Методы научного познания сферы физической культуры. Возможности интегративного подхода к познанию двигательной активности человека (на модели).

Методология научного познания включает совокупность педа­гогических, психологических, экономических, социальных, куль­турных и других познавательных взглядов на процесс научного исследования, а также средства и способы познания. Особенно­стью научного познания является то, что оно совершается по раз­работанным методам, под которыми понимаются способы дей­ствия, необходимые для достижения цели.

Научная методология — учение о методах научного познания, познанияобъективных зависимостей и закономерностей в облас­ти физической культуры и спорта. Предметом познания является уровень сознательной или приписываемой упорядоченности по­знаваемой действительности в области физической культуры и спорта, целью познания становится использование или измене­ние этой упорядоченности,

Важной методологической установкой является определение значимости проблем, которые решаетфизкультурно-спортивнаянаука в стране и на мировом уровне.

Гносеологическими методологическими установками являются проблемы познания биологического, физического и психологи­ческого потенциала личности в установлении новых мировых ре­кордов в спорте и оценка возможностей науки в этом процессе.

Всеобщие методы познания в физической культуре и спорте составляют:

-методы чувственного познания;

-методы обобщения и обособления, которые проводятся по признакам сходства и различия;

-методы описания, отражения познаваемого в словесной или иллюстрированной форме;

-методы объяснения, раскрытия содержания или сущности познаваемого.

Эти методы могут быть:

причинно-следственными, когда объяснение дается указанием на причину познаваемого: а)генетическими, когда сущность явления раскрывается через ус­ловия его происхождения; б)функциональными, когда объяснение истолковывается через сущность роли познаваемого в общем процессе; в)системными, когда учитывается место одиночного объекта в обшей системе познания, и характер его развития раскрывается на основе характера системы познания.

Всеобщие методы познания охватывают интуитивные и рас­судочные методы. Интуитивные методы познания предполагают озабоченность той или иной проблемой, раздумья или накопле­ние сведений о способах ее решения, вызревание образных пу­тей решения проблемы, догадки о способах апробации напрактике или посредством теории проектирования социально-педа­гогических систем. Это механизм проб и ошибок. Рассудочные методы познания строятся на основе использования законов эле­ментарной (формальной), или диалектической, логики. Фор­мальная логика строится на законах: 1) тождества — высказывание должно совпадать само с собой; 2) противоречия — никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным; 3) исключения — из двух противоположныхвысказы­ваний по одному и тому же предмету, в одно и то же время, в одном и том же отношении истинным может быть только одно; 4) достаточного основания — всякоепринимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

Всеобщие методы рассудочного познания включают в себя: индукцию — метод исследованияи способ рассуждения, когда общийвывод строится на основечастных умозаключений; дедукцию — метод исследования, когда из общих представле­нийвыводится частное понимание исследуемого явления; анализ — расчленение познаваемого объекта на части, отдель­ныепризнаки, свойства с целью обособленного, как правило, углубленного их исследования; синтез — соединение обособленноисследованных частейв еди­ное целое; аналогию — познание на основе сходства признаков изучаемо­го предмета с ранее познанными.

Всеобщий метод познания включает диалектическую логике. Диалектика — учение о взаимосвязи и развитии природы, обще­ства имышления. Всеобщими закона м и д и а ле к т и к и яв­ляются: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отри­цания.

1.Методологическая роль этих законов состоит в том, что по­знание рассматривается как противоборство знания и незнания, истинного познания и ложного, чувственного и логического. По­знание кумулятивно, в нем происходит медленное, постепенное накопление знаний, которые, обобщаясь, порождают новое зна­ние, выход познания на новый, болеевысокий уровень.

2.В познании физкультурно-спортивной деятельности действует закон переходаколичественных изменений вкачественные. На­пример, от количественного повторения элементов какого-либо упражнения зависит в итоге качественное выполнение заданного упражнения.

3.Познание осуществляется по закону отрицание отрицания. Новое знание всегда выступает как отрицаниепредыдущего.Это — диалектическое отрицание. Новое неполно отрицает ста­рое знание, оно сохраняется в новом знании, но в преобразо­ванном виде.

В познании физической культуры и спорта используются принципы диалектики:1)принцип всеобщей связии вза­имосвязи; 2) принцип развития.

Познание в физкультурно-спортивной деятельности включа­ет такие категории диалектики, в которых исследуется взаимосвязь единичного, особенногои всеобщего, причины и следствия, воз­можностьи действительность, необходимость и случайность, не­обходимость и свобода, сущность и явление, содержание и форма.

