Направление «Физическое развитие»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление «Физическое развитие»
Образовательная область «Физическая культура»
Для детей от 5 до 7 лет на 2015-2016 гг.
Составила:
инструктор по физической культуре
А.Д. Стрельцова
Санкт – Петербург
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
IЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации программы
1.1.2 Принципы и методы организации образовательного процесса в области «Физическая культура»
1.1.3 Возрастные особенности детей от 5 до 7 лет
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Реализация образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура»
2.2 Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.
2.3 Способы поддержки детей и особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
IIIОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Режим двигательной активности
3.2 Традиционные мероприятия по физической культуре
3.3 Календарное планирование
3.4 Предметно-пространственная развивающая среда
3.5 Информационно-методическое обеспечение программы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планируемые результаты освоения Программы
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторике рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяют требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Таким образом, целевые ориентиры программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе.
К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования в образовательной области «физическое развитие» ФГОС относит следующие: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Реализации образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»
Основными задачами образовательной области «Физическая культура» является формирование у детей представлений о здоровом образе жизни,сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления, обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки, формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Перед началом совместной физкультурной образовательной деятельности (с целью создания интереса и мотивации) дети знакомятся с изучаемой темой.
Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра.
Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановления дыхания.
Образовательная деятельность включает в себя порядковые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные движения.
Порядковые упражнения: построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, находя свое место в пространстве, повороты на месте с переступанием,
Общеразвивающие упражнения: традиционные общеразвивающие упражнения с одновременными однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа), начинать и завершать упражнения по сигналу.
Основные движения: разные способы ходьбы, (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями), ходьба не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног, ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам, ходьба по кругу, «змейкой», с остановками с приседанием, с изменением темпа, ходьба между линиями, шнурами, по доске, сосменной темпа и направления; бег, не опуская головы; прыжки: в длину с места, спрыгивание, одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги, подскоки на месте, с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними; катание, бросание, метание – катание мячей, бросание предметов одной или двумя руками вдаль, лазание через предметы; музыкально-ритмические упражнения; спортивные упражнения - катание на трехколесном велосипеде, скольжение по ледяным дорожкам, с помощью взрослого; подвижные игры, основные правила в подвижных играх.
IIIОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Режимы работы ГБДОУ
Режим работы ГБДОУ - 12 часов и 10 часов.
В группах раннего возраста с 7.00 до 19.00 часов.
В ГДОУ разработаны режимы:
на холодный/теплый периоды года;
гибкие режимы при неблагоприятных погодных условий для прогулок;
щадящие режимы для детей III-IV группы здоровья и перенесшим заболевание;
адаптационный режим для детей раннего возраста и т.д.
Старшая группа
Месяц | № Занятия. Цель | Содержание (физ.упражнения, подвижные игры) | Задачи |
