Физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское

образовательное пространство

Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой в Париже в 1998 году, отмечается, что вторая половина XX в. войдёт в историю человеческой цивилизации как период бурного развития высшего образования. Количество студентов во всех странах мира за этот период возросло более чем в шесть раз. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. По статистике ЮНЕСКО в 2000 году только иностранных студентов (получающих образование в других странах) во всём мире было около 2 млн., в 2010 году их количество должно увеличиться до 5 млн., в том числе 3 млн. иностранных студентов из стран Азии.

Одним из важнейших критериев оценки качества образовательного процесса в вузах является спрос на производимые ими образовательные услуги, в том числе и со стороны иностранных граждан, поскольку их подготовка представляет собой один из показателей степени интеграции России в мировое сообщество. Российские вузы наиболее активно работают на таких региональных рынках сбыта образовательных услуг, как страны СНГ, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время лидерами на международном рынке образовательных услуг являются США, Великобритания, Германия, Франция, Испания. По числу обучающихся иностранных граждан, включая выходцев из СНГ, Россия занимает лишь 8-е место в мире. Количество же иностранных студентов, осваивающих образовательные программы высшего профессионального образования физкультурно-спортивной направленности, в Российской Федерации вообще крайне незначительно.

Выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг препятствует много факторов, среди которых главными являются неузнаваемость и непризнаваемость профессиональных образовательных программ, нераспространённость и непопулярность русского языка, системный кризис в стране и общее недоверие к России как международному партнёру (В.И. Михалёв, 1998). Наши государственные образовательные стандарты и программы высшего профессионального образования по номенклатуре и структуре не в полной мере соответствуют тому, что является привычным в ведущих странах мира. Задачей российской высшей школы является усовершенствование перечня и структуры профессиональных образовательных программ с учётом мировых тенденций.

В вопросах развития профессионального образования целесообразнее всего ориентироваться на единые подходы, характерные для страны Европы. Официально формирование современного европейского образовательного пространства началось с подписания 25 мая 1998 г. министрами 4 стран (Великобритании, Германии, Франции и Италии) совместной декларации (Болонская декларация). Это была декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Ее главными тезисами стали: международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно связанный с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций; ориентацией на преимущественно двухуровневую структуру высшего образования (бакалавр, магистр). В настоящее время к этой декларации присоединились другие страны Европейского содружества.

Сегодня мы подошли к порогу, когда нам надо усиливать и развивать нашу систему образования, впитывая все полезное, что можно позаимствовать в других странах, но, в то же время, учитывая свою самобытность и имеющиеся достижения. Болонский процесс должен помочь России занять достойное место на международном рынке образования.

Развитие общества формируют новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда. От вузов требуются постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Вузы должны адекватно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в обществе, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев сами его формировать.

Современные приоритеты развития высшего профессионального образования в Российской Федерации были заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1340-р от 3 сентября 2005 г. В нем определены следующие направления:

– развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на 2 основных уровнях – бакалавриат и магистратура;

– введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);

– создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации;

– повышение качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки его качества;

– содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

Принятие структуры степеней, опирающихся на 2 основных образовательных цикла – бакалавриат и магистратуру, было с самого начала одним из направлений развития Болонского процесса. В соответствии с этим, в российском законодательстве закреплено, что бакалавриат является базой для перехода к программам, дающим степень магистра. Соответствующие сроки обучения определены в 4 года (бакалавры) и 4+2 года (магистры). После окончания вуза выпускник с дипломом магистра может продолжить образование в аспирантуре и докторантуре.

В настоящее время многоуровневая система высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации введена и успешно функционирует. Ее концептуальной основой является представление о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и производственной деятельности.

Разработан и реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура» третьего поколения, в котором закреплено, что конкретные виды профессиональной деятельности, по которым в основном готовятся выпускники, в каждом высшем учебном заведении определяются самостоятельно совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса(заказчиком кадров) и вводятся решением ученого совета вуза.

Все физкультурные вузы России лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдают документы о соответствующем уровне образования. Выпускникам, успешно прошедшим государственную аттестацию, присваивают следующие степени (квалификации): бакалавр физической культуры, магистр физической культуры. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.

Бакала́вр (от лат. baccalarius — молодой человек или старший студент, клерк) - академическая степень или квалификация. В настоящее время в большинстве стран мира, в том числе и России, степень бакалавр - это законченное базовое высшее образование, во Франции термин «бакалавр» может также использоваться в принципиально отличном смысле: выпускник полной средней школы, успешно сдавший выпускные экзамены. В различных странах сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет (в Англии и Германии - 3, в Шотландии, Канаде, США, России и ряде других стран – 4).

