Тема 10. Групповая динамика

1.Групповые эффекты

2.Групповое давление

3.Личность в групповом процессе.

4.Групповое принятие решения

Литература:

Основная –

Кравченко А.И. Социология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2002. – 384 с.

Дополнительная –

1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.

2.Майес Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 797 с.

3.Шибутани Т. Социология психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 539 с.

Влияние группы на поведение человека, осознаваемое и неосознаваемое, присутствует всегда. Поэтому понимание характера этого влияния помогает как в обыденной, так и в профессиональной жизни.

1.В любой социальной группе происходят различные процессы, которые описывают ее динамическую составляющую, ее изменения. Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенное состояние посредством различных групповых механизмов и обеспечивающих ее формирование, функционирование и развитие. К таким процессам относятся групповые эффекты.

Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию (объединение) индивидуальных действий в совместной групповой деятельности. В социальной психологии выделяют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

Человек существо социальное и его реакция на присутствие других людей проявляется в виде разных эффектов.

Присутствие других
Тема 10. Групповая динамика - student2.ru Исследователь Триплет проводя эксперименты, установил, что велогонщики показывают лучшее время, соревнуясь с другими, то есть присутствие других людей побуждает их к более энергичным действиям. Этот эффект был назван социальной фасилитацией - мотивация, источником которой являются присутствие соисполнителя или аудитории, усиливающая хорошо усвоенные реакции. По данным других авторов, присутствие посторонних, напротив, привычные операции делает менее эффективными – социальная ингибиция. Роберт Зайонц «примирил» эти противоречащие друг другу результаты, применив принцип, хорошо известный из экспериментальной психологии: возбуждение усиливает доминирующие реакции. Подобный эффект возникает вследствие боязни оценки, или в результате рассеяния внимания – конфликта между отвлечением внимания на посторонних и необходимостью сосредоточиться на выполняемой работе. Когда индивидов невозможно оценить или сделать ответственными за свои действия, более вероятна социальная леность.

 
  Тема 10. Групповая динамика - student2.ru

Рис. 5. Групповые эффекты

Результаты исследований свидетельствуют о том, что люди нередко работают менее усердно, участвуя в выполнении подобных «аддитивных заданий», чем тогда, когда трудятся в одиночку. Эти результаты соответствуют и наблюдениям над реальными трудовыми коллективами: отсутствие индивидуальной ответственности за результаты труда создает благоприятную почву для проявлений социальной леность. Когда высокий уровень социального возбуждения накладывается на «размытую» ответственность, люди способны забыть о присущей им в обычных обстоятельствах сдержанности. Подобная деиндивидуализация наиболее вероятна тогда, когда люди возбуждены, а их внимание отвлечено, в таких ситуациях люди ощущают себя анонимами, затерявшимися в толпе или скрывшимися за форменной одеждой. Результатом становится ослабление самосознания и повышенная реактивность по отношению к сиюминутной ситуации, независимо от того, позитивна она или негативна. Вторым базовым эффектом является принадлежность к группе или «групповая идентификация». Этот эффект проявляется в осознании человеком своей принадлежности к группе, переживание этой принадлежности в форме различных чувств: стыда, любви, гордости и так далее. К этой группе эффектов относятся:

1. феномен фаворитизма, который заключается в более высокой субъективной оценки качеств и результатов активности группы членства (ин-группы) при объективно более низкой оценки в межгрупповом сравнении.

2. деперсонализация является субъективным стереотипизированием себя в группе. То есть члены группы начинают воспринимать себя как взаимозаменяемые элементы общего «социального тела». Чем больше групповая идентификация, тем сильнее деперсонализация. В основании процесса деперсонализации лежат механизмы комфортности, приводящей к стереотипному восприятию реальности, что позволяет человеку отдельных, непохожих индивидов типизировать и относить к определенной социальной группе.

