И информационной культуры пользователей
Термин «культура чтения» существует в своем полном значении только в русском языке. Понятие «культура чтения» является личностным потому, что наряду с умениями ориентироваться в мире информации включает в себя и «любовь к книге», «интерес к чтению», «восприятие и понимание прочитанного», «творческое чтение» и т. п. [22]. Изучению культуры чтения в различных аспектах(влияние чтения на личность; культура и круг чтения различных читательских групп; культура чтения различных видов и жанров литературы и т. п.) посвящены сотни работ не только библиотековедческого, но и педагогического, психологического, философского характера. Многие авторы рассматривают чтение как глубокий социально-психологический процесс, а культуру чтения как феномен, определяемый интеллектуальными и моральными качествами личности.
В России чтение стали изучать еще в XIX в. Н. А. Рубакин, А. А. Покровский, Л. Б. Хавкина, рассматривая чтение как важнейшее средство самообразования, уделяли большое внимание вопросам формирования культуры чтения. Так, например, в книгах «Этюды о русской читающей публике», «Практика самообразования» и других Н. А. Рубакин рекомендовал определенные приемы чтения[147]. А. А. Покровский в своих трудах подчеркивал, что библиотека должна воспитывать у читателей умение читать толково, сознательно, пользоваться книгой для самообразования. Л. Б. Хавкина предлагала средствами библиотечной работы поднять уровень культуры читателя и выработать у него навыки чтения книг. Проблемы психологии чтения изучали такие библиотековеды и психологи, как Я. М. Шафир, В. А. Невский, Л. С. Выготский, П. И. Гуров, А. П. Нечаев, Н. А. Рыбников по следующим направлениям: изучение механизма чтения, восприятие текста; социальнопсихологическая природа чтения; психологические механизмы воспитательного воздействия книги на человека и. пт. Исследования по психологии чтения явились теоретической основой для библиотечного обслуживания читателей и воспитания культуры чтения. За 1924–1934гг. было опубликовано свыше 250 работ, посвященных общим и частным вопросам самостоятельной работы с книгой. В результате сложилось представление о культуре чтения как о системе знаний, умений, навыков, необходимых читателю для работы с книгой в библиотеке. Библиотековедами выделены наиболее значимые из них:
·осознание роли книги и чтения в жизни человека и общества ;
·осознание цели обращения к конкретному изданию;
·умение ориентироваться в источниках информации и в конкретном документе;
·высокий уровень восприятия и усвоения прочитанного;
·навыки работы с текстом (умение конспектировать, формулировать тезисы, систематизировать записи и т. п.);
·умение варьировать темп чтения в зависимости от его цели и др. Одновременно с понятием «культура чтения» стало формироваться понятие «библиотечно-библиографическая грамотность» как его составная часть, включающая набор необходимых умений и навыков читателя для работы в библиотеке. В1960–1980-егг. в стране действовала общегосударственная Программа пропаганды библиотечнобиблиографических знаний («ББЗ»).
В 1970–1980-егг. большой интерес вызвал такой аспект культуры чтения, как «быстрочтение». О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов и А. Зиганов разработали методику самостоятельного обучения навыкам быстрого чтения, которое эффективно для усвоения технической, специальной или научной литературы, но не применимо к литературе художественной.
Возрастание роли информации в современном обществе, формирование информационного пространства привело к тому, что к решению данной проблемы подключились международные организации ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, которыми разработаны и опубликованы декларации, меморандумы и программы по формированию культуры чтения и информационной культуры населения. С 2002 г. в структуре ИФЛА работает секция «информационная грамотность», само название которой говорит о задачах, стоящих перед ее членами, поскольку эта проблема стала рассматриваться как гуманитарная и социальная, а ее решение связано с развитием личности в новой информационной среде.
Семинарское занятие
Тема: «Роль библиотечного обслуживания в социализации личности (правовая социализация, семейное чтение и др.)».
Задание Подготовьте выступления по следующим темам:
1.В чем заключается социализация личности вообще и правовая социализация в частности?
2.Назовите приоритетные направления деятельности детских библиотек.
3.Расскажите о роли семейного чтения.
4.Расскажите о направлениях работы различных моделей юношеских библиотек: а) «традиционной»; б) «тематической»; в) «досугового центра»; г) «информационной»; д) «социализирующей».
5.Какие «небиблиотечные» услуги предоставляют юношеские библиотеки своим пользователям.
6.С чего и в каком году началась история создания публичных центров правовой информации (ПЦПИ)?
7.В чем заключается социальная роль ПЦПИ?
8.Назовите основные направления работы ПЦПИ при публичных библиотеках.
9.От чего зависит функционирование ПЦПИ любого уровня?
10.Кто является основными пользователями ПЦПИ: а) среди корпоративных абонентов; б) из числа индивидуальных пользователей.
11.На какие группы пользователи ПЦПИ подразделяются по уровню правовой грамотности?
12.Какие традиционные и инновационные формы используют ПЦПИ при обслуживании пользователей? Перечислите примерную номенклатуру услуг.
13.Назовите требования к обслуживающему персоналу ПЦПИ.
14.Расскажите о международном опыте предоставления правовой информации населению.
708 Технология библиотечного обслуживания