Диагностика креативности Вильямса, самооценка творческого потенциала

креативность трактуется как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания». Первые тесты креативности были созданы американским психологом Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете штата Калифорния в 50-е гг. (1967). Эти методики, известные как Южно-калифорнийские тесты дивергентной продуктивности измеряли особенности одного из типов мышления, названного Дж. Гилфордом дивергентным. У Ф. Вильямса креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях; нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности тесты Е.П. Торренса. Е.П. Торранс («Теории интеллектуального порога»), понимает креативность как возникновение чувствительности к проблемам, недостаткам, провалам в знании, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п. Торренс в 1966 году разработал 12 тестов "Творческого мышления". Они сгруппированы в вербальную (оценивает вербальное творческое мышление), изобразительную (оценивает изобразительное творческое мышление), звуковую шкалы (оценивает словесно-звуковое творческое мышление). Е. Торренс предлагает «теорию интеллектуального порога», где говорится, что если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной. Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с одаренностью. Он считает, что одной из сфер одаренности является креативность Согласно теории Я. А. Пономарева («Психология творческого мышления», «Психика и интуиция» и др.), креативность базируется на интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам деятельности.

Таким образом: Уровень развития креативности зависит от уровня развития интеллекта; Креативность определяется такими независимыми факторами, как чувствительность к побочному продукту деятельности (Я.А. Пономарев), дивергентное мышление (Дж.Гилфорд), чувствительность (сензитивность) к проблеме (Е.П.Торранс); Уровень креативности определяется, прежде всего, личностными чертами; Креативность - интегративная характеристика личности, обусловленная взаимодействием когнитивно-интеллектуальных и мотивационно-личностных факторов. Критерии креативности: Беглость — способность продуцировать большое количество идей; Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи. Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно 1ой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве. По второй гипотезе, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад Творческий потенциал -это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному мышлению. В процессе самооценки очень важным является выбор сферы деятельности, т.к. неправильные выбор ведет к низким творческим результатам.



Наши рекомендации