В физической культуре и спорте для получения знаний об объективных тенденциях и закономерностях используются эмпириче­ские (наблюдениеиэксперимент) методы разработки концепции познания, обработки и представления полученной информации, использования результатов научного исследования.

Эмпирические методы(опытные) позволяют получать пер­вичную информациюпрямым контактом с объектом посредством чувственного или приборного исследования. Они составляют ос­нову практической физкультурно-спортивной науки и подразде­ляются на наблюдение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение — это восприятие объекта посредством органов чувств прямо (чувственное восприятие объекта) или косвенно (с использованием технических средство).

Эксперимент — эмпирический метод познания явлений и про­цессов физкультурно-спортивной действительности путем актив­ного воздействия на них через создание или изменение условий. Эксперимент требует измерения состояния объекта до его прове­дения, в ходе его и по окончании. Эксперименты бывают: 1) ес­тественными, когда условия возникают иизменяются сами со­бой: 2) лабораторными, когда они проводятся в особых, искусст­венно создаваемых условиях, или когда условия изменяют созна­тельно, целенаправленно.

Достоинство эксперимента — активное воздействие на объект, что дает возможность точного определения зависимостей иссле­дуемого процесса от условий.

Ещё один эмпирический метод исследования — моделирова­ние, замена исследуемого объекта воспроизводящим его устрой­ством или процессом — моделью. Это делается в том случае, когда исследование объекта в натуре невозможно.

Главное условие моделирования — обеспечение подобия моде­лиоригиналу, точное воспроизведение пропорций, материала и условий функционирования. Точно воспроизвести оригинал не­возможно, при моделировании присутствует известнаянедосто­верность. Модели могут быть пространственными (макеты), фи­зическими (при исследовании материалов, механических про­цессов), биологическими (с использованием спортсменов, обучаемых).

Двигательная деятельность человека (построенная из движений и двигательных действий) с одной стороны, выступает как системообразующее основание психики, с другой – культуры, т.е. интегрирует в себе естественнонаучное и гуманитарное знание. Известно, что деятельность человека, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения его разнообразных потребностей и одновременно фактором его физического, психического, духовного формирования как общественно полезной личности. В философском понимании, потребности человека есть осознание им своих способностей и мысленное предметное «примеривание» возможной ак-тивности человека. Потребности есть результат «умственных действий», посредством чего человек соизмеряет свои возможности и последствия своей деятельности. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности – мотивами. Мотив является формой проявления потребности, предметом, ради которого осуществляется деятельность. При изучении студентом кинезиологического потенциала ( объект), важная роль принадлежит знаниям, как основе регуляции любой деятельности, в том числе и двигательной. С точки зрения педагогической кинезиологии, знания – это, прежде всего, семантический образ в деятельностном сознании человека, создаваемый в процессе пере-работки информации. Следует иметь в виду, что не поиск информации, а превращение информации в «личностные знания» является одной из важных проблем дидактики. Это особая сфера образовательной деятельности, в которой осуществляется не столько «передача информации» о двигательных действиях, сколько обмен отношениями, личностными и социокультурными смыслами.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в процессе физкультурно-спортивного образования важно научить студента переводить информацию в управленческие знания и рефлексивно организованную двигательную деятельность (развитие своего кинезиологического потенциала) на основе понимания смысла решаемой двигательной задачи.

Для осуществления двигательной деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование кинезиологического потенциала, необходимо проявление всех компонентов кинезиологической компетентности: ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного. Перевод студента в позицию субъекта двигательной деятельности на основе ее моделирования в процессе физкультурно-спортивного образования и будет способствовать формированию данной компетентности.

Логика процесса научного познания; методический замысел научного исследования; этапы познания. Сущность и стратегическое значение методического замысла на примере тематического исследования.

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:

цель, задачи, гипотеза исследования;

критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;

определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы?

Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д. Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.

Тема—в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Объект—это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследованияболее конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цельформулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Формулировка гипотезы

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему.

В этих целях: изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.

Дедуктивная гипотеза, как правило, выводится из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую, или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю).

Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.

Методика—это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Составить программу исследования, методику невозможно:

– во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;

– во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.

Академик К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.

Третий этап – внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Литературное оформление материалов исследования– трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.

Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов.

Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли.

В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

– название и содержание глав, а также параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов – главу в целом;

– первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;

– проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (библиографию);

– не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;

– избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

– изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;

– соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку;

– перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.

Наши рекомендации