Бакалавриат в России - первый уровень высшего образования, который является базовым. Студент, закончивший обучение в бакалавриате, получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. При этом данный уровень высшего образования не имеет узкой специализации. По окончании выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр».

В Российской Федерации диплом «бакалавра» дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями, а также продолжить обучение в магистратуре.

Область профессиональной деятельности бакалавров по физической культуре включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательские работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет, что бакалавр по направлению «Физическая культура», осуществляет подготовку по разным образовательным программам:

– к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различных форм собственности;

– к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

– к выполнению научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта;

– к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любых форм собственности.

Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует профессиональную образовательную программу второго уровня в многоуровневой структуре высшего образования. Слово «магистр» – латинского происхождения, имеет древние корни, встречаясь во многих языках. У разных народов в его смысл заложены понятия «наставник», «учитель», «руководитель». В русском переводе слово «магистр» трактуется еще и как «мастер своего дела».В современном толковании магистр – это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного творчества, современными информационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза разнородной информации, способный самостоятельно решать научно-исследовательские задачи, разрабатывать и управлять проектами.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не научной, а академической, поскольку она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям «Физическая культура», магистр должен быть подготовлен и иметь компетенцию в деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки к научно-исследовательской, научно-педагогической, организационно-управленческой и тренерской работе.

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» предусматривает подготовку магистров к профессиональной деятельности в следующих областях: педагогическая, тренерская, научно-исследовательская и научно-методическая, проектная, организационно-управленческая, рекреационная, культурно-просветительная.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательной частью основной образовательной программы подготовки магистров и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и общей образовательной программой, реализуемой вузом.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом, магистр по направлению подготовки «Физическая культура» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью общей образовательной программы подготовки и соответствующими видами профессиональной деятельности:

а) педагогическая деятельность:

– разрабатывать учебную документацию по физической культуре в соответствии со спецификой учебного заведения;

– внедрять инновационные технологии в учебный процесс по физической культуре;

– оценивать эффективность учебного процесса по физической культуре и вносить в него соответствующие коррективы;

– разрабатывать методические пособия по физической культуре для конкретного контингента занимающихся.

б) тренерская деятельность:

– разрабатывать и внедрять тренировочные программы для спортсменов разного уровня квалификации;

– обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области подготовки спортсменов различной квалификации;

– анализировать эффективность тренировочного процесса и вносить в него соответствующие коррективы;

в) научно-исследовательская деятельность:

– выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;

– внедрять инновационные и современные компьютерные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;

– разрабатывать программы научных исследований и методологию их реализации.

г) проектная деятельность:

– осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном (локальном) уровнях;

– осуществлять оперативное и стратегическое проектирование и планирование деятельности спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристских организаций;

д) организационно-управленческая деятельность:

– обобщать и внедрять в практику передовой отечественный и зарубежный опыт работы физкультурно-спортивных организаций;

– разрабатывать целевые программы развития физической культуры и спорта на разных уровнях;

– анализировать деятельность физкультурно-спортивных организаций и вносить в нее соответствующие коррективы.

е) рекреационная деятельность:

– постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

– обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области оздоровительных технологий;

– разрабатывать индивидуальные рекреационные программы для различного контингента занимающихся;

– анализировать эффективность рекреационных программ и вносить в них соответствующие коррективы.

ж) культурно-просветительская деятельность:

– разрабатывать целевые кампании по пропаганде физической культуры и спорта.

Наряду с этим, уровень подготовки магистра по физической культуре и спорту должен обеспечить ему возможность продолжить образование в аспирантуре преимущественно по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Программы конкретных видов профессиональной деятельности, к которым в основном должны готовиться магистры, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. Перед началом разработки основных образовательных программ вуз должен определить главную цель и составляющие целевые установки, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

При этом новым Федеральным государственным образовательным стандартом устанавливается, что основные образовательные программы подготовки магистров должны включать 2 учебных цикла (общенаучный; профессиональный) и 2 раздела (практика и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация).

При формировании общей образовательной программы подготовки магистров основываются, прежде всего, на том, что в результате ее освоения магистр должен овладеть знаниями, умениями и практическим опытом, а также готовностью мобилизовать их в ситуациях, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий в избранной деятельности. При этом должен быть сформирован уровень компетенции, который не только позволяет решать профессиональные задачи, но и является фактором саморазвития – служит стимулом к мотивированному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому отношению к делу.