Сентябрь | 1 – 2 занятие. Развитие общей выносливости. | Ходьба с изменением темпа, с остановкой на зрительный сигнал. Бег в колонне по одному с изменением темпа. Ходьба по гимнастической скамье. Прыжки в длину с места. Подвижная игра «Хитрая лиса» | Формировать правильную осанку. Осуществлять профилактику плоскостопия. Развиватьловкость, общую выносливость, скоростно-силовые качества. Учитьбыстро реагировать на сигнал и двигаться в заданном направлении и темпе, ориентировке в пространстве, равновесие. Воспитывать положительные эмоции. |
3 – 4 занятие. Развитие скоростно-силовых качеств. | Повороты. Ходьба с заданием для ног и рук. Бег медленный со сменой направления. ОРУ с гимнастической палкой. Прыжки вверх с места. Подвижная игра «Ловишки». | Развивать координацию, выносливость, скоростно-силовые качества, быстроту, внимание. Формироватьмышечный корсет. Укреплять мышечный корсет. Воспитывать интерес к занятиям. | |
Октябрь | 1 – 2 занятие. Развитие навыка метания. | Ходьба с мячом, с заданием для ног и рук. Бег змейкой. ОРУ с мячом. Работа с мячом в парах. Набивание и ведение мяча. Подвижная игра «Мяч водящему». | Формироватьсвод стопы, мышечный корсет, координацию. Развиватьловкость. Обучать навыку метания. Воспитыватьинтерес к своим результатам. |
3 – 4 занятие. Развитие гибкости. | ОРУ без предметов. Прыжки в высоту с разбега. Ловля мяча у стены. Бросок мяча в кольцо. Подвижная игра «Кто самый меткий». | Учитьследить за положением тела в упражнениях. Развиватьгибкость, скоростно – силовые качества, навык метания, быстроту, внимание. Совершенствовать технику прыжка. Учитьловить кистями рук. Воспитыватьэстетические чувства. | |
5 – 6 занятие. Обучение лазанью. | Лазанье по канату. Прыжки на скакалке. Упражнения на гимнастической лестнице. Подвижная игра «Ловишка с лентами». | Укреплятьсвод стопы, мышцы ног. Формировать мышечный корсет Развиватьгибкость, координацию движений, силу мышц ног и рук, быстроту, внимание. Обучить технике лазанья. Воспитывать эстетические чувства. | |
7 -8 занятие. Развитие ловкости. | Повороты. Ходьба с заданиями для рук и ног. Бег с препятствиями. Прокатывание обруча в парах. Подлезание в движущуюся цель. Подвижная игра «Охотник и зайцы» | Учитьловкости. Укреплять мышц рук и ног. Развиватьловкость. Воспитывать привычку к ежедневным занятиям физкультурой. | |
Ноябрь | 1 – 2 занятие. Формировать знания о родном городе и ПДД. | Построение парами. Ходьба и бег со сменой направления и остановкой на сигнал. ОРУ в парах. Прыжок в длину с разбега. Подвижная игра «Пешеходы и автомобили». | Учитьдвигаться парами, быстро реагировать на сигнал. Развивать гибкость, быстроту, внимание. Воспитывать чувство товарищества. |
3 – 4 занятие. Развитие быстроты. | Бег с ускорением. Ходьба с заданиями для рук и ног. Подвижная игра «Мы весёлые ребята». | Развивать быстроту, внимание, ловкость и общую выносливость, чувство ритма. Воспитывать честность, справедливость. | |
5 – 6 занятие. Формирование интереса к спортивным играм. | Спортивные игры Школа мяча. Хоккей. Баскетбол. Городки. | Учитьсоблюдать правила в играх. Развиватьинтерес к спортивным играм. Упражнять в метании. Воспитывать самостоятельность. | |
Декабрь | 1 – 2 занятие. Развитие ловкости. | Построение в звенья. Ходьба и бег приставным шагом, змейкой. ОРУ с малым мячом. Прыжки в длину с места. Ходьба по гимнастической скамье с перешагиванием. Подвижная игра «Два мороза». | Закрепить навык построения. Развивать ловкость, выносливость. Формироватьмышечный корсет Развивать скоростно-силовые качества, навык равновесия, быстроту, внимание, ловкость. Воспитывать бережное отношение к инвентарю. |
3 – 4 занятие. Развитие выносливости. | Ходьба с заданием для ног и рук. Бег в среднем темпе. Прыжки в высоту с разбега. Подвижная игра «Жмурки». | Развивать координацию движений, укреплять свод стопы, выносливость.быстроту, внимание, ловкость. Формировать мышечный корсет Совершенствовать технику прыжка Воспитывать волевые качества. | |
5 – 6 занятие. Развитие координации движений. | Ходьба спиной вперёд. Бег с ускорением. ОРУ без предметов. Прыжок в высоту с разбега. Лазанье. Подвижная игра «Рыбак и рыбки». | Развивать координацию движений, быстроту, внимание. Воспитывать настойчивость, решительность. | |
7 -8 занятие. Формирование представлений о разнообразии спортивных игр и упражнений. | Эстафеты. Любимые спортивные и подвижные игры. | Прививатьинтерес к командным играм. Учить действовать в команде. Развивать быстроту, внимание, ловкость, выносливость. Воспитывать чувство коллективизма. | |
