Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающих его.
Среди формобучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.
С особой осторожностью и тщательностью, педагогической корректностью следует подходить к выбору инновационных форм изучения православной культуры. Плодотворным в этом плане может оказаться использование таких форм проведения урока, получивших распространение в практике учителей-мастеров, как путешествие в предмет (вводные уроки вначале изучения «Основ православной культуры»), погружение в историческую эпоху («Крещение Руси. Распространение православия»); экспедиция по святым местам, урок-портрет, посвященный выдающимся деятелям русского православия Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому и другим деятелям Церкви; урок-эссе, раскрывающий религиозно-философские искания выдающихся деятелей науки, культуры (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Д. Ушинского,
В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.); урок-раздумье («Духовно-нравственные понятия православия», «Человек в православном понимании»); урок-экспертиза («Сравнительный анализ культурно-исторических различий между западным и восточным христианством»); проблемная лаборатория старшеклассников («Основные обязанности человека по отношению к обществу», «Катастрофические последствия распада семьи с точки зрения Православной Церкви и православной этики»); научная конференция представляет исследовательские проекты старшеклассников по духовным проблемам («Возвращение к православию как основе духовной и культурной жизни русского народа»); духовный университет старшеклассников «Православная архитектура», «Православие и изобразительное искусство», «Православие и русская музыка», «Принятие православия и становление русской литературы» и другие отделения университета; межвозрастные уроки (уроки, которые с помощью учителя готовят и проводят старшеклассники в младших и средних классах, межпредметные интегрированные уроки («Героические подвиги русских христиан: Александра Невского и Дмитрия Донского – защитников земли русской», «Преподобный Андрей Рублев – великий деятель русской культуры», «Связь русской живописи с православной традицией», «Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов России», «Связь русской православной и светской литературы» и т.д.); учебная встреча с православными философами в рамках урока (И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Г.П. Федотов и др.); урок вопросов и ответов: учащиеся задают педагогу проблемные вопросы по ранее изученному материалу с целью систематизации полученных знаний.
В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.
Многообразными должны быть и средства обучения. Так, изучение книг Ветхого и Нового Завета вводит детей в мир вечных истин и всегда современных идей, высочайших нравственных идеалов, в художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты, раскрывает сложные и неоднозначные ситуации, знакомит с историей, обычаями, образом мысли народов древнейших цивилизаций.
Кроме книг Священного Писания в разрабатываемом курсе предполагается использовать произведения святоотеческой литературы, исследования по истории православия, образцы житийной литературы, особенно любимой в Древней Руси. В жизнеописаниях святых показаны примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества Дмитрием Донским и Александром Невским; духовное возрастание Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафим Саровский; верность Родине, проявленная патриархом Гермоген; забота о ближних Тихона Задонского; семейные добродетели в лице Петра и Февронии Муромских, родителей Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
Большую роль играет изучение православного церковного и светского искусства: архитектуры, иконописи, изобразительного искусства, художественной литературы, преданий, сказок, образцов музыкального и поэтического творчества. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывает воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.
Актуальна проблема оценивания знаний учащихся. Опыт показывает, что наиболее правильным будет предоставление учителю права на максимальную гибкость в этом вопросе, многообразие форм оценивания.
Предлагаемая программа предназначена для широкого возрастного диапазона: дошкольников, школьников, учащихся профтехучилищ и средних специальных учебных заведений. В связи с этим курс строится на концентрической основе с постепенным расширением знаний и смещением акцентов в изучении материала с внешних описательных сюжетов в сторону его содержательного осмысления. И если в дошкольном возрасте и начальных классах детям рекомендуется сообщить элементарные сведения о православной культуре, для чего возможно и даже разумно в основу ее изучения положить православный литургический круг, то в средних и старших классах основной упор должен быть сделан на личностное осмысление мира и человека, через живое и заинтересованное изучение богатейшего исторического, духовного и культурного наследия православного христианства.
Каждый годовой цикл в школьном обучении предусматривает 35 занятий, из расчета одно занятие в неделю. Учитывая психологические особенности детей, можно условно выделить 4 возрастные группы, в которых преподавание курса будет иметь свою специфику, и, соответственно, программа будет делиться на 4 раздела.
Раздел I. Подготовительная группа (4–7 лет) – младшая, средняя, старшая, подготовительная группы (детского сада). Мир – прекрасное творение.
Раздел II. Младшая группа (6–9 лет) - 1-4 классы. Человек и православная культура.
Раздел III. Средняя группа (10–15 лет) – 5–9 классы. История православной культуры.
Раздел IV. Старшая группа (16–17 лет) – 10–11 класс, ПТУ, техникумы, колледжи. Вера. Человек. Общество. Культура.