2. Конформность – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремлением приспособить его к их требованиям. Определяю две базовые детерминанты конформности: нормативное влияние, основанное на индивидуальной потребности в социальном одобрении, информационное влияние, связанное в принятие мнения других как средство достижения соответствия собственных оценок, мнений и установок объективным характеристикам реального мира.

Конформность возникает там, где фиксируется наличие конфликта между интересами индивида и группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Конформность бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Первый вид конформности возникает, когда индивид только внешне соглашается с мнением группы, а на деле продолжает сопротивляться им. Подобный внешний конформизм называется уступчивостью.Уступчивость – это внешнее следование требованиям группы при внутреннем неприятии их. Мы уступаем требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если наша уступчивость представляет собой ответ на недвусмысленный приказ, то её можно назвать подчинением. Внутренняя возникает, когда индивид действительно воспринимает мнение большинства. Этот внутренний, искренний конформизм называется одобрением Одобрение – это сочетание поведения, соответствующего социальному давлению, и внутреннего согласия с требованиями последнего.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве он склонен уступать группе. В социальной психологии существует еще один эффект – групповой эгоизм. Это направленность групповых интересов, целей, норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельного члена группы. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов, в ущерб интересам всего общества.

3. При характеристике динамических процессов в группе, возникает вопрос как группа ориентируется и организуется. Это роль принадлежит лидеру группы, которые призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для ее организации.

Существует три основных подхода в понимании происхождения лидерства:

1. «Теория черт», согласно которой, лидером может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств и совокупностью определенных психологических черт.

2. Ситуативная теория лидера, согласно которой, в различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят остальных в качестве, необходимой для решения данной ситуативной задачи.

3. Системная теория личности, согласно которой, лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы.

К. Левин выделяет три стиля лидерства, конкретизируя их проявления по содержанию решений, предлагаемых лидером приемами и способами их осуществления.

Таблица 5. Стили лидерства

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения Запреты без снисхождения Безэмоциональность Субъективность Лидер в не группы Заблаговременное планирование Минимальное информирование Решающий голос руководителя
Демократический стиль
Предложения Похвала и порицание с советами Дискуссия Лидер внутри группы Планирование в группе Обсуждение
Попустительский стиль
Отсутствие похвалы и порицания Отсутствие сотрудничества Лидер в стороне от группы Лидер не дает указаний Дела в группе идут сами собой Разделы работы складываются из отдельных интересов

4. Процесс принятия группового решения является более эффективным, чем индивидуальное. Групповое принятие решения начинается групповой дискуссией. Эксперименты К. Левина доказали преимущества групповой дискуссии в процессе принятия решения. Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, решение принятое и поддержанное всеми членами группы является более значимым и превращается в групповую норму. Выделяют различные формы дискуссии: совещание, «мозговая атака», метод синектики (метод соединения разнородного). Дискуссия в группе часто радикализирует изначальные установки её членов. История изучения этого принципа, названного групповой поляризацией,иллюстрирует процесс познания, а именно то, как интересное открытие нередко приводит ученых к поспешному и ошибочному заключению, на смену которому, в конце концов, приходят более точные выводы. Потенциально групповая дискуссия чревата как позитивными, так и негативными последствиями. Выяснив, что групповая дискуссия нередко завершается «сдвигом к риску», исследователи обнаружили, что в действительности в групповой дискуссии усиливается любая изначально доминирующая точка зрения, независимо от того, «рискованная» она или «осторожная». Тенденция к интенсификации мнений присуща и тем дискуссиям, которые имеют место в повседневной жизни. Феномен групповой поляризации – это окно, через которое исследователи могут наблюдать за процессами группового влияния. Результаты экспериментов позволяют говорить о двух формах влияния группы – информационной и нормативной.Информация, полученная во время дискуссии, как правило, благоприятствует изначально предпочтенной альтернативе, усиливая тем самым её поддержку. Более того, если после сравнения позиций люди выясняют, что их исходная точка зрения имеет сторонников, они могут начать высказываться более радикально.

Ситуационные задачи

Наши рекомендации