Январь | 1 – 2 занятие. Развитие быстроты. | Эстафеты. спортивные и подвижные игры: хоккей, футбол. Два мороза. Выжигалы. | Развивать быстроту, силу, общую выносливость. Воспитывать чувство коллективизма. |
3 – 4 занятие. Формирование интереса к физической культуре и спорту | ОРУ с флажками. Подвижная игра «Ловишки, ноги от земли». Эстафета. | Укреплять мышечный корсет. Развивать быстроту, силу. Воспитывать волевые качества. | |
Февраль | 1 – 2 занятие. Формирование интереса к спортивным упражнениям. | Ведение мяча клюшкой. Подвижная игра «Весёлый хоккей». Эстафета. | Совершенствоватьнавыки игры в хоккей. Закрепитьумение держать клюшку и вести мяч по прямой и между предметами. Воспитыватьпривычку к ЗОЖ. |
3 – 4 занятие. Развитие навыка метания. | Повороты, ходьба, бег с мячом. ОРУ с мячом. Бросание мяча о стену и через сетку. Подвижная игра «Мяч скорей бери». | Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, силу, ловкость. Укреплятьмышечный корсет. Учить броску изза головы, соблюдать правила в играх. Воспитыватьволевые качества. | |
5 – 6 занятие. Формирование мышечного корсета. | Построение, ходьба, бег, ОРУ с гимнастической палкой. Прыжок в высоту с разбега. Подвижная игра «Кто лучше прыгнет». | Развивать гибкость, координацию движений, ловкость. Совершенствоватьтехнику прыжка Воспитывать интерес к своим результатам. | |
7 -8 занятие. Развитие быстроты | Соревнования – эстафеты. Кто быстрее? Чья команда быстрее? Перетягивание каната. Подвижная игра «Стоп». | Прививатьинтерес к командным играм. Развиватьбыстроту, внимание, ловкость. Воспитыватьсамостоятельность. | |
Март | 1 – 2 занятие. Развитие гибкости. | Бег медленный. ОРУ с кольцом. Кувырок вперёд. Ходьба по скамье боком. Подвижная игра «Мышеловка». | Развиватьвыносливость, гибкость, ловкость Совершенствоватьравновесие. Воспитывать эстетические чувства. |
3 – 4 занятие. Формирование навыка метания. | Бег в среднем темпе. ОРУ с элементами акробатики. Ходьба по гимнастической скамье. Лазанье по гимнастической лестнице. Прокатывание обруча в парах. Подвижная игра «Кто ловкий?» | Развиватьловкость выносливость, гибкость, силу. Совершенствовать навык равновесия. Закреплятьтехнику прокатывания. Воспитывать активность, самостоятельность. | |
5 – 6 занятие. Развитие ловкости. | Ходьба и бег змейкой. Метание в горизонтальную цель. Подвижная игра «Охотники и зайцы». | Развиватьловкость, гибкость, меткость. Совершенствовать технику метания Воспитыватьволевые качества. | |
7 -8 занятие. Формирование знаний об олимпийцах. | Соревнования по бегу на скорость, прыжкам, метанию. Показ детьми достигнутых результатов. | Воспитыватьчестность, чувство соперничества, умение оказать поддержку. | |
Апрель | 1 – 2 занятие. Совершенствование скоростно-силовых качеств. | Ходьба с заданием для рук и ног. Бег в разном темпе. ОРУ без предметов. Лазанье. Прыжки в высоту с разбега. Подвижная игра «Перелеты птиц». | Совершенствовать скоростно-силовые качества. Развивать гибкость, быстроту, внимание Воспитыватьдружелюбие. |
3 – 4 занятие. Развитие выносливости. | Бег медленный. ОРУ с гимнастической палкой. Прыжки в длину с разбега. Бег на скорость. Подвижная игра «Кто самый быстрый?». | Развиватьвыносливость, гибкость, ловкость, скоростно – силовые качества, общую выносливость. Воспитывать волевые качества. | |
5 – 6 занятие. Развитие гибкости. | Аэробика. Элементы спортивных игр: теннис. | Развивать гибкость. Следить за осанкой. Воспитывать эстетические чувства. | |
7 - 8занятие. Формирование интереса к подвижным и спортивным играм. | Подвижные игры Мы – весёлые ребята. У медведя во бору. Угадай, кто ушёл. Сбей кегли. Бездомный заяц. Школа мяча. спортивные игры: городки, бадминтон. | Учитьсоблюдать правила в играх. Развивать интерес к народным играм. Содействовать развитию речи. Упражнять в метании. и самостоятельность. | |
Май | 1 – 2 занятие. Формирование потребности заниматься спортивными играми. | Футбол. Хоккей. Городки. Бадминтон. | Учитьсоблюдать правила в играх. Развивать интерес к спортивным играм. Воспитывать выдержку. |
Формирование представлений о спорте и спортсменах. | Соревнования по бегу на скорость. В беге на ловкость. В метании. В прыжках. | Учить стремлению к самосовершенствованию. Формировать привычку к ЗОЖ. Воспитывать волевые качества. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление «Физическое развитие»
Образовательная область «Физическая культура»