Как видов двигательной культуры

В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Приобретя большую популярность, они наряду с наукой и искусством стали полноправными компонентами социальной жизни и его культуры.

Физическую культуру и, прежде всего, спорт можно с уверенностью назвать «моделью жизни», поскольку в процессе занятий ими появляется возможность реально ощутить такие жизненные ситуации, в которых присутствуют, как дружеские взаимоотношения и поддержка, так и жесткое соперничество. При этом в отличие от реальной жизни с ее реальными опасностями спортивная борьба, по большому счету, имеет лишь игровой смысл, ведется по строго определенным правилам, что делает ее исключительно привлекательным и (при правильной организации) в полной мере гуманным занятием.

Физическая культура и спорт способствуют формированию целого ряда необходимых свойств человеческой личности: смелости и решительности, настойчивости и упорства в достижении цели, эстетических чувств красоты и гармонии, доброжелательности, уважения к соперникам, судьям, зрителям и т.д. У занимающихся формируются чувства собственного достоинства, создаются условия для самоутверждения.

Однако не меньшего внимания, а подчас даже тревоги заслуживают отнюдь не положительные стороны спорта, порождающие агрессивность, насилие, мошенничество (использование запрещенных стимуляторов, подкуп судей и соперников). Из всего этого следует, что спортивная деятельность является ареной повседневной борьбы между формированием положительных качеств и тем, что их разрушает. Словом здесь, как и в реальной жизни, идет постоянная борьба добра и зла. В этой борьбе есть и победы, и поражения. Однако, как отмечает большинство специалистов, положительного в физкультурно-спортивной деятельности существенно больше, чем отрицательного.

Для того чтобы успешно работать и развивать конкретную сферу деятельности, необходимо четко представлять ее основную сущность. По мнению Ю.Ф. Курамшина (2007), уточнение понятийного аппарата в области знаний о физической культуре и споре имеет ключевое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обобщения накопленного опыта. Обсуждение терминов и понятий, принятых и дискуссионных в отрасли физической культуры и спорта, позволяет раскрыть специфику знаний о ее функционировании, формирует понимание основных проблем и направлений развития, особенности профессиональной деятельности.

Лучше разобраться в понимании таких социальных явлениях как «физической культуры» и «спорта», поможет уточнение их основополагающих корней.

Прежде всего, специалисты относят их к категории культуры человека и общества. Культурой обычно называют все то лучшее, что создано людьми в ходе социального развития, отобрано, обобщено, хранится и передается в поколениях как совокупность условий, способов и результатов формирования и сохранения способностей, потребностей и свойств общественного человека (Э.В. Соколов, 1972; Ю.Н. Давыдов, 1980; Н.С. Злобин, 1984; Г.Г. Наталов, 1998; Ю.Ф. Курамшин, 2004, 2007).

Общим предметным основанием физической культуры и спорта как социальных механизмов цивилизации является культура двигательной деятельности человека, которая составляла основу большинства сфер человеческой деятельности: производства, общения, потребления и т.д. Таким образом, физическая культура и спорт возникли на основе передачи и освоения культуры двигательной деятельности как обобщенного опыта рационального и эффективного ее осуществления. Условия жизнедеятельности обеспечили развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая в свою очередь способствовала развертыванию процессов формирования физической и спортивной культуры.

Как социальная система культура аккумулируется в трех формах своего существования:

– культура условий жизни (материальных, духовных и социальных);

– культура деятельности (формы и способы рационального осуществления основных видов деятельности);

– культура личности (способности и свойства человека, формирующиеся в ходе создания и освоения им культуры условий жизни и культуры деятельности) (Г.Г. Наталов, 1995, 1998, Л.И.Лубышева, 1997, 2002).

В научной и методической литературе по теории физического воспитания дается множество различных, порой противоречивых определений понятиям «физическая культура» и «спорт». Их анализ свидетельствует о том, что специалисты трактуют суть этих социальных явлений, как в узком (культура личности или культура деятельности), так и в широком смысле (обобщения культуры деятельности и условий ее осуществления). Большинство авторов, раскрывая эти вопросы, как правило, используют определения, сформулированные Л.П. Матвеевым (1991, 1997, 1999), хотя в некоторых случаях и пытаются внести в них некоторые уточнения.

В определении Л.П. Матвеева (1991, 1999), физическая культура (в узком смысле) трактуется как часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования. При этом основой сущности физической культуры являются нормы физической активности как обязательные элементы двигательной деятельности, влияющие на ее эффективность (Г.Г. Наталов, 1998).

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» раскрывается более широкий смысл этого понятия. Здесьфизическая культура определяетсякак органическая часть (отрасль) культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт (в узком смысле) можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентированно-противоборческого выявления, сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей) (Л.П. Матвеев, 1997, 1999).

Вместе с тем, Г.Г. Наталов (1998) считает необходимым уточнить, что исходным пунктом для определения спорта должно быть не само соревнование, а двигательное мастерство как предмет освоения.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной
деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубокий смысл,
обусловленный социальной сущностью и назначением спорта в современном обществе. По мнению С.В. Брянкина (1983), сфера спорта – это специализированная социально-организованная система, образовавшаяся вокруг соревнования и включающая в себя систему управления, идеологическое, научное, методическое, программно-нормативное, информационное, медицинское, материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовку кадров, системы отбора и тренировки спортсменов, а также многое другое(рис. 1.1). Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима, прежде всего, отлаженная система организации подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между непосредственно занимающимися спортом лицами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающим персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации, и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

Таким образом, спорт (в широком понимании) являет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Как видов двигательной культуры - student2.ru

Рис. 1.1 Общая сфера спорта (С.В. Брянкин, 1983)

По мнению Л.П. Матвеева (1999), в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества.

С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной
частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая»
соревновательная деятельность.

Более того, цели спортивной и физкультурной деятельности не совпадают. Если цель физической культуры – всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности в развитии своих духовных и физических способностей, освоения других ценностей двигательной культуры, то цель спортивной деятельности в большей степени связывают с достижением спортивного мастерства на основе организации специализированного тренировочного процесса. Проблема взаимоотношений физической и спортивной культур особенно остро проявляется в развитии технологий физической и спортивной подготовки. (Л.И.Лубышева, 2002). Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.

Наши рекомендации