Раздел IV. История отечественной культуры
Семинарское занятие №14. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности
Семинарское занятие №15. Отечественная культура 14-17 вв.
Семинарское занятие №16..Культура России в XVIII веке
Семинарское занятие №17. Культура России в XIXвеке
Семинарское занятие №18. Культура советского периода.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:
5.1. Методические рекомендации и требования, предъявляемые к написанию эссе
По курсу "Теория и история культуры" каждый студент выполняет 2-3 эссе, тему которого он может выбрать из предлагаемого списка (в отдельных случаях студент может предложить свою авторскую версию темы эссе, которая должна быть согласована с преподавателем).
Эссе– это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление студента и письменное изложение собственных мыслей. Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Эссе должно соответствовать следующим требованиям:
1. Объем эссе составляет не более шести рукописных или трех печатных страниц.
2. Тема раскрывается студентом самостоятельно на основе прочитанных источников. Эссе не следует строить на изложении и тем более переписывании одного из источников. Дословное переписывание текста должно оформляться как цитата со ссылкой на источник заимствования.
3. Если эссе пишется по прочитанной книге, просмотренному фильму, посещённому концерту, спектаклю, художественной выставке, то в нём должно быть четко отражено название, автор /или коллектив авторов/, время и место того художественного, культурного явления, о котором Вы собираетесь написать и с которым Вам лично знакомы (прочитали, увидели, прослушали и т.д.).
4. Лаконично и ясно выразите свое отношение к тому или иному культурному явлению: укажите какие эмоции (положительные или отрицательные) оно у вас вызвало, дайте собственную оценку, применяя морально-этические категории.
5. При написании эссе необходимо продемонстрировать полученные знания в ходе изучения лекционного курса по теории и истории культуры (т.е. указать к какому жанру относится прочитанная Вами книга, просмотренный фильм, картина. Если речь идет о явлении конкретно-исторических эпох, определите стиль и эстетическое направление, в рамках которого оно создавалось). Проводите аналогию с другими подобными или культурными альтернативными феноменами.
6. В содержании эссе в первую очередь оцениваются личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Примерная тематика эссе:
1. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Почему это утверждение родилось именно у греческого мыслителя? Какие ещё выражения, ставшие крылатыми, отражают мировоззрение древнего грека?
2. Что такое «мусические искусства», так почитаемые в Древней Греции? Помогает ли знание о них понять «вслушаться» в культуру Древней Греции?
3. Понятие «гражданин» и «гражданский долг» в Древней Греции, или как ценности управляют поведением человека.
4. «Политическое существо»: по Аристотелю, человек движим инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». Как такая своеобразная трактовка философом человеческой сущности согласуется с мировоззрением античного человека?
5. Диоген и киники как критики культуры. В чем заключалось инакомыслие этих философов? Какие примеры неприятия господствующей культуры вы могли бы привести, опираясь на историю прошлого века?
6. Средневековая традиция познания мира и человека. Объясните, почему средневековые философы так многое смогли позаимствовать из греческой философской традиции?
7. Я хочу познать только Бога и душу. И ничего больше? Ничего.(Августин. Исповедь IV, 15). Как бы вы могли истолковать это утверждение, зная, что его автор – великий средневековый философ?
8. «Credo quia absurdum (est)» – «Верую, ибо абсурдно». Как бы вы могли истолковать это великолепное средневековое кредо?
9. «Основания новой науки об общей природе наций» Дж. Вико: особенности концепции выдающегося итальянского историка и философа. Как вы думаете, почему Вико не разделял европоцентристскую позицию многих европейских философов?
10. Театр Просвещения. Столкновение позиций Д. Дидро и Ж.Ж. Руссо: роль искусства и науки в совершенствовании нравов.
11. Д. Дидро: «русское общество сгнило не созрев». Как вы думаете, чем была вызвана столь резкая оценка французского просветителя?
12. Игра как способ достижения гармонии (на примере концепции Ф.Шиллера).
13. Сущность внешней и внутренней культуры – противопоставление, обоснованное И. Кантом. Мой категорический императив.
