Тема 3. Групповая динамика в организации
Рабочие группы. Понятие группы, ее особенности. Типы групп и их структура. Общая характеристика группы. Размер группы, целевое назначение, природа образования, гомогенность, фоновые свойства, степень открытости, сплоченность, статус членов группы. Факторы, содействующие сплоченности группы. Последствия сплоченности.
Факторы, влияющие на формирование группы. Взаимодействие индивида и группы. Формальные и неформальные группы в организации. Возможности группового влияния.
Основные этапы развития. Функции и роли членов группы. Распределение ролей.
Влияние и подчинение в группе. Разновидности подчинения. Факторы, объясняющие подчинение. Факторы, влияющие на подчинение. Социальное воздействие.
Команды и командообразование. Понятие команды. Команда и группа. Условия формирования эффективной команды. Представительство интересов команды и снижение уровня противоречий внутри команды. Факторы групповой сплоченности. Психологическая совместимость. Типологические профили и их использование при формировании команд.
Концепция организационного развития.
Тема 4. Коммуникации в организации и организационная культура
Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационные процессы. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Деловое общение как основа коммуникативного поведения. Понятие организационной культуры. Источники организационной культуры. Общественные ценности, внешняя среда, внутренняя среда.
Области проявления организационной культуры. Организационная структура, стратегии отбора и социализации, классовые различия, мифы и символы, язык организации, ритуалы и церемонии.
Управление изменениями и поведением в организации
Анализ поведения организации. Конструирование структуры организации. Управление поведением организации. Управление изменениями в организации. Сопротивление изменениям и нововведениям в организации и их преодоление. Методы изменений индивидуумов и групп. Методы управления сопротивлением изменениям.
Организационное развитие. Модель проведения изменений в организации. Программы организационных изменений. Методы организационных изменений. Оценка программ изменений организации.
Виды конфликтов и их характеристика. Способы управления конфликтами. Методы урегулирования конфликтов: авторитарный метод, переговоры, принципиальное согласование, посредничество, арбитраж, интегральный метод решения конфликта. Инструменты решения конфликта.
Роль конфликта в современной организации.
Стрессы в структуре организационного поведения персонала. Сущность и динамика стрессов. Характеристика симптомов стресса и психических состояний персонала в результате стресса. Управление стрессом. Индивидуальные методы управления стрессом. Роль организации в управлении стрессом.
Шкала Т. Холмса и Р. Рея. Психогигиена стресса.
Тема 5. Лидерство и власть в организации
Сущность лидерства и подходы к изучению лидерства. Характеристика основных теорий лидерства. «Решетка» лидерства. Теория трансформирующего лидерства. Теория вертикальной парной связи. Модель случайного лидерства Фидлера. Модель П. Херши и К. Бланшарда. Нормативная модель Врума — Йеттона — Яго. Заменители лидерства.
Власть в организации. Каналы власти. Сущность власти и влияния в организационном поведении. Особенности различных форм власти и влияния. Эффективность различных форм власти и влияния. Организационная сущность управления; стили руководства: по Левину, по Лайкерту, по МакГрегору (теории Х и У); стиль руководства, ориентированный на работу (задачу) или на человека; по Блейку – Моутон, по Танненбауму – Шмидту, по Фидлеру, по Вруму – Йеттону, по Херши – Бланшарду, по Арджирису.
Поведенческий маркетинг. Маркетинговый подход в организационном поведении. Управление поведением клиентуры организации. Маркетинговая поведенческая культура организации и ее составляющие. Поведенческие ориентации персонала.
Поведенческие ресурсы управления. Модель управленческих ориентации руководителя. Управление поведением клиентуры. Целевая направленность поведения.