Значение и задачи индивидуального библиотечного обслуживания. Основные современные концепции
Индивидуальное библиотечное обслуживание в разные периоды развития страны определялось общей социокультурной ситуацией, миссией библиотек в обществе и отношением к читателю («руководство чтением», «помощь читателю»). В период идеологического диктата в стране библиотечное обслуживание было направлено не на конкретного, а на «социального», коллективного, «суммарного» читателя.
Цель современного индивидуального библиотечного обслуживаниязаключается в помощи личности в ее социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки [22].
В задачи индивидуального библиотечного обслуживания входит:
·удовлетворение информационных потребностей пользователя;
·содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры личности;
·организация условий для сотрудничества читателя и библиотекаря.
·содействие самораскрытию, самопознанию, самовыражению личности в учебной, профессиональной, досуговой и другой деятельности.
·помощь в осознании структуры информационных потребностей и тематики чтения (детям, юношеству).
В связи с изменениями в жизни библиотек и обществе в целом происходит эволюция индивидуального библиотечного обслуживания.
Понимание роли библиотеки как социального института, осознание сущности взаимоотношений читателя и книги отмечено в фундаментальной работе Н. А. Рубакина «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию». Концепция индивидуального библиотечного обслуживания Н. А. Рубакина подчеркивала незыблемое право читателя (не только взрослого, но и ребенка) на самостоятельный выбор и оценку книги. Однако в России это правило подменено «руководством чтения», которое выражалось в авторитарном влиянии библиотекаря на читателя и надолго определило
сущность индивидуального | библиотечного | обслуживания. Детские |
и школьные библиотеки | были объявлены | политико-просветитель- |
ными, идеологическими учреждениями. Уверенность в эффективности руководства чтением, в возможности через чтение влиять на развитие таких качеств личности, которые требовались государству, опиралась на исследования в области библиопсихологии. В годы советской власти в стране была создана общественная система, значимыми ценностями которой были конформизм, коллективизм, усредненность, на этих же основаниях строилось и объективно способствовало их укреплению библиотечное обслуживание. Позднее руководство чтением трансформировалось в политическую идею«формирования нового человека».
Понимание того, что библиотека вообще не должна осуществлять руководство чтением взрослого читателя стало активно формироваться в период перестройки, когда тоталитарная идеология перестала существовать, а термин «руководство чтением» был дискредитирован.
Современные философские и психолого-педагогические основы индивидуального библиотечного обслуживания заложены в документе «Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ (новая редакция)», 2003[96].
Библиотечный кодекс является сводом законодательных актов, составленных на основе общих принципов и норм правового регулирования библиотечной деятельностью, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами – участниками Содружества. Назначение библиотечного кодекса заключается в законодательном регулировании библиотечной деятельности в странах Содружества, которое осуществляется для того, чтобы содействовать развитию исторически сложившихся многосторонних культурных, научно-техническихи экономических связей; сохранять и распространять мировую и национальную культуры; обмениваться достижениями науки, промышленности; реализовывать права граждан на доступ к ценностям мировой цивилизации, получение знаний, объективной и всесторонней информации.
Также основы индивидуального библиотечного обслуживания содержатся в:
·концепции Библиотечного обслуживания детей в России (2004);
·концепции Развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 г. (проект);
·концепции Развития библиотечного обслуживания населения города Москвы до 2015 г., принятой РБА в 2008 г.