14. «Европа ли Россия?» (вопросы и ответы Н.Я. Данилевского).Верен (реален, утопичен) ли, на ваш взгляд, образ России, представленный русским мыслителем.
15. «Существует ли логика истории?» (концепция, представленная О. Шпенглером). Ваш сценарий заката культуры народа X из страны Y.
16. Человечество имеет единые истоки и общую цель. Постижение истории К. Ясперса. Согласились бы вы с утверждением, что наше время можно назвать «новой прометеевской эпохой», которая породит новое осевое время?
17. «…Игровой инстинкт может вновь проявиться в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры». Необходима ли игра культуре, а культура – игре?
18. «Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие». Разделяете ли вы бердяевское противопоставление культуры и цивилизации.
19. «…Как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой,.. как гнетущий груз». Критика культуры в концепции З. Фрейда.
20. «История языка и мотивов» ведет «прямо к первобытному миру чуда». Трактовка бессознательного, предложенная К. Юнгом. Каков Ваш опыт постижения коллективного бессознательного?
21. «Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».Разделяете ли вы убежденность П. Сорокина? Какую оценку можете дать современной культурной ситуации в нашей стране?
22. «Символическая вселенная».Почему Э. Кассирер назвал человека «символическим животным»? Как вы думаете, что породило эту вселенную? Велика ли роль символа (самого разного уровня) в вашей жизни?
5.2. Методические рекомендации и требования, предъявляемые к написанию реферата
Реферат является итоговой письменной работой, которую выполняет студент, готовящийся к сдаче экзамена по «Теории и истории культуры».
Тема реферата избирается студентом и согласовывается с преподавателем. Реферат должен освещать важнейшие теоретические проблемы, связанные с дисциплиной «Теория и история культуры». Тема и содержание реферата должны быть согласованы с преподавателем в течении одного месяца с момента начала преподавания дисциплины (3 семестр / до 30 сентября).
Структура реферата. Реферат обязательно должен иметь содержание, введение, изложение содержания темы, заключение, список использованной литературы, а также приложение (при необходимости).
Содержание содержит все вышеперечисленные структурные элементы реферата, с указанием страниц, на которых они находятся. Заголовки содержания дублируются в тексте реферата.
Введение — важнейший смысловой элемент реферата. Форма его произвольна, но в нем должны получить отражение следующие вопросы: обоснование выбора темы, степень научной разработанности темы (обзор источников), оценка её актуальности; цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
Основное содержание работы должно представлять собой самостоятельно выполненное исследование по проблеме, заявленной в названии реферата.
В заключении дается выводы, сделанные исходя из основного содержания реферата, и описываются возможности практического применение содержащегося в реферате материала (если есть такая информация).
Список использованной литературы содержит указание на изученные студентом работы. Он должен включать в себя фундаментальные труды по теме реферата (первоисточники) и последние публикации по ней (статьи из научных журналов).
Ссылки на источники литературы следует давать в квадратных скобках сквозную нумерацию цитируемой литературы: первая цифра — порядковый номер из списка использованной литературы, а вторая цифра — страница. Например, [2, c. 56].
Реферат должен быть самостоятельной работой, показывающей способность автора систематизировать теоретический материал по избранной теме, связно его излагать, творчески использовать культурологические и философские идеи и положения для методологического анализа материалов по теории культуры.
Научные идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указания на источник. Прямое заимствование без указания источников использованных текстов не допустимо!Реферат будет проходить обязательную проверку в программе «Антиплагиат».
Требования к оформлению. При подготовке реферата на компьютере следует использовать шрифт Times New Roman №14 (через 1,5 интервала); параметры страницы (поля) для бумаги формата А4: верхнее поле — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см.
Реферат в объеме 18-25 страниц должен быть сброшюрован и иметь титульный лист, на котором необходимо указать: название вуза, наименование кафедры, тему реферата, учебную дисциплину, по которой защищается реферат («Теория и история культуры»), фамилию и инициалы студента, место и год написания реферата. Здесь же указываются фамилия и инициалы, ученая степень и звание преподавателя, проверяющего реферат.
Студенты сдают подготовленный реферат в срок, указанный преподавателем (3 семестр / до 10 декабря). Сданный реферат предполагает обсуждение и защиту в студенческой группе.
