E) большая эффективность экономического вознаграждения, чем социального

*****

В центре внимания этого автора было изучение влияния организационной структуры на поведение работников. Необходимые тенденции развития индивида в организации он сформулировал в следующих постулатах: от пассивности к активности; от зависимости к независимости и т.д.:

A) А.Файоль;

B) К. Арджирис;

C) Д.МакГрегор;

D) Ф.Тейлор;

E) Э.Мейо

*****

Кто является авторами всемирно известного бестселлера "В поисках успешного управления", разработавшими новейшую систему управления на основе исследования наиболее успешных американских фирм?

A) Р. Бендлер, Д. Гриндер;

B) Ф. Тейлор, А. Файоль.

C) Р.Лайкерт. Д.МакГрегор:

D) Т. Питерс и Р. Уотерман;

E) Э.Мейо и М.П.Фолетт

*****

Как называется традиция в японском менеджменте, которая означает наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков:

A)«минарай»;

B) «эмэ»;

C) «учи»;

D) «учива»;

E) «ва»

*****

Как называется направленность на сотрудничество в японском менеджменте:

A) «минарай»;

B) «эмэ»;

C) «учи»;

D)«учива»;

E) «ва»

*****

В японском менеджменте это слово означает стремление каждого к взаимному сотрудничеству и равновесию внутри группы и предлагает ограничение индивидуальных потребностей и интересов в пользу группы:

A) «минарай»;

B) «эмэ»;

C) «учи»;

D) «учива»;

E) «ва»

*****

Какая подсистема организации определяет индивидуальные действия и задачи персонала в связи с разделением труда в организации:

A) технологическая;

B) формальная;

C) внеформальная;

D) неформальная;

E) функциональная

*****

Какая подсистема организации базируется на правилах, определяющих поведение людей, занимающих в организации тот или иной статус:

