Электронная библиотека как новая форма организации библиотечного обслуживания
Неформальной датой рождения открытых электронных библиотек считается 1971 г., когда возник «Проект Гутенберг» [154, с. 152]. В этом году сотрудник Иллинойского университета Майкл Харт вручную ввел в компьютер «Декларацию Независимости» и Конституцию США, текст Библии и некоторые другие источники, относящиеся к разряду вечных ценностей. Сейчас данный проект включает несколько тысяч произведений, среди которых известнейшие художественные произведения, научные трактаты и публицистические произведения14.
В России новый эволюционный процесс, называемый информатизацией, был вызван внедрением ЭВМ и современных средств переработки и передачи информации в середине1990-хгг., при этом особенно плодотворным оказался синтез автоматизации и телекоммуникации.
В мировом информационном пространстве все большее место стали занимать технологии удаленного доступа через Интернет, датой появления которого принято считать 1983 г. [154, с. 9]. Большинство библиотек и информационных центров России подключились к Интернету в1996 г., одновременно стали создаваться электронные библиотеки. Понятие «электронная библиотека» в России появилось вконце1980-хгг., однако точного определения, включающего разграничение терминов «цифровая», «виртуальная», «электронная» библиотека до сих пор нет.
Аналогичные разночтения существуют и за рубежом, поскольку для обозначения коллекций электронных документов используются такие термины, как «digital library», «virtual library», «electronic library».
Термин «электронная библиотека» является наиболее употребляемым в профессиональной среде, но им обозначаются различные объекты, в их числе:
· распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.), доступные в удобном для пользователя виде через глобальные сети передачи данных;
·информационно-поисковая среда, обеспечивающая пользователю эффективный доступ к комплексу массивов информации;
·организация провайдерами доступа к определенным массивам однородной или разнородной информации;
·совокупность информационных ресурсов, организуемых по библиотечному принципу;
·самостоятельная система электронных информационных ресурсов,
не имеющая отношения к библиотекам; | ||
· вся | глобальная информационная | инфраструктура, обеспечи- |
вающая | любому потребителю доступ к | информационным ресурсам |
в любое время и в любом месте, то есть всемирная децентрализованная виртуальная библиотека;
·фонд электронных документов, специальным образом организованный и снабженный справочно-поисковым аппаратом;
·библиотека электронных книг (доступная для чтения при помощи специальных устройств) [3].
Все перечисленные определения электронной библиотеки не - отражают физические формы и конкретные ее модели, поэтому А. Б. Антопольский и Т. В. Майстрович определяют электронную библиотеку как информационную систему, включающую упорядоченный фонд электронных документов, формируемых в соответствии с заданными критериями и предназначенный для общественного использования, и комплекс программно-технологических средств, реализующих функции создания, использования и хранения этого фонда[3].
К определяющим критериям электронной библиотеки также относятся: местонахождение ее фонда (конкретный адрес), наличие политики комплектования; организованная система метаданных. Электронная библиотека может быть локальной или сетевой, что не является определяющим для методики ее организации. В зависимости от способа создания электронные библиотеки делятся на:
–генерируемые (когда электронные документы создаются самими держателями фонда);
–агрегируемые (из уже существующих электронных документов или целых коллекций);
–смешанные (состоящие из заимствованных и подготовленных самостоятельно электронных документов).
По составу документов электронные библиотеки подразделяются на моновидовые и поливидовые, в зависимости от знаковой природы хранимой информации (только текстовые, мультимедийные и т. д.).
По целевому назначении электронные библиотеки классифицируются следующим образом:
–мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;
–научные, предназначенные для глубокого изучения темы(предмета) научными работниками и специалистами высокого уровня подготовленности;
–учебные (учебно-методические),ориентированные на поддержку образования;
–справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;
–просветительские, имеющие научно-популярныйхарактер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;
–без определенного целевого назначения.
Существует типология электронных библиотек, в основе которой заложена совокупность двенадцати признаков: создатели, легитимность (созданные с соблюдением IV Части ГК РФ), способ создания, состав фонда, принцип формирования фондов, поисковые возможности, организация (самостоятельная, встроенная или интегрированная), целевое назначение, копирование, методика организации (по библиотечному или «не библиотечному» типу), тип доступа, характеристика текстов. С точки зрения возможностей применения в информационной деятельности электронные библиотеки делятся на бесплатные электронные коллекции текстов и коммерческие полнотекстовые базы данных.
В настоящее время в Интернете представлено огромное количество бесплатных электронных библиотек. Их пространный перечень содержится в разделе «Электронные библиотеки» справочника «Апорт»15.Среди наиболее крупных и авторитетных собраний выделяется Библиотека Максима Мошкова, включающая многие десятки тысяч самых разнообразных произведений, от серьезных романов до детективов, технической документации и работ литературных дилетантов. Широкую известность имеют электронные библиотеки, размещенные на сайтах с характерными доменными именами: Классика.ру, Проза.ру, «Bestbooks.ru» и многие др.[154, с. 57].
Электронные библиотеки существенно расширили спектр библиотечного обслуживания и предоставили пользователям небывалые ранее услуги. Стремительно растет число«онлайновых» или «удаленных» пользователей, которые с помощью Интернета в режим еon – line самостоятельно получают информацию вне стен библиотеки. Интенсивность перехода на цифровые носители в значительной степени определяется типом библиотек: наиболее динамично этот процесс происходит в вузовских, академических библиотеках и библиотеках бизнес-структур; медленнее – в универсальных научных и публичных.
Развитию новых форм библиотечного обслуживания способствовало появление и использование в библиотеках компакт-дисков(CD-ROM). На CD-ROM стали выпускать каталоги, библиографические указатели, словари, энциклопедии. Однако обслуживание пользователей в режиме технологий off-line, в том числе и с помощью CD-ROM, становится бесперспективным из-за ограничений емкости, скорости доступа и сложности актуализации содержания по сравнению с-возможностями Интернета[22].
С организацией доступа к коммерческим полнотекстовым базам данных наступила новая эра библиотечного сервиса, когда пользователи, используя web-сайты библиотек, могут обращаться к полнотекстовым базам данных непосредственно с рабочего места или из .дома Библиотека в этом случае выполняет посреднические функции, обеспечивая свободный доступ читателей к документам и информации.
В России по данным Национального электронно-информационного консорциума17 (НЭИКОН) наиболее активными пользователями коммерческих электронных полнотекстовых ресурсов являются академические библиотеки и библиотеки ведущих университетов (СПГУ, Высшей школы экономики, МГУ, Уральского госуниверситета и др.), а также Публичных центров правовой информации , которые сегодня функционируют в сотнях российских библиотек. В данных центрах обслуживание читателей осуществляется по правовым базам данных ФСО России, компаний «Гарант», «Кодекс», «Консультант-Плюс». Электронные ресурсы имеют первостепенную важность, без их использования сегодня трудно представить бизнес, науку, образование или досуг.