Студенты, не защитившие реферат, до экзамена не допускаются.
Примерная тематика рефератов:
МОДУЛЬ I. Теория культуры:
1. Полисемантичность понятия «культура».
2. Морфологическая модель культуры.
3. Элитарная и массовая культура.
4. Психоанализ и «массовое искусство».
5. Современная молодежная культура.
6. Полифункциональность культуры.
7. Культура и цивилизация.
8. Культура и религия.
9. Культура и наука.
10. Культура и нравственность.
11. Праздник как феномен культуры.
12. Понятие «маргинальности» в контексте культуры.
13. Культура и глобальные проблемы современности.
14. Мир природы и мир человека в представлениях софистов.
15. Идеал культурного человека в творчестве гуманистов.
16. Просветительские теории культуры.
17. Понимание цивилизации и культуры в трудах В.Р. де Мирабо.
18. Теория культуры Й.Г. Гердера.
19. Культурологические идеи в трудах Иммануила Канта.
20. Представления о культуре в трансцендентальном идеализме Шеллинга.
21. Георг Вильгельм Гегель о сущности культуры.
22. Романтизм и развитие культурологической теории.
23. Понимание культуры в классическом марксизме.
24. Понимание культуры в «философии жизни».
25. Эволюционнная теория Эдуарда Барнета Тейлора.
26. Трактовки культуры в классическом психоанализе и аналитической психологии.
27. Идея культуры в неофрейдизме.
28. Мир культуры в теории Фридриха Ницше.
29. «Аполлоническое» и «дионисийское» в культурологической мысли ХХ века.
30. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в работе Освальда Шпенглера «Закат Европы».
31. «Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.
32. Игровая теория Йохана Хейзинги.
33. Культурологическая концепция Альберта Швейцера.
34. Феноменологическая теория Эдмунда Гуссерля.
35. Символические концепции культуры.
36. Функциональные концепции культуры.
37. Концепция круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби.
38. Славянофильство и развитие культурологической теории.
39. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
40. Данилевский и Тойнби: сходство и различие подходов к изучению культур и цивилизаций.
41. Теоретико-культурологические идеи русского евразийства.
42. Концепция культуры Н.А. Бердяева.
43. Понимание культуры в работах И.А. Ильина.
44. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина.
45. Диалог культур как принцип «творческой герменевтики» (Михаил Бахтин).
46. Концепция карнавальной культуры в работах Михаила Бахтина.
47. Русская школа семиотики (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.).
48. Концепция этногенеза в работах Л.Н. Гумилева.
49. Феномен матриархата в культуре мировых цивилизаций.
50. Античная цивилизация: основные формы и этапы развития.
51. Феномен «восточных деспотий»
52. Заупокойный культ в Древнем Египте.
53. Идеал «благородного мужа» в конфуцианстве.
54. Веды как памятник мировой культуры.
55. Буддийская цивилизация.
56. Древние цивилизации Америки.
57. Феномен «греческого чуда».
58. Достижения Византийской цивилизации в области архитектуры и иконописи.
59. Особенности средневекового цивилизационного развития.
60. Законы истории и развитие культуры.
61. Культурные эпохи: европоцентристский подход.
62. Региональная типологизация культуры
63. Н.Я.Данилевский о многообразии исторических типов.
64. О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.
65. А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.
5.3. Методические рекомендации и требования, предъявляемые к докладам и презентациям:
Докладчикам следует помнить, что их задача заключается в том, чтобы понятно и интересно донести до широкого круга слушателей суть доклада, не упустив при этом никаких ее важных аспектов. В этой памятке содержатся требования, которых необходимо придерживаться при построении устного доклада и оформлению компьютерной презентации.
1. Продолжительность доклада должна составлять 10-15 минут, доклад обязательно должен сопровождаться компьютерной презентацией (MSPowerPoint 97-2010). На освещение одного слайда презентации должно отводиться не менее 30 секунд.
2. В докладе должны быть освещены имеющиеся предпосылки по теме исследования, цели и задачи, поставленные в работе, использованные методы, основные результаты и выводы.
