Современное общество и воспитание
Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой – буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия, а важнейшее достижение последних веков – техносфера – в технобесие, ибо ее совершенствование, превращение в самоцель, требуя неимоверных усилий от человечества, не дает тех результатов, на которые люди рассчитывают, а техногенные катастрофы становятся все более опасными. И самое страшное в происходящем сегодня не гонка вооружений, сделавшая реальностью самоуничтожение человечества, не надвигающаяся экологическая катастрофа (заметим, что экологические бедствия были причиной исчезновения не только многих племен и социальных групп людей, но и целых цивилизаций), но разложение и извращение самого человека: его воли, мышления, веры, совести... Это особенно заметно в сегодняшней России, переживающей самый страшный духовный кризис в своей истории.
В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру нельзя решить ни одной глобальной проблемы. А это требует принципиально новых подходов к организации образования, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования, а в развитых странах за последние 20-25 лет оно стало приоритетным направлением государственной политики! Важно указать и на то, что образование за последние годы стало предметом широкого философского анализа, что само по себе есть свидетельство глубокого кризиса существовавшего образования и поиска кардинальных путей его преодоления.
3. Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования
Если представить в целом наиболее заметные тенденции развития послевоенного образования, то можно констатировать количественный рост числа самого разного рода учебных заведений и учащихся, расширение границ обучения (сегодня реальностью становится непрерывное образование), демократизацию, сделавшую возможным получение образования на любой ее ступени и для любого человека, если у него есть к тому способности.
В то же время фактически не произошло существенного улучшения качества образования: эксперименты, даже самые обеспеченные (от философских разработок до материального оснащения), так и остались локальными экспериментами; повсеместное усложнение содержания образования, разрушив прежнее достаточно совершенное с педагогической точки зрения (у нас это можно проследить особенно ясно на примере учебников естественно-математического цикла), привело к перегрузкам учащихся, да и учителей; введение новых предметов, вроде сексологии, большей частью не оправдало себя.
Что же касается воспитания, то его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
В связи с этим, хотя многие страны мира в качестве приоритетной политической и поставили задачу глобального реформирования своих систем образования, но пока процессы изменений в них носят характер широкого микросовершенствования, так что ни одна страна мира, по крайней мере, европейская и Америка, не может сказать, что ей удалось кардинально улучшить образование и тем более преодолеть негативные тенденции в воспитании.
На этом фоне эволюционного развития образования можно выделить две глобальные современные тенденции. С одной стороны, идет его абстрактная универсализация, что во многом обусловлено приоритетным развитием науки, особенно ее естественно-математической составляющей, выражающейся в увеличении этих знаний в содержании образования и в доминировании естественно-научного менталитета в образовании, в том числе и через менталитет преподавателей, а это ведет к унификации национальных систем образования и по содержанию, и по функциям, и по строению, и по организации, но с другой – наблюдается и движение в сторону сохранения и развития национальных основ реально существующих систем образования в рамках общечеловеческого образовательного пространства. Какая же из этих тенденций станет доминирующей? Путь к формально-всеобщей универсализации, каковой являлась, например, римская культура. Или же путь идеального развития национально-особенного, которое, достигнув вершин своего совершенства, приобретает общечеловеческое значение, например древнегреческая культура. Нельзя не понимать, что подлинной жизненностью обладает только второй путь, поскольку движение к универсальной монокультуре таит в себе опасность не только вырождения национальных культур, но и деградации универсальной общечеловеческой монокультуры. Вспомним, что только многообразие видов в природе дает возможность существования биосферы. Несомненно, что и сегодняшний духовно-нравственный кризис общества во многом обусловлен именно неукорененностью человека в родном социуме, отрывом от национальных основ, потерей национальных скреп, удерживающих человека в сфере традиционной духовности, морали и культуры и благодаря этому сохраняющего себя как человека. В связи с этим оптимальной в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур и создания благодаря этому единой многообразной общечеловеческой культуры.
4. Проблема национального образования в современной России
Сказанное о тенденциях развития мирового образования целиком относится и к России и, может быть, даже в большей мере к ней, чем к другим странам, поскольку усиленная вестернизация российского образования, приводящая его к разрушению, вызывает естественное отторжение зарубежного опыта. Отсюда попытки (чаще практические, нежели философско-методологические) создания различных моделей национальной школы.
В принципе, эта тенденция вполне оправдана. Во-первых, русская культура, подобно другим великим культурам человечества, несет в себе универсальное содержание, и поэтому движение русской школы к русской культуре в сопряжении с освоением лучших достижений мировой культуры, может существенно обогатить образовательно-воспитательный потенциал нашей школы. Во-вторых, в ситуации глобального кризиса российского общества национальное начало может и должно стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный, и общественный, и школьный кризис.
Говоря о поисках модели национальной школы, следует указать, что эти поиски идут во всех компонентах: формах, методах, организации, методиках, но прежде всего – на уровне поиска целей образования и подлинно национального содержания воспитания и образования. При этом авторы как теоретических, так и практических разработок в качестве его важнейшего компонента называют православие, ставшее историческим фундаментом русского воспитания и образования и всегда занимавшее важное место во всем строе русской школы.