Российская библиотечная ассоциация (РБА) — профессиональная общественная организация, которая много делает для того, чтобы библиотечное дело России стало частью общего «европейского дома».
Часть 1
Конечно, надо отдавать себе отчет, что не все положения международных документов подлежат копированию в национальных разработках, однако документы международного сообщества позволяют увидеть общий вектор движения, и именно это делает знакомство с ними обязательным для каждого специалиста.
Наиболее значительными документами как международного, так и российского уровня, определяющими развитие российской, прежде всего, публичной библиотеки, представляются следующие группы документов30:
— Документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и т. п.), в которых заложены общие основы развития мирового сообщества, в том числе и мирового библиотечного дела;
— Документы международных организаций по развитию непосредственно информационно-библиотечной сферы;
— Национальные документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек.
Среди документов первой группы особенное значение для библиотекарей имеют следующие:
— «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);
— «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (принята Советом Европы в 1950 г., последняя редакция 1994 г);
— «Европейская культурная конвенция» (принята Советом Европы в 1954 г.);
— «Декларация принципов международного культурного сотрудничества» (принята ООН, комиссией по вопросам образования, науки и культуры, 1966 г.);
____________Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
— «Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (принята на организованной Советом Европы конференции в Салониках, 1997 г.).;
— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.)
Все эти документы опираются на положение о правах человека, достоинстве личности, как на основную задачу, к решению которой должны стремиться все народы и все государства. Основные права человека — свобода мысли, совести, религии, а также информации. Причем свобода информации предполагает как получение, так и ее распространение «любыми средствами и независимо от государственных границ».
«Всеобщая декларация прав человека» и развивающая ее идеи «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» видят в этих постулатах основу справедливости в мире. Важнейшим правом личности полагается право на образование и участие в культурной жизни. Эти же позиции утверждает такой важный документ, как «Европейская культурная конвенция».
«Декларация принципов международного культурного сотрудничества», напоминая, что «мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», утверждает, что к целям международного культурного сотрудничества относятся: распространение знаний, развитие мирных отношений и дружбы между народами, содействие лучшему пониманию образа жизни каждого народа, обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов и т. д. «Культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом... Культурное сотрудничество должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира».
Для современного специалиста особенно большое значение имеют документы, принятые уже в наши дни: «Инфор-
Часть 1
мационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (1997 г.) и Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.).
«Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» — этот объемный документ, принятый министрами стран-участниц 5-й Европейской конференции по политике в отношении средств массовой информации, и представляет собой, в сущности, план мероприятий по развитию свободы выражения и доступа к информации на общеевропейском уровне в условиях информационного общества.
Документ констатирует современное неустойчивое состояние информационного общества: бурное развитие информационных технологий, увеличение числа каналов, передающих информацию, особенно — специализированную, возникновение новых возможностей совмещения текста, изображения и звука, что ведет к созданию новых продуктов и услуг. Вместе с тем отмечается, что существует и определенная опасность того, что эти новые технологии и услуги могут быть использованы для причинения вреда и т. п. В связи с этим необходима некая разумная политика в этой области, соединение сил и средств многих стран в решении проблем, связанных с возникновением новой ситуации.
Авторы документа ставят перед мировым сообществом следующие задачи:
— эффективно фиксировать и анализировать развитие новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг;
— усилить работу, направленную на выработку общеевропейского подхода к пониманию «всеобщей доступности услуг», с учетом различных национальных и региональных условий;
— выработать необходимые меры по обучению населения использованию новых коммуникационных и информационных услуг;
— способствовать обмену информацией и опытом на европейском и глобальном уровне;
__________Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
— изучать случаи использования новых технологий для распространения насилия, нетерпимости, идеологических взглядов, противоречащих правам человека, уважению к личности и т. п., разработать юридические и иные способы борьбы с этим;
— постоянно следить за влиянием эволюции электронных технологий на международное законодательство в области защиты авторских и смежных прав.
Страны-участницы обязуются приложить все усилия, чтобы их национальное законодательство или административные нормы и правила, действующие в области новых технологий, а также новых коммуникационных и информационных услуг, обеспечивали соблюдение прав человека и уважение к демократическим ценностям, закрепленное в Европейской конвенции по правам человека и других документах совета Европы.
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» представляет собой, по сути дела, новую концепцию мировой информационной политики и содержит как одну из составляющих концепцию образования в информационном обществе. Этот документ в значительной степени корректирует предыдущие, заново расставляя акценты при анализе ситуации, учитывая ее новую степень осмысления и изменяющиеся условия развития общества.
Программа «Информация для всех» предлагает, в сущности, новую идеологию: ЮНЕСКО призвана содействовать принятию не глобального информационного общества, а общества знаний, так как «расширение лишь информационных потоков не является достаточным для того, чтобы можно было воспользоваться возможностями развития, которое становится доступным благодаря знанию».
Общество знаний, говорится в Программе, должно покоиться на прочном фундаменте приверженности правам человека и основным свободам, включая свободу выражения мнений. Оно должно обеспечивать всемерную реализацию права на образование и всех других культурных прав.
Часть 1
Доступ к знанию, являющийся общественным достоянием, должен быть самым широким. Информация — как основа знания — должна отличаться высоким качеством, разнообразием и достоверностью. Чрезвычайно важно сохранение разнообразия культур и языков, формирование толерантного мышления.
Совершенно очевидна гуманитарная составляющая Программы: развитие информационных технологий должно сопровождаться изменением поведенческих установок.
Таким образом, становление общества знания предполагает решение трех основных проблем:
1) необходимость сохранения традиционного и создание цифрового культурного наследия; сокращение «цифрового разрыва», неравенства в условиях развития;
2) гарантированность свободного потока информации и справедливости доступа к информации;
3) достижение международного консенсуса в отношении новых норм и принципов.
Очевидно, что все перечисленные документы служат мощной основой для развития законодательной базы непосредственно в библиотечной сфере.
Во вторую группу документов можно включить следующие:
— «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» (1994 г.);
— «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе»(1994 г.);
— «Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (1998 г.);
— «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе» (1998 г.);
— «Проект рекомендаций по библиотечному законодательству в Европе» (Страсбург. 1999 г.);
— «Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999 г.);
________Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
— «Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (1999 г.).;
— «Профессиональные приоритеты ИФЛА» (2000 г.);
— «Манифест ИФЛА об Интернете» (2002 г.).
— Сюда же надо отнести и такой документ более «частного» характера, как «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996 г.);
Кроме того, большую информацию дают доклады, подготовленные известными специалистами в данной области по заказу ИФЛА.
Важнейший основной документ, необходимый для понимания роли библиотеки в современном обществе, — «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках». В нем сформулирована «вера ЮНЕСКО в публичную библиотеку как активную силу в сфере образования, культуры и информации». ЮНЕСКО призывает центральные и местные органы власти оказывать поддержку публичным библиотекам, содействовать их деятельности. «Манифест ЮНЕСКО...» определяет функции публичной библиотеки, среди которых основными можно назвать следующие: привлечение к чтению, содействие образованию и самообразованию, развитию личности, приобщение к культурному наследию, предоставление муниципальной информации и обеспечение информационного обслуживания местных предприятий и т. п. «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» утверждает принципиальную бесплатность публичных библиотек. Этот документ требует, чтобы публичная библиотека рассматривалась как обязательный компонент любого долгосрочного стратегического плана в области культуры, информационного обеспечения, развития грамотности и образования. Особо подчеркивается, что услуги публичных библиотек должны быть доступны всему населению, что сеть публичных библиотек должна строиться с учетом национальных, региональных, научных и специальных библиотек, а также библиотек школ, колледжей и университетов; необходимо также учитывать различия в потребностях
Часть 1
библиотечного обслуживания жителей сельской местности и городов.
В том же году (1994 г.) были приняты «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе». Они были подготовлены в рамках конференции, организованной Советом Европы. Этот документ, опираясь, как и все последующие, на «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках», содержит в себе рекомендации по законодательству для национальных, университетских и публичных библиотек, сформулированные четко и кратко. Рассматривая публичные библиотеки как часть национальной библиотечной системы, авторы рекомендаций видят в публичной библиотеке важнейший местный информационный центр, предоставляющий свободный доступ ко всем видам знаний и информации, способствующий развитию личности и общества.
Законодательство о публичных библиотеках должно, по мысли авторов документа, касаться следующих аспектов: материалы для свободного доступа; вопросы доступа услуг публичных библиотек; принципы предоставления библиотечных услуг; вопросы сотрудничества внутри библиотечной сети; права и обязанности пользователя; административный и юридический статус библиотеки; профессиональный уровень персонала; система финансирования библиотек. В завершение приводится перечень проблем, которые обязательно должны рассматриваться в связи с законодательством о публичных библиотеках:
— национальная информационная политика;
— национальная библиографическая система;
— статус национальной библиотеки;
— хранение обязательного экземпляра;
— подготовка квалифицированных библиотекарей;
— авторские права;
— право публичной (неподцензурной) выдачи материалов.
