Перемена лагеря (Встречные старты)

На учебной лыжне прокладывается ряд параллельных лыжней по числу игроков. Игроки делится на две команды. Команды выстраиваются лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки в своих лагерях. Дистанция между ними сорок‑шестьдесят метров. По сигналу участники обеих команд бегут на лыжах навстречу друг другу. Победа присуждается команде, которая первой, в полном составе, придет в лагерь противника (на противоположную сторону площадки).

Перестроение на лыжах

Эту игру хорошо проводить на школьных занятиях, чтобы и на лыжах подвигаться, и повторить, как выполняются перестроения. Перестроения конечно же будут в какой‑то мере отличаться от тех, что выполняются в зале, но общий смысл будет сохранен.

Игроки делятся на две команды, которые строятся в одну шеренгу. Команды рассчитываются на «Первый‑второй». По команде ведущего: «Класс, в две шеренги стройся!» игроки должны перестроится в две шеренги, а по команде «Класс, в одну шеренгу стройся!» – обратно. Какая команда быстрее и точнее справится с заданием, та и побеждает, получает одно очко, за перестроение в две шеренги и еще одно очко за перестроение в одну шеренгу (очки могут разделиться, если одна команда быстрее перестроилась в две шеренги, а другая в одну). Затем первые меняются со вторыми местами и перестроения повторяются.

Игра не так легка, как кажется на первый взгляд, потому что вторым придется делать шаги назад и вставать за первыми, но так, чтобы не наступить им на лыжи. Если один из игроков наступает на лыжи другого игрока, то его команда получает штрафное очко.

Перестроения повторяются несколько раз, и в конце подсчитывается количество набранных очков. У какой команды их больше, та и побеждает (или у какой команды меньше штрафных очков, та и побеждает).

Перетягивание на лыжах

Два игрока встают спиной друг друга в четырех метрах друг от друга. На них надевается кольцо из веревки так, чтобы оно прошло под руками. Между игроками чертится средняя линия. Приседая, участники подают туловище вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга, стараясь дотянуть соперника до средней линии, или сделать так, чтобы он потерял равновесие и упал.

Чтобы не было травм лучше играть без лыжных палок, и необходимо проверить, чтобы длины веревки хватало (падая, например, на спину, ребенок не должен достать до лыж другого игрока).

По алфавиту

Игроки делятся на команды по семь‑десять человек в каждой. По сигналу ведущего команда должна образовать шеренгу, построившись на лыжах не по росту, а по алфавиту (по первой букве фамилии). Если первые буквы фамилий некоторых игроков совпадают, принимают во внимание вторые буквы и т. д. Выигрывает команда, которая построиться быстрее всех и сделает это без ошибок.

По карте, следам и приметам

Игра проводится в лесу или парке. Для игры ведущему потребуются помощники, которые будут помогать следить за тем, чтобы дети не заблудились и не потерялись. Играют две команды на лыжах. Для игры нужны нагрудные нашивки различного цвета с обозначенными на них номерами. Номера каждой команде даются вразбивку: первой – от 101‑го до 300‑го, второй – от 301‑го до 500‑го. Номера первой команды неизвестны игрокам второй, и наоборот. Каждому участнику надо приготовить небольшую картонную карточку (пять‑восемь сантиметров) с привязанным к ней карандашом. На карточках записываются номера замеченных противников.

Флажками или другими ориентирами обозначается игровая зона (чем она больше, тем лучше). По сигналу с разных сторон обе команды начинают двигаться навстречу друг другу (можно запускать с разных мест, не обязательно, чтоб команды в начале стояли точно друг напротив друга, можно поставить по диагонали одну прямо другую справ или слева и т.п.). Команды находятся далеко друг от друга, поэтому друг друга они не видят. Задача команд за определенное время (десять‑двадцать мин.) Записать как можно больше номеров противника. После окончания времени игры (следует громкий звуковой сигнал, который должен быть слышен на всей игровой зоне), команды возвращаются на место своего старта. Там все игроки передают записанные номера судьям, которые и проверяют, какая команда увидела больше номеров противника. Команды собираются в общей точке сбора, где и объявляется победитель (команда увидевшая большее количество номеров противника).

