Основные подходы к оценке эффективности работы

Детского тренера

Адекватная оценка качества труда в спорте, так же как и в других отраслях народного хозяйства, является важнейшим стимулом повышения его эффективности. Какие же критерии должны быть положены в основу оценки эффективности работы тренера?

Долгое время считалось, что спортсмены, ставшие призерами крупнейших юношеских и юниорских соревнований, как наиболее талантливые, обязаны обеспечивать столь же высокие темпы прироста своей результативности и при переходе во взрослую возрастную группу. Поэтому основным критерием оценки работы тренера были результаты, показанные его воспитанниками (в том числе – юными), на текущих соревнованиях. Из-за такого подхода к оценке эффективности их деятельности, многие тренеры стремились ускоренными темпами достигать высоких спортивных показателей учеников, не стесняясь в выборе средств и методов подготовки, преждевременно придавая ей излишне специализированный характер.

Однако анализ многолетних статистических данных и материалов соответствующих исследований, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, свидетельствуют, что специализированная тренировка, обеспечивая высокие темпы роста спортивных результатов в первые 3–4 года, затем вызывает их существенное замедление и приближает последующую стабилизацию мастерства. Такая закономерность проявляется вне зависимости от возраста, в котором спортсмен приступил к специализированной тренировке.

Поэтому, чем раньше спортсмен начинает углубленную специализированную тренировку, тем в большей степени он приближает пик своей многолетней результативности к нижней границе возрастной зоны оптимальных возможностей в данном виде спорта (соревновательной дисциплине) и, соответственно, в меньшей мере использует, в конечном счете, свой природный потенциал. Безусловно, во многих случаях атлеты, добившиеся высоких спортивных показателей в юном возрасте, продолжают успешно выступать и при переходе в группу взрослых. Однако исследования, связанные с обработкой анкетных данных выдающихся спортсменов, особенно уже закончивших выступления, не подтверждают целесообразности ранней специализации в тех ее формах и методах, которые существуют в настоящее время, и которые будут существовать до тех пор, пока главным мерилом качества работы детского тренера будет спортивный результат его юного воспитанника, а не результат того же ученика в зените спортивной карьеры.

Зачастую можно было услышать разговоры тренеров о том, что они знают, как нужно работать, но организационные требования, существующая система оценки труда и другие обстоятельства вынуждают их пользоваться определенной методикой вопреки своим методическим знаниям и убеждениям. К сожалению, доля истины в таких заявлениях есть.

Достаточно долгое время специалисты, отвечающие за общие направления развития детского и юношеского спорта в нашей стране, были заняты поиском новых критериев, которые было бы целесообразно положить в основу оценки эффективности труда детских тренеров. Эта чрезвычайно ответственная и важная работа в полном объеме еще не завершена.

Однако уже сейчас в основу такой оценки введенными в действие инструктивными документами положены некоторые критерии, которые в совокупности ориентируют наставников на более рациональное построение системы многолетних занятий с юными спортсменами. В частности, можно выделить следующие позиции, важность которых стала, наконец, оцениваться:

– сохранение количества занимающихся, набранных тренером и переходящих на последующие годы и этапы подготовки;

– количество спортсменов, переданных в спортивные школы более высокого уровня (например, в КОР и ШВСМ);

– попадание спортсменов в сборные команды и их успешное выступление в крупнейших соревнованиях;

– количество высококвалифицированных спортсменов (мастеров спорта, чемпионов России, Европы, мира, и т.д.), которые в свое время занимались у данного тренера не менее 3–4 лет.

В качестве основных критериев оценки деятельности тренеров спортивных школ на этапах многолетней подготовки атлетов рекомендованы:

Спортивно-оздоровительный этап:

– стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

– стабильное развитие показателей физической подготовленности наряду с формированием технических навыков в избранном виде спорта;

– уровень освоения основ знаний в области гигиены, первой медицинской помощи и самоконтроля.

Этап начальной подготовки:

– стабильность состава обучающихся, уровень их потенциальных возможностей в избранном виде спорта;

– динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;

– уровень освоения основ техники в избранном виде спорта

Учебно-тренировочный этап:

– состояние здоровья и уровень физической подготовленности занимающихся;

– динамика роста уровня специальной подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями юных спортсменов.

– освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта.

– выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.

Этап спортивного совершенствования:

– уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;

– динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

– зачисление воспитанников спортивной школы в КОР и ШВСМ.

Этап высшего спортивного мастерства:

– стабильность успешных выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;

– подготовка спортсменов для сборных команд России.

Важным моментом является то, что спортивный результат официально выведен из числа основных оцениваемых показателей на начальных этапах многолетней работы с юными спортсменами.

Наши рекомендации