Методы индивидуального библиотечного обслуживания
Универсальными | эффективными | индивидуальными | формами |
и методами для библиотек всех типов и видов являются такие услуги, | |||
как беседа, информирование, рекомендация и некоторые другие. | |||
Индивидуальная беседа – базовый метод библиотечного обслужи- | |||
вания. В зависимости от конкретных условий и цели общения индиви- | |||
дуальная беседа может быть нескольких модификаций: ориентирую- | |||
щей (при первичной | записи в библиотеку); тактической (при | реко- |
мендации книги, тематики чтения и т. п.), корректирующей (при оказании помощи в повышении информационной культуры).
Метод составления индивидуального планового чтения актуален для детей и учащихся. В современной практике библиотек применяются три вида планового чтения:
·типовые планы чтения, составленные на основе анализа наиболее распространенных запросов пользователей;
·списки литературы по актуальным темам;
·индивидуальный план чтения, составленный библиотекарем и читателем.
К плановому чтению привлекаются: дети, учащаяся молодежь, а также пользователи библиотек, занимающиеся самообразованием, увлеченные какой-либотематикой(животный мир, здоровый образ жизни, историческая литература и т. д.).
Метод индивидуального информирования предполагает информирование конкретного пользователя с учетом его индивидуальных информационных потребностей. В процессе индивидуального обслуживания применяются следующие формы: рекомендации, выполнение справок (библиографических, тематических, фактографических и др.) и консультации, при которых способами передачи информации являются передача информации непосредственно пользователю, по электронной почте, телефону или факсу, копирование, в том числе на электронные носители информации.
Современными методами информационного обслуживания пользователей являются избирательное распространение информации (ИРИ), дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР) и оперативное сигнальное информирование (ОСИ), которые чаще всего используются для информирования тех пользователей, чья деятельность имеет высокую социальную значимость и интеллектуальную емкость, например, ученых и специалистов в научных и академических библиотеках [138].
С помощью ИРИ распространяется вновь появившаяся информация, соответствующая постоянным информационным запросам потребителей информации (ГОСТ 7.73-96«Поиск и распространение информации. Термины и определения»).
Основная цель ИРИ – содействие поддержанию знаний пользователей на современном уровне, создание предпосылок для постановки новых научных задач и их эффективного решения с учетом достижений отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
Система ИРИ должна соответствовать требованиям абонентов: оперативно и регулярно с максимальной полнотой обеспечивать первичными документами (или их копиями), кратким раскрытием содержания, с обязательной обратной связью.
Максимальная полнота обслуживания в режиме ИРИ особенно актуальна для научных работников и специалистов. Это требование осуществляется путем отбора информации, соответствующей запросу: документов, поступивших в библиотеку, библиографических источников (реферативных журналов, зарубежных и отечественных БД, ресурсов Интернета).
Раскрытие содержания документа осуществляется посредством составления: реферата, аннотации, перевода заглавия с иностранного языка, набора ключевых слов. Наличие реферата, аннотации или ключевых слов делают возможным оценку документа не только с точки зрения соответствия содержания потребностям абонента, но и позволяют сделать вывод о степени полезности предоставляемой информации.
Оперативность и регулярность доведения информации обусловлены необходимостью своевременного ознакомления потребителя со всем новым, что происходит в интересующей его предметной области. Нерегулярное поступление информации приводит к ее неэффективности или бесполезности.
Постояннодействующая обратная связь позволяет судить о результативности обслуживания и оценивать соответствие запросам передаваемой абонентам информации.
Технология ИРИ состоит из следующих операций: выявление состава абонентов; анализ информационных потребностей (ИП), определение тематики информирования; отбор источников информации, выбор информационно-поискового языка (ИПЯ); установка обратной связи с пользователем. В настоящее время функционируют традиционные (ручные) и автоматизированные системы ИРИ.
Системой ИРИ могут обслуживаться индивидуальные и коллективные пользователи, а их состав и количество определяется важностью работы.
Эффективность функционирования системы ИРИ определяются коэффициентами релевантности и пертинентности, которые выводятся на основе анализа оценки информации пользователями и показывают степень соответствия отправленной и полученной информации - ин формационному запросу и потребностям абонентов.
Дифференцированное обеспечение руководства(ДОР) предусматривает обеспечение руководителей различных уровней специально подготовленной информацией, предназначенной для решения задач управления.
Обеспечение руководства в режиме ДОР строится по принципу системы ИРИ. Различие между ДОР и ИРИ заключается в том, что по системе ИРИ абонентам направляется сигнальная информация, а режим ДОР предполагает предоставление тщательно отобранной, аналитически переработанной информации, исключающей в большинстве случаев необходимость обращения к первоисточникам.
Оперативное сигнальное информирование (ОСИ) – это система текущего оперативного доведения до пользователей сигнальной -информации о содержании наиболее значимых журналов мира по-различным отраслям науки, техники и общественной жизни в соответствии с их постоянно действующими тематическими запросами. Информирование осуществляется на основе отечественных и зарубежных баз данных, отражающих оглавления большинства издающихся научных журналов в мире, сгруппированных по научным направлениям или издательствам[138].
Дистанционное индивидуальное обслуживание осуществляется при помощи Интернета, электронной почты.