Кафедра теории и методики социально-культурной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Методика преподавания специальных дисциплин

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения дисциплины

4 курс

Направление: 071800.62 «Социально-культурная деятельность»

Профиль: «Постановка и продюссирование культурно-досуговых программ»

Форма обучения - заочная, 7 семестр

Лекции - 2 часа

Практические занятия - 12 часов

Самостоятельная работа –94 часа

зачет - 7 семестр

Всего часов по учебному плану –108 часов

Москва - 2013
Содержание дисциплины

Тематика лекционных занятий

Тема 1. Общее понятие о слагаемых педагогического мастерства преподавателя специальных дисциплин

Педагогическая профессия и ее роль в современном профессиональном образовании в вузе. Становление педагогической профессии. Задачи педагогической деятельности Задачи обучения, план занятия и оценка.

Профессиональная характеристика педагога. Составление задач обучения. Составление задач для приобретения навыков. Составление задач для формирования отношения. Проверка выполнения задач обучения. Усвоение базовых, основных и дополнительных знаний. Профессиональная пригодность и профессиональная готовность педагога. Профессиограмма преподавателя.

Педагогическое мастерство преподавателя спецдисциплин. Понятие"педагогическое мастерство"и егосущность. Структура педагогического мастерства.Совершенствуем педагогическое мастерство. Педагогическая и гуманитарная культура преподавателя. Практическая готовность к педагогической деятельности.

Профессиональный рост и личностное развитие педагога. Мотивы личностного развития педагога. Творческая индивидуальность педагога. Условия развития творческой индивидуальности педагога. Профессиональное саморазвитие педагога-преподавателя. Оценка эффективности и стадии саморазвития.

Сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры. Этические нормы взаимоотношений преподавателя со студентами. Роль эстетики в педагогическом процессе. Соотношение педагогической техники и педагогического мастерства. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя. Пути формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Тема 2. Компетентностный подход – основа преподавания специальных дисциплин

Основные идеи компетентностного подхода. Сущность понятий компетенция» и «компетентность». Ключевые компетентности.

Болонский процесс и компетентностный подход.

Требования к ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации Требования к ООП бакалавра, магистра, специалиста. Требования к результатам освоения ООП (ФГОС «Педагогическое образование») Компетенции Общекультурные (ОК) Профессиональные (ПК) Общепрофессиональные (ОПК) Профессиональные (ПК): в педагогической деятельности, культурно просветительской деятельности

Бинарная классификация компетенций (Министерство образования и науки РФ) 1 группа – общие (универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») компетенции 2 группа – профессиональные (предметно-специальные) компетенции.

Педагогическая инноватика в преподавании. Инновационный процесс. Типология педагогических нововведений. Факторы, препятствующие нововведениям. Авторские методики преподавания и их источники. Отечественные разработки. Инновационные поля обучения. Информационные технологии в образовании. Значимость учебного плана в преподавании спецдисциплин. Подходы к научению. Методическая работа в научной школе.

Тема 3. Специфика преподавания специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

Основы технологии целостного педагогического процесса обучения спецдисциплинам. Педагогическая технология и мастерство преподавателя. Сущность педагогической технологии. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач и их характеристика. Этапы решения педагогической задачи.Проявление профессионализма и мастерства преподавателя в решении педагогических задач

Государственные образовательные стандарты по направлению и специальности “Социально-культурная деятельность”. Цели и задачи социально-культурного образования в колледже и вузе. Принципы построения Стандартов. Структура и содержание Стандартов по направлению “Социально-культурная деятельность”: общее и особенное. Возможности и приемы использования Стандартов при подготовке учебных курсов по спецдисциплинам.

Дидактика как теория обучения. Этапы становления дидактики. Предмет дидактики. Дидактика как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты. Функции дидактики. Основные понятия дидактики. Цель (учебная, образовательная). Предмет и задачи дидактики на современном этапе. Содержание обучения, образования. Форма, метод, средство, результаты. Специальные дидактики – частные методики.

Наши рекомендации