Игроки не имеют права закрывать свой номер чем бы то ни было, но это не значит, что они должны близко подходить к игрокам другой команды и поворачиваться к ним грудью, можно стоять полубоком, спиной к игрокам. Увидел номер, записал, и отъехал подальше, чтобы не заметили. Ни в коем случае игрокам нельзя прятаться в снегу. Игрокам запрещено обмениваться информацией, нарушившего игрока можно вывести из игры или засчитать на один узнанный номер меньше. Во время игры все участники могут двигаться в любом направлении по всей игровой зоне, но, не выходя за нее. Вышедшие за игровую зону номера объявляются другой команде и выбывают из игры.

Можно считать не только все увиденные разные номера, но и вообще все номера. То есть, если пять человек увидели номер 301, то это уже пять увиденных номеров. В противном случае может получиться такая ситуация, что один игрок из команды заедет к противникам, проедет вокруг них, запишет все номера, естественно, что остальные запишут только его один номер и получится, что команда запустившая одного быстрого игрока выиграет только за счет того, что тот все номера перепишет. Впрочем, тут уже команда противника тоже должна подумать, как лучше действовать. Поэтому и можно пробовать играть и так, и т так.

По местам

Игроки делятся на две команды: первая шеренга – одна команда, вторая шеренга – другая. По команде ведущего игроки команд продвигаясь вперед перестраиваются в колонну по одному. Ведущий отводит игроков на шестьдесят‑семьдесят метров от места построения. По команде «По местам!» игроки бегут кратчайшим путем на места и строятся в колонны (или шеренги). Выигрывает команда, вставшая на свое место первой.

Место построения можно чем‑нибудь обозначить, флажками или лыжными палками.

Немного другой вариант этой игры: Игроки делятся на команды и строятся в шеренги (или колонны). Втыкают палки в снег, перестраиваются в колонну по одному (если были в шеренге). Начинают двигаться по учебному кругу, а затем по извилистой лыжне за ведущим. Когда все игроки отойдут на пятьдесят‑семьдесят метров от палок, ведущий подает команду «По местам!». Все игроки бегут (можно заранее обговорить каким способом бежать, например, скользящим шагом), кратчайшим путем к своим палкам. Какая команда построится раньше, та и побеждает.

По следам

Игра проводится во время прогулок в лес или парк.

Игроки делятся на четыре команды (в каждой команде должен быть взрослый, в качестве наблюдателя, но он не помогает). Команды разделяются в условном месте и едут в разные стороны, но потом съезжаются в другом условленном месте. Задача игроков состоит в том, чтобы каждая команда отмечала свою лыжню специальными знаками, например, на конец палки что‑нибудь прикрепить, чтобы она оставляла специфический след; сделать из сучка «птичью лапку» и рядом с лыжней оставлять такой след; опираться на палки только каждый четвертый шаг и т. п. Встретившись, игроки меняются путям, теперь первые возвращаются по второй, вторые по первой, третьи по четвертой, а четвертые по третьей. По пути взрослый сопровождающий записывает все приметы, которые замечают ребята. Команды встречаются вновь и сравнивают, кто сделал больше меток и кто нашел больше меток, поэтому у игры два победителя, команда, которая придумала и реализовала больше других команда своих идей, а вторая команда победительница, которая сумеет найти большее количество следов.

Можно делиться и на две команды, но тогда каждому в отдельности труднее будет проявить себя, и получится большая запутанность следов.

Если игра проводится еще раз, то тогда команды меняются партнерами по прохождениям (первая по третьей, вторая по четвертой, соответственно третья по первой, а четвертая по второй).