Подчеркивается необходимость разработки норм в следующих областях: каталогизация и классификация; библиотечные услуги; автоматизация и передача информации.
Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
Положения этого документа получили дальнейшее развитие: в 1998 г. Советом Европы были приняты «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе». «Руководящие принципы...», опираясь на принятые ранее документы, подчеркивают необходимость согласованности законодательства в библиотечной сфере и в других областях; гармонизации библиотечного законодательства в разных странах; расширение библиотечного законодательства в связи с расширением деятельности библиотеки и др.
Основными «полями» библиотечного законодательства определяются:
— свобода выражения и свободный доступ к информации;
— роль библиотек в национальной книжной и информационной политике;
— библиотеки и интеллектуальная собственность;
— защита библиотечного наследия.
В этом документе определяются принципы подхода к решению сложных профессиональных проблем: к развитию фондов библиотек (предполагается, что оно должно основываться на независимом от любых политических, сектантских, коммерческих и др. влияний профессионального мнения библиотекаря); библиотечному обслуживанию культурных меньшинств и специфических читательских групп; взаимоотношению библиотек и государственной власти; подготовке профессионалов; юридическому статусу библиотек в области авторских прав и т. п.
Впервые в этом документе ставится задача сохранения библиотечного наследия, а также даются рекомендации в отношении сложных вопросов, связанных с проблемой реституции (то есть перемещения культурных ценностей в ходе военных действий и т. п.).
Нелишне заметить, что данный документ был подготовлен рабочей группой специалистов, куда вошел российский
Часть 1
Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
представитель — Е.Ю. Гениева, директор ВГБИЛ России, которая в то время была вице-президентом ИФЛА.
По своему статусу данные «Руководящие принципы...» носят рекомендательный характер. Они предназначены людям, отвечающим за национальную политику в области библиотечного дела и информации. Стоит сказать также, что этот документ стал одним из первых доступных всем в электронной форме.
23 февраля 1999 г. в Страсбурге был рассмотрен «Проект рекомендаций по библиотечному законодательству в Европе», основные его положения следующие:
— библиотеки рассматриваются как важные и независимые учреждения в информационном обществе, способствующие охране культурного наследия;
— через библиотеки реализуется свободный и бесплатный доступ к информации, включая цифровую, имеющуюся в Интернете;
— библиотеки признаются организациями, выполняющими общественную функцию обеспечения свободного доступа к информации. Поэтому на них распространяются исключения из авторского права в отношении всех материалов (печатных, цифровых и др.);
— копирование в библиотеках для личного пользования или обучения не нарушает авторского права.
«Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» была принята в 1999 г. в поддержку «Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках» и др. документов, посвященных развитию библиотек, видными политическими деятелями из 31 страны Европы. Этот документ фиксирует роль библиотеки в совершенствовании демократии; в экономическом и социальном развитии; формальном и неформальном обучении; поддержании культурного и языкового разнообразия, в формировании толерантности, а также видит в ней значительную общественную силу. Одной из важнейших
задач авторы документа считают лоббирование в Европар-ламенте в целях обеспечения высокого социального статуса публичных библиотек как в настоящее время, так и в будущем. Необходимо также помогать гражданам осознать и получить возможность полностью использовать все ресурсы публичных библиотек.
Более подробно эти положения были развернуты в «Резолюции о роли библиотек в современном обществе», документе, принятом Европарламентом. Здесь также говорится об уникальной роли публичной библиотеки в современном обществе, причем приводятся данные о том, что библиотечные услуги составляют примерно 0,4% общего национального продукта стран-членов Европейского союза, о том, что около 240 тысяч квалифицированных библиотечных работников обеспечивают пользователям доступ к информации, помогающей решать жизненные и житейские проблемы, связанные с образованием, сохранением родного языка и культуры, развитием личности и т. д.
В данном документе подробно рассматриваются такие конкретные, актуальные для сегодняшнего дня проблемы, как создание «вечной», бескислотной бумаги, объединение европейских библиотек в единую сеть, о переводе культурного наследия в электронную форму и др.
Документ рекомендует странам — членам Европарла-мента сделать все, чтобы библиотеки могли играть активную роль в обеспечении доступа к информации: снабдить библиотеки необходимым оборудованием, средствами связи и т. п., решить вопрос об авторских правах так, чтобы гармонизировать права пользователей, в том числе — и библиотек.
«Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» было принято ИФЛА в 1999 г. В этом документе еще раз постулируется неотъемлемое право человека на доступ ко всем проявлениям знаний, творческой мысли и актуальной деятельности. ИФЛА подтверждает роль библиотек, как
Часть 1
«ворот, открывающих доступ к знанию, мысли и культуре», их огромный вклад в развитие и поддержание интеллектуальной свободы и демократических ценностей.
Эти положения получили развитие в документе «Профессиональные приоритеты ИФЛА», подготовленном Профессиональным бюро ИФЛА и принятом в 2000 г., который очерчивает круг вопросов профессиональной ответственности ИФЛА. Таких приоритетов — одиннадцать.
Среди них:
— поддержка библиотечного дела — ИФЛА выступает международным защитником библиотечного дела перед лицом государств, содействуя пониманию и реализации жизненно важной роли библиотек в электронную эру;
— защита принципов свободы информации — ИФЛА считает, что библиотека играет ключевую роль в обеспечении прав личности на знание и свободу выражения. ИФЛА поддерживает эту роль, защищая возможность библиотек приобретать, организовывать, сохранять и предоставлять самые разнообразные материалы, отражая плюрализм и разнообразие в обществе, защищая возможность библиотек гарантировать отбор и предоставление материалов и услуг на основе профессиональных принципов, а не политических, моральных или религиозных взглядов отдельных лиц или правительств. ИФЛА считает, что свободная библиотека есть залог свободного, демократического общества;
— содействие развитию грамотности, чтения и непрерывного образования — многие программы ИФЛА помогают библиотекам мира разрабатывать национальные проекты, направленные на решение проблем всеобщей грамотности, привлечения к чтению, формирования информационной культуры и непрерывного образования;
— обеспечение свободного и открытого доступа к информации — ИФЛА поддерживает программы развития информационного доступа, способствующие смягчению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными;
_________Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
— охрана прав интеллектуальной собственности библиотек и авторов — ИФЛА выполняет двойную обязанность — перед производителями интеллектуальной собственности и перед библиотеками как представителями пользователей информации. ИФЛА ведет работу по согласованию прав интеллектуальной собственности и правом на всеобщий доступ к информации, привлекая к этой работе издателей, органы стандартизации и т. п.;
— развитие коллективных ресурсов — ИФЛА выступает как защитник коллективной информации независимо от государственных границ. ИФЛА ведет работу по развитию коллективных ресурсов путем поддержки традиционной выдачи и доставки документов и библиографической информации и содействует развитию виртуальных библиотек с доступом к фондам без различия географических или государственных границ;
— сохранение интеллектуального наследия — ИФЛА ведет работу по установлению региональных, национальных и международных приоритетов и применению высших достижений науки для выполнения этой обязанности;
— профессиональная подготовка — ИФЛА поддерживает все виды профессионального образования в области библиотековедения и информатики, а также формы образования в системе повышения квалификации;
— пропаганда норм, стандартов и методических рекомендаций — ИФЛА ведет их разработку и пропаганду для библиотек всего мира, особенно в области электронных коммуникаций, где их соблюдение определяет экономическую эффективность обмена информацией:
— поддержка инфраструктуры библиотечных ассоциаций — ИФЛА поддерживает развитие профессиональных ассоциаций как средство для реализаций целей ИФЛА на международном уровне:
— представление интересов библиотек на рынке технологий — ИФЛА выступает международным представителем библиотек и их пользователей. Она представляет как
Часть 1
сложные интересы библиотек высоких технологий, так и практические соображения традиционных пользователей.
Принятый 1 мая 2002 г. «Манифест ИФЛА об Интернете» содержит основные положения, определяющие права библиотек и правила использования ресурсов Интернета пользователями библиотеки:
— интеллектуальная свобода — это право каждого человека, она является основой демократии. Интеллектуальная свобода лежит в основе библиотечной деятельности;
— обеспечение свободного доступа к информации — главная обязанность библиотечной профессии;
— препятствия на пути информационного потока должны быть устранены. Особенно те из них, которые содействуют распространению неравенства, нищеты и отчаяния;
— библиотекари должны предоставлять информацию и ресурсы пользователям, обучая их качественным и эффективным навыкам работы с Интернетом и электронной информацией. Как и в случае с основными услугами библиотеки, доступ в Интернет в библиотеках должен быть бесплатным.
ИФЛА призывает к расширению доступности Интернета.