3. Во время доклада можно пользоваться написанным планом и любой другой информацией (например, числовыми данными), но доклад НЕ должен полностью читаться по бумаге.
4. Компьютерная презентация призвана иллюстрировать доклад, поэтому она должна содержать достаточное количество рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, таблиц, карт, схем.
5. В презентации НЕ должно быть больших блоков текста.
6. Допускается использование слайдов, содержащих исключительно текстовую информацию, только для представления названия работы, целей и задач, а также выводов. Остальные слайды должны содержать графическую информацию.
7. Файл презентации должен быть выполнен в программе MSPowerPoint 97-2010.
Примерная тематика сообщений (презентаций):
МОДУЛЬ II. История культуры:
1. Культура первобытного общества.
2. Религиозная и духовная культура древнего Египта.
3. Художественная культура древнего Египта.
4. Научные знания, быт и нравы древних Египтян.
5. Религиозная и духовная культура древней Индии.
6. Художественная культура древней Индии.
7. Научные знания, быт и нравы древней Индии.
8. Религиозная и духовная культура древнего Китая.
9. Художественная культура древнего Китая.
10. Научные знания, быт и нравы древнего Китая.
11. Религиозная и духовная культура древней Греции.
12. Художественная культура древней Греции: архитектура, скульптура, живопись.
13. Литературное, философское, политологическое наследие культуры древней Греции.
14. Причины кризиса и упадка культуры и цивилизации древних греков.
15. Генетическая и геополитическая характеристика культуры древнего Рима.
16. Религиозная и духовная культура древнего Рима.
17. Художественная культура древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись.
18. Причины кризиса и упадка культуры древнего Рима.
19. Культура Византии.
20. Культура арабского Востока.
21. Социально-экономическая культура в эпоху европейского Средневековья.
22. Художественная культура в эпоху Средневековья.
23. Мировоззренческие ориентиры и принципы европейского Возрождения.
24. Художественная культура итальянского Треченто: С. Боттичелли, Дуччо, Мазаччо.
25. Художественная культура итальянского Кватроченто: Леонардо да Винчи, Микеланджело.
26. Архитектура Возрождения: Ф. Брунеллески, Браманте (Италия), Витрувий (Нидерланды).
27. Культурное значение и последствия Великих географических открытий.
28. Специфика и периодизация европейской культуры Нового времени.
29. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVII веке.
30. Искусство в XVII веке: барокко, классицизм.
31. Специфика культуры европейского Просвещения.
32. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVIII веке.
33. Прогресс естественных наук и социальные учения в эпоху Просвещения.
34. Искусство в XVIII веке.
35. Культура европейского классического капитализма в XIX веке.
36. Наука и техника в западноевропейской культуре XIX века.
37. Специфика западноевропейской культуры ХХ века
Примерная тематика докладов:
1. Мода и идеал красоты, их изменение в истории.
2. Творчество выдающихся деятелей культуры (по выбору).
3. Культура и природа.
4. Человек и культура.
5. Нравственность и религия.
6. Политическая культура и власть.
7. Массовая коммуникация и массовая культура.
8. Интеллигенция и культура.
9. Своеобразие буддийской культурной традиции.
10. Культура народов Севера.
11. Особенности исламской культурной традиции и ее отражение в искусстве.
12. Молодежная субкультура.
13. Культура как способ преодоления конфликта между стереотипами моды и уникальностью личности.
14. Этнокультурная специфика поведения.
15. Этнические стереотипы.
16. Исторические корни, культурные традиции и достижения моего народа.
17. Язычество Древней Руси.
18. Первобытные культуры на территории Тюменской области.
19. Культура майя, инков, ацтеков.
20. Мифы и реальность библейских сюжетов.
21. Античная мифология.
22. Особенности романского и готического искусства.
23. Крещение Руси и развитие культуры.
24. Бытовая культура Руси.
25. Смена стилей в западноевропейском искусстве: барокко, рококо, классицизм.
26. Титаны эпохи Возрождения.
27. Выдающиеся представители «серебряного века» русской культуры.
28. Культура милитаризма.
29. Основные направления развития мировой художественной культуры в 20 веке.
30. Социальные революции и разрушение культуры.
31. Культура российской эмиграции.
32. Декоративная косметика как элемент бытовой культуры.
33. Одежда и украшения: их функции в прошлом и сегодня.
34. Художественная культура советского периода: достижения и потери.
5.4. Контрольные вопросы к экзамену
1. Проблемы философского и теоретического осмысления культуры.
2. Основные этапы эволюции представлений о культуре.
3. Основные категории и понятия теории культуры.
4. Характеристика основных культурологических направлений, концепций и школ.
5. Структура культуры.
6. Функции культуры.
7. Культура и цивилизация.
8. Язык, символы и культурные коды.
9. Культурные ценности и нормы.
10. Культурные традиции.
11. Основные концепции теоцентризма: представители, специфические черты.
12. Основные концепции натуроцентризма: представители, специфические черты.
13. Основные концепции социоцентризма: представители, специфические черты.
14. Основные концепции антропоцентризма: представители, специфические черты.
15. Культурогенез. Исторические типы культур.
16. Циклическая модель развития культуры, представители, специфические черты.
17. Маятниковая модель развития культуры: представители, специфические черты.
18. Линеарная модель развития культуры: представители, специфические черты.
19. Спиралевидная модель развития культуры: представители, специфические черты.
20. Ковариантная модель развития культуры: представители, специфические черты.
21. Синергетическая модель развития культуры: представители, специфические черты.
22. Ризомная модель развития культуры: представители, специфические черты.
23. Проблема субъекта культуры.
24. Социальное и индивидуальное в культуре.
25. Культура и личность. Социализация и инкультурация.
26. Менталитет.
27. Культура и общество.
28. Элитарная и массовая культура.
29. Культура первобытного общества.
30. Культура Древнего Востока.
31. Культура античности.
32. Культура средних веков.
33. Культура эпохи Возрождения.
34. Западноевропейская культура Нового времени.
35. Западная культура двадцатого столетия.
36. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности.
37. Отечественная культура 14-17 веков.
38. Российская культура 18 века.
39. Отечественная культура 19 века.
40. «Серебряный век» русской культуры.
41. Культура советского периода.
42. Специфика культуры постсоветского периода.
5.5. Примерные тестовые задания
1. Кто писал, что язык, миф, искусство, религия – это символические формы, лежащие в основе культуры; «символ – ключ к природе человека», а «человек – это символическое животное»?
1. Э. Кассирер
2. К.- Г. Юнг
3. К. Леви-Стросс
2. Кому из ученых принадлежит концепция «вызова и ответа», по которой та или иная культура возникает и развивается под непосредственным воздействием на общество природных или социальных причин?
1. А. Тойнби;
2. Э. Тайлор;
3. Дж. Фрезер.
3. Кто назвал цивилизацию «последней стадией» развития культуры и писал: «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией»?
1. О. Шпенглер;
2. К. Юнг;
3. Б. Малиновский.
4. Какую теорию создал (труд «Homo Ludens») голландский ученый Й. Хейзинга?
1. Теорию психоанализа;
2. Теорию символических форм;
3. Игровую теорию культуры.
5. Когда слово культура получило значение научного понятия?
1. В античности
2. В средние века
В эпоху просвещения
6. С какой сферой духовной культуры связана прежде всего нормативная (регулятивная) функция культуры?
1. С научно-образовательной
2. С художественной
С нравственно-правовой
7. Что является определяющим признаком различия этносов?
1. Общность языка
2. Общность территории
Особенности культуры
8. Для процесса культурогенеза более всего характерно:
1. Постоянное возникновение культурных феноменов ранее не существовавших
2. Повторение одних и тех же этапов культуры
3. Возвращение к первоначальному состоянию культуры
9. Нарушение единства культуры, когда в обществе ослабляется значение прежних ценностей и норм как регуляторов массового поведения, называется…
1. Культурная аккумуляция
2. Аномия культуры
3. Культурный синтез
10. Что означает термин «инкультурация» личности?
1. Приобщение индивида к чужой культуре, языку, включая усвоение им необходимых норм и стереотипов поведения, бытовых привычек и т. п.
2. Положительное эмоциональное самоощущение человека, находящегося в родной этнической среде
3. Он адекватен термину «маргинальность» и указывает на промежуточное, пограничное положение человека между какими-либо этническими или социальными группами людей
11. Для массовой культуры не характерен жанр…
1. Мелодрамы
Оперы
3. Мюзикла
12. Какому понятию соответствует определение: «Нерасчлененность, слитность материального быта, магии, художественного творчества, мифологии, религиозных представлений, характерных для первобытной родоплеменной культуры» - это ….
1. Синкретизм;
2. Синтетизм;
3. Семиотика.
13. С какой из первобытных форм религии связана вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов?
1. Анимизм
2. Тотемизм
Фетишизм
14. К первобытным верованиям не относится:
1. Анимизм
Буддизм
3. Тотемизм
15. К какой древневосточной цивилизации относится древнейший документ правовой культуры человечества – кодекс Хаммурапи?
1. Египет
Вавилон
3. Индия
16. Назовите характерную особенность скульптуры классического периода Древней Греции:
1. Натурализм
2. Одухотворенность
3. Идеальное, гармоничное изображение человеческого тела.
17. Какое название получил «храм всех богов» в Древнем Риме:
1. Колизей
2. Форум
3. Пантеон
18. Для какой ветви культуры характерно запрещение изображения Бога и, как следствие этого, расцвет орнаментализма?
1. Буддийская
2. Исламская
3. Христианская.
19. К какому периоду в истории культуры Западной Европы можно отнести городские кафедральные соборы в Кельне, Реймсе, Собор Парижской Богоматери?
1. Дороманский
2. Романский
3. Готический
20. Средневековый западноевропейский тип культуры характерен:
1. Установкой на возрождение античной культуры
2. Приоритетом в общественном сознании христианско-религиозных догм
3. Развитием книгопечатания на немецком, французском и английском языках
21. Эпоха Ренессанса – это возрождение каких идеалов?
1. Первобытных
2. Античных
3. Средневековых
22. Какой из музыкальных жанров зародился в период Возрождения?
1. Оперетта
2. Симфония
3.Опера
23. Культура Западной Европы в эпоху Просвещения характеризуется:
1. Борьбой церкви с монархическими правлениями, переводами и исправлением текстов Св. Писания
2. Утверждением светского образа жизни и расцветом художественных стилей барокко и классицизма
3. Расцветом романского и готического стиля в архитектуре
24. В начале 19 века немецкий композитор Бетховен, английский поэт Байрон, французский художник Делакруа являлись представителями:
1. Романтизма
2. Реализма
3. Классицизма
25. Французские художники конца 19 в. Мане, Моне, Писсарро, Ренуар, Дега являлись представителями:
1. Критического реализма
2. Импрессионизма
3. Натурализма
26. Из перечисленных направлений изобразительного искусства исключите то, которое не относится к 20в.:
1. Фовизм
2. Маньеризм
3. Дадаизм
27. Кто из художников явился основоположником одного из видов абстрактного искусства, называемого «супрематизм»?
1. Малевич
2. Кандинский
3. Шагал
28. Как известно, Киевская Русь немало заимствовала из христианской культуры Византии, но были и свои специфические явления. Найдите одно из таких явлений в ниже следующем перечне:
1. Иконы
2. Фрески
3. Многокупольные храмы
29. Национальная особенность зодчества на Руси – шатровый стиль (16в.). Укажите пример проявления этого стиля:
1. Собор св. Софии в Киеве
2. Церковь Покрова на Нерли
3. Церковь Вознесения в Коломенском
30. В какую эпоху в России появились первая печатная газета, первая государственная библиотека и музей?
При Петре 1
2. При Екатерине 11
3. При Александре 1
31. Развитие в 18 веке в России светской культуры приводит к появлению:
1. Живописи
2. Музыки
3. Скульптуры
32. Кто из указанных композиторов входил в так называемую «могучую кучку»?
1. Чайковский
2. Мусоргский
3. Стравинский
33. Автор картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»:
1. Серов
Суриков
3. Репин
34. Кто из перечисленных поэтов «серебряного века» может быть отнесен к акмеистам?
1. Маяковский
Ахматова
3. Блок
35. «Серебряный век» отечественной культуры, это …..?