Развитие новой структуры образования, несомненно, является прогрессивным достижением, которое способно помочь физкультурным вузам более продуктивно интегрироваться в европейскую систему образования, которая имеет большой опыт в этом направлении.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что разработка единой межвузовской политики развития профессионального образования в интересах подготовки специалистов по физической культуре и спорту международной квалификации, может способствовать более динамичному и безболезненному вхождению физкультурных вузов России в общеевропейское образовательное пространство. А привычная для стран мира структура и номенклатура профессиональных образовательных программ позволит специалистам, получившим образование в российских вузах успешно работать не только в России, но и в других странах мира.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и где были открыты первые вузы по подготовке отечественных специалистов в сфере физической культуры и спорта?

2. Какие образовательные учреждения входили в систему подготовки физкультурно-спортивных кадров во второй половине ХХ века?

3. Какие идеи по изменению системы образовательных учреждений начали реализоваться в 90-х гг., и в каких документах это нашло отражение?

4. Какие высшие учебные заведения реализуют образовательные программы подготовки физкультурно-спортивных кадров в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»? Каков их статус?

5. Какие и сколько образовательных учреждений готовят специалистов в области физической культуры и спорта в России в настоящее время?

6. По каким циклам дисциплин осуществляется подготовка в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования?

7. Как осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов по физической культуре и спорту?

8. Какие основные задачи и приоритетные программы включены в перспективную Концепцию развития образования?

9. Какой критерий оценки качества образовательного процесса в физкультурных вузах является показателем степени интеграции России в мировое образовательное сообщество?

10. Что представляет собой Болонская декларация?

11. Какие приоритеты развития высшего профессионального образования в Российской Федерации заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 гг.?

12. Какие образовательные уровни положены в основу современной системы высшего профессионального образования?

13. Какие степени (квалификации) будут впредь присваиваться выпускникам физкультурных вузов России?

14. К какой области профессиональной деятельности готовятся бакалавры физической культуре?

15. Какое смысловое значение заложено в понятие «магистр»?

16. Кем составляются основные образовательные программы профессиональной подготовки магистра?

17. На решение каких профессиональных задач должна быть направлена подготовка магистра физической культуры?

18. Какие циклы учебных дисциплин должны включать основные образовательные программы подготовки магистра в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования?

19. Чему будет способствовать разработка новой единой межвузовской политики развития профессионального образования?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.В. Спортивное право. Правовые основы физической культуры и спорта: учеб. для вузов / С.В. Алексеев. – М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2005. – 669 с.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методич. пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.

3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры и спорта. – 2002. - № 3. – С.33-37.

4. Богданов С.В. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебное пособие /С.В.Багданов, С.В.Чабан. – Великие Луки: ВЛГИФК, 2001.- 270 с.

5. Виноградов П.А. Органы управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне / П.А. Виноградов, А.П. Душанин // Теория и практика физической культуры. – 1997, №1. – С. 42–45.

6. Воронин С.Э. Конституционные основы управления системой физической культуры / С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. – 2004, №2. – С. 7–12.

7. Галкин В.В. Правовые основы физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.В. Галкин, В.И. Сысоев. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2006. – 125 с.

8. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие / Б.Р. Голощапов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 312 с.

9. Грузенкин В.И. Организация управления физической культурой и спортом / В.И. Грузенкин // Теория и практика физической культуры. – 2005, № 6. – С. 61–62.

10. Гуськов С.И. Профессиональный спорт / С.И. Гуськов, В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2000. – 392 с.

11. Глэд Б. Руководство национальными федерациями: справочник / Б. Глэд. – М.: Терра-спорт, 2002. – 288 с.

12. Джексон Р. Руководство по спортивному администрированию. / Р. Джексон. – Минск: ООО «СЭРМАР», 2006. – 340 с.

13. Золотов М.И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России / М.И. Золотов // Теория и практика физической культуры. – 2003, №5. – С. 61–63.

14. Зубарев Ю.А. Менеджмент и маркетинг физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ю.А. Зубарев, Л.Г. Вакалова, О.С. Августимова. – Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2007. – 266 с.

15. Зубарев Ю.А. Менеджмент, маркетинг и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин. – 4-е изд., доп. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 408 с.

16. Кузин В.В. Спонсорство в спорте /В.В. Кузин, М.Е. Кутепова: Рос. гос. акад. физ. культуры, Школа спортивного бизнеса. – М.: [б.и.], 1994. -192 с.

17. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997, №6. – С. 10–15.

18. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физич. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с.

20. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учеб. для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 304 с.

21. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 318 с.

22. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физич. культуры / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт 2010. – 340 с.

23. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской федерации: Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. – 2007, №1. – С. 41–57.

24. Методические рекомендации по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, при переходе на новую систему оплаты труда: Сборник официальных документов и материалов. Министерство спорта, туризма и молодежной политики. 2010, № 5. – С. 41-55.

25. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. … д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Г.Г. Наталов. – Краснодар, 1998. – 105 с.

26. Новокрещенов В.В. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта: моногр. / В.В. Новокрещенов. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. – 380 с.

27. Новокрещенов В.В. Управление сферой физической культуры и спорта: правовые и организационные основы взаимодействия: моногр. / В.В. Новокрещенов. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. – 140 с.

28. Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта: сб. докум. и матер. (1999 – 2004 гг.) / авт.-сост. П.А. Рожков, П.А. Виноградов, В.П. Моченов. – М.: Советский спорт, 2004. – 1280 с.

29. Олимпийская хартия. Международный олимпийский комитет: введена в действие с 11 февраля 2010 г.: http// www. Olympic.ru/ doc/Olimpiada_Hartiya_OK/dok.

30. Очерки по теории физической культуры: сб. тр. специалистов шести стран / под общ. ред. Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1984. – 267 с.

31. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: учеб. пособие / И.И. Переверзин. – 3-е изд. – М.: СпортАкадемПресс, 2006. – 464 с.

32. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 287 с.

33. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература. – 1997. – 582 с.

34. Платонов В.Н. Олимпийский спорт: учеб. [в 2 кн.] / В.Н. Платонов, С.И. Гуськов – К.: Олимпийская литература, 1994. – 496 с.

35. Плешакова О.И. Правовые аспекты спортивного менеджмента: учеб. пособие для вузов физич. культуры. / О.И. Плешакова. - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2009. – 124 с.

36. Постановление о Министерстве спорта, туризма и молодежной политике Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту.– 2008, №6. – С. 7–12.

37. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального спорта в России / А.В. Починкин. – М.: Советский сорт, 2006. – 216 с.

38. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта / А.В. Починкин. – М.: Советский спорт, 2010. – 264 с.

39. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства / П.А. Рожков // Теория и практика физической культуры. – 2002, № 1. – С. 2–8.

40. Российский спорт – выбор пути: Серия «Олимпийская школа», посвященная 100-летию Международного олимпийского комитета / Под общ. ред. В.С. Родиченко. – М.: Исследовательский центр «Фэйр Плэй», 1993. – 47 с.

41. Сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации. – М., 1995. – 120 с.

42. Система подготовки спортивного резерва / Под ред. В.Г. Никитушкина. – М.: Изд-во МГФСО, 1994. – 320 с.

43. Система государственного и муниципального управления: учеб. / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Лидер, 2005. – 493 с.

44. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 482 с.

45. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М.: СААМ, 1995. – 445 с.

46. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / Автор-составитель А.В. Царик. – М.: Советский спорт, 2005. – 872 с.

47. Сыч В.Л. Совершенствование организационной структуры управления физкультурным движением – актуальная научно-практическая проблема / В.Л. Сыч // Теория и практика физической культуры. – 1986, № 8. – С. 8–11.

48. Теория и методика физической культуры: учеб. / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

49. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. – В 2 т. / Под общей ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2007. – Т.1. – 291 с., Т.2. – 448 с.

50. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 9 марта 2004 г. // Собрание законодательства Российской федерации. – 2004, № 11. – С. 948.

51. Устав общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России». – 5 августа 2010: http// www. Olympic.ru / doc/Ustav.

52. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации № 131-ФЗ от 6 окт. 1999 г. // Сборник законодательства Российской Федерации. – 1999. – С. 5005.

53. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. – 2007, №12. – С. 3–35.

54. Физическая культура и спорт в Российской федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: док. и матер. (2002–2008 гг.) / Авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2008. – 1104 с.

55. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учеб. / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010. – 392 с.

56. Фискалов В.Д. Теоретические основы подготовки спортсменов: учеб. пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – Волгоград: ВГАФК, 2006. – 245 с.

57. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

58. Чесноков А.Н. Конституция Российской Федерации и правовое регулирование физической культуры и спорта / А.Н. Чесноков // Спорт: экономика, право, управление. – 2004, № 4. – С. 5–8.

59. Энциклопедия Олимпийского спорта: В 5 томах. / Под ред. В.Н. Платонова. – К.: Олимпийская литература, 2002–2004. Т-1. - 495 с., Т-2. - 653 с., Т-3. - 631 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………. 3

Наши рекомендации