Особое внимание надо обратить на «Манифест ИФЛА/ ЮНЕСКО о школьных библиотеках», который был принят в 1996 г., вскоре после принятия «Манифеста публичной библиотеки» (1994 г.). Оба эти документа тесно связаны. В соответствии с принципами, изложенными в «Манифесте публичной библиотеки», школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы и должна развиваться, опираясь на общие профессиональные ценности — свободный доступ к информации и интеллектуальную свободу. Школьная библиотека определяется как важный партнер в местной, региональной и национальной библиотечно-информационной системе. Так
Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
же, как публичная библиотека, школьная библиотека должна быть бесплатной.
«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» определяет уникальные задачи школьной библиотеки, которые должны признаваться и соблюдаться вне зависимости от того, использует ли школьная библиотека свои ресурсы (помещение, оборудование) самостоятельно или совместно с библиотекой другого типа, например, публичной.
Основными задачами школьной библиотеки могут быть названы следующие: развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения; побуждать к использованию информации вне зависимости от вида, формата и носителя; организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, а также способствующие эмоциональному развитию школьников; пропагандировать чтение как внутри школы, так и за ее пределами.
Сложность и многообразие задач, поставленных перед школьной библиотекой, заставляет предъявлять высокие требования к школьному библиотекарю: он должен обладать многими знаниями как в области библиотечного дела и информационных ресурсов, так и в области методики образования, возрастной психологии и т. п.
«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» призывает правительства стран пропагандировать сформулированные в нем идеи через систему как профессионального образования учителей и библиотекарей, так и через систему повышения квалификации.
Изучение всех названных документов показывает, что один из наиболее существенных для развития библиотек в современном обществе — это вопрос свободы выражения и свободного доступа к информации. Именно этот вопрос наиболее часто дискуссируется, подвергается сомнению, требованиям о пересмотре позиций, особенно под давлением обстоятельств, таких, например, как «одиннадцатое сентября» в США, терактов в России, Иране и т. п.
Часть 1
В докладе одного из ведущих специалистов в этой области Пола Старжеса (Великобритания), представленном на заседании Комитета по культуре Совета Европы (1998 г.), детально рассматриваются все аспекты этой проблемы.
Автор исследует историю вопроса, анализирует общественные опасения, связанные с распространением информации непристойного характера, оскорбительной информации, информации по таким опасным темам, как наркотики, оружие и т. п.
В докладе показано, что данная дискуссия далеко не закончена. Она вовлекает в себя правительства, правоохранительные и правоприменительные органы, политические организации, церковь, СМИ, корпорации производителей программных продуктов и организации, их предоставляющие, библиотечное сообщество и др. В первую очередь стрелы направлены против Интернета.
Автор подробно анализирует положение и предлагаемое законодательство, системы регулирования в области правил размещения в Интернете и использования информации сексуального, оскорбительного характера, по темам, представляющим общественную опасность (наркотики, оружие и т. д.), существующие в США, Европейском союзе, отдельных европейских государствах и в странах Азии.
В материалах доклада подробно описывается дискуссия по поводу фильтрации информации в Интернете, которая представляется для одной из сторон желательным выходом. Автор доклада на основании изучения результатов многих исследований приходит к выводу о том, что ни фильтрация в целях рекомендации, ни фильтрация в целях блокирования информации не решает проблемы. Более того, все фильтры в какой-то степени выходили за рамки предназначенной им роли барьера, предотвращающего случайный или намеренный доступ к материалам, носящим оскорбительный или непристойный характер, и в действительности препятствовали поиску абсолютно законной и полезной информации.
___________Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
Автор приходит к выводу о том, что только этический подход может способствовать формированию представления об Интернете как о положительном факторе развития общества, а не угрозе ему.
Автор приводит известные правила «сетевого этикета», который базируется на десяти принципах:
1. Помни о человеке.
2. Во время коммуникации в режиме онлайн придерживайся тех же правил поведения, что и в реальной жизни.
3. Знай, в каком месте сетевого компьютерного пространства ты находишься.
4. Уважай чужое время и пропускную способность.
5. Будь вежлив при общении в режиме онлайн.
6. Делись специальными знаниями.
7. Не выплескивай эмоции.
8. Уважай частную жизнь других людей.
9. Не пользуйся своими возможностями в дурных целях. 10. Прощай чужие ошибки.
Таким образом, речь идет о необходимости саморегулирования в Интернете как о единственной реальной возможности снижения его отрицательного влияния.
Следует сказать, что Американская библиотечная ассоциация (ALA) жестко выражает приверженность свободам, декларированным в Конституции США, которые должны распространяться на всех людей (для детей предусмотрен контроль со стороны родителей). Интернет трактуется как аналог библиотеки, и потому принципы, применяющиеся в библиотечном деле, естественным образом переносятся на доступ в Интернет, организованный в библиотеках.
Общие выводы, которые делает докладчик, весьма знаменательны:
Безусловно, что общественная обеспокоенность характером некоторых материалов, доступных в Интернете, имеет реальные причины. Однако такая же обеспокоенность
Часть 1
высказывается и в адрес печатных материалов, теле- и радиопрограмм и т. д.
Существует три подхода к решению данной проблемы:
— законодательный;
— применение фильтрации;
— саморегулирование.
Поскольку законодательный подход трудноосуществим, хотя бы потому, что сетевая среда меняется слишком быстро, а фильтрация не может быть полностью приемлемым подходом как с точки зрения соблюдения принципов свободы информации, так и с технической стороны, то саморегулирование сетей и их содержимого на основании этических принципов — лучший способ обеспечения доверия в коммуникационной среде.
Таким образом, на международном уровне практически сложился «пакет документов», определяющий деятельность современной библиотеки (публичной, школьной и, в известной степени, электронной). Основными профессиональными ценностями признаются уважение к пользователю, свобода доступа к информационным ресурсам, профессиональная этика.
Эти документы послужили той базой, на которую ориентировались российские специалисты.
В третью — «национальную» группу документов входят документы и проекты документов, определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек.
Это:
— Закон «О библиотечном деле» (1994 г.);
— «Кодекс этики российского библиотекаря» (1999 г.);
— «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001 г.);
— «Манифест РБА о публичной библиотеке в России» (2003 г.);
— «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).
«Кодекс этики российского библиотекаря» был первым документом, принятым новой профессиональной организацией, возникшей под влиянием демократических преобразований в нашей стране — Российской Библиотечной Ассоциацией.
Вслед за Федеральным Законом «О библиотечном деле» (1994), определившим новые правовые основы библиотечного дела в России, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» заложил новые морально-нравственные основы библиотечной деятельности.
«Кодекс...» включает в себя одиннадцать положений, в которых даны профессиональные этические нормы деятельности библиотекаря.
«Кодекс...» (впервые) утверждает интересы и потребности пользователя как профессиональный приоритет библиотекаря. Этот документ рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности, видит важнейшей задачей библиотекаря обеспечение получения полной и оперативной информации, призывает строить отношения с пользователем на основе уважения к личности и ее информационным потребностям. «Кодекс...» говорит о недопустимости цензуры библиотечных материалов, о необходимости соблюдения конфиденциальности в отношении информационных запросов пользователей (если это не противоречит закону). В этом документе указана необходимость признания библиотеками авторских прав на интеллектуальную собственность и невозможность использования в своих фондах контрафактной продукции.
Впервые в российской традиции «Кодекс...» регламентирует профессиональные отношения библиотекаря и пользователя; библиотекаря и общества; а также взаимоотношения в библиотечном коллективе. Хотя этот документ не имеет характера обязательного, юридического, вместе с тем, Рос-
Часть 1
сийская библиотечная ассоциация настоятельно рекомендует его к исполнению.
Стоит сказать, что разработка «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» велась на протяжении нескольких лет исследовательским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Ю.П. Мелентьевой. При подготовке этого документа большую роль сыграл Ю.А. Шрейдер, замечательный современный российский философ. «Кодекс...» многократно обсуждался в широкой профессиональной аудитории, на страницах профессиональной печати. Далеко не все приняли положения «Кодекса...». Существовал ряд специалистов (прежде всего теоретиков старой закалки), которые весьма агрессивно протестовали против основных положений «Кодекса...»: о праве доступа к информации, об отмене цензуры библиотечных материалов и т. п. В целом же профессиональная среда оценила «Кодекс...» весьма высоко11, что отражено и в материалах сессий РБА.
Значение «Кодекса...» состоит еще и в том, что с него началось создание совершенно нового типа нормативных документов — профессиональных стандартов, разрабатываемых и принимаемых библиотечным сообществом во главе с Российской библиотечной ассоциацией. Вслед за «Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря» появились на свет «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001 г.) и «Манифест РБА о публичной библиотеке» (2003 г.).
Во всех трех названных документах нашли отражение глубокие изменения, которые произошли в деятельности публичных библиотек России за последние 10-15