Подъем в гору

Все участники игры делятся на группы по четыре‑пять человек. Участники первой команды выстраиваются на одной линии у подножия небольшой горы. По сигналу ведущего все участники этой команды начинают подъем в гору заранее оговоренным способом, например, лесенкой (елочкой и т.п.) до установленного места. Время подъема всей команды засекается. Пока первая команда осуществляет подъем, участники второй команды, выстраиваются у подножия склона. Подается команда для подъема и т. д.

Побеждает команда, игроки которой в полном составе выполнили подъем быстрее. Если один из участников поднимается не установленным способом, время подъема команды удваивается.

Поезд

Игроки выстраиваются в две‑три колонны, каждая на своей лыжне. По сигналу ведущего участники команд продвигаются ступающим шагом (или скользящим шагом) вперед в «депо», ворота которого обозначены лыжными палками, поставленными по бокам лыжни. Победу можно присуждать по двум параметра. Первый – дети должны все движения выполнять согласованно и четко (все движения выполняются одновременно и с одноименных рук и ног). Второй – кто быстрее проедет свои ворота.

Поменяй флажок

На одной стороне площадки располагаются игроки, у каждого в руке флажок. Напротив каждого на расстоянии десяти‑двадцати метров втыкаются еще флажки, по одному на каждого играющего (флажки желательно поставить разного цвета). По сигналу игроки стартуют, доходят до своих флажков, берут воткнутый и втыкают тот, который несли и возвращаются назад. Эту игру можно проводить как эстафету в колоннах, но расстояние между колоннами должно быть не менее двух метров, чтобы можно было свободно, не мешая друг другу, делать повороты.

Помоги товарищу

Игровую дистанцию длиной двадцать метров размечают линиями старта и финиша. Игроков разбивают на тройки. Средние игроки каждой тройки стоят на лыжах без палок, а боковые игроки с палками. По сигналу судьи боковые игроки каждой тройки протягивают к среднему игроку ближайшие к нему палки и, отталкиваясь свободными палками, бегут к финишу. Задача среднего игрока – крепко держаться за палки возниц и скользить по снегу, не делая никаких шагов. Выигрывает тройка, первой пересекшая линию финиша.

Для безопасности палки желательно использовать с тупыми концами.

Попади в цель на лыжах

Задача проста – при спуске с горки попасть в мишень (щит, корзину) снежком или мячиком. В качестве усложнения меняется величина мишени, ее расположение (в начале, середине, конце склона), расстояние до нее от места спуска. Можно брать два снежка (мячика) и постараться за время спуска успеть бросить оба снаряда в две мишени, причем мишени могут стоять как с одной стороны, так и с двух, усложняя задачу, теперь игроку придется поворачиваться для броска то в одну, то в другую сторону.

Второй вариант: Своеобразный биатлон. Готовится две‑три мишени, а дети готовят по 3–5 снежков. Для девочек и мальчиков можно сделать разные мишени и на разном расстоянии. Обычно используется вертикальная мишень – пластмассовые обручи, которые можно подвесить. А можно в качестве мишени использовать все что есть «под рукой» – деревья, стену и т. п. Обозначается линия метания, у которой дети складывают свои снежки. Потом игроки, пробежав круг (метров сто‑сто пятьдесят), выполняют броски снежков в цель (можно бросать только свои снежки, а можно сразу договориться, что каждый может бросать любой снежок). Можно бросить сразу пять и подсчитать количество попаданий у каждого, а можно бросать по одному или по два снежка каждый круг.

Попробуй, догони!

В игре участвует небольшая группа детей – четыре‑пять. Линия финиша обозначается одна, но каждый участник игры имеет свою стартовую отметку на лыжне. В результате самый сильный должен пробежать сто метров, кто немного послабее – восемьдесят, еще слабее – шестьдесят и так далее. По сигналу ведущего все одновременно пускаются в путь. Каждый стремится прибежать к финишу первым, обогнав по пути бегущего впереди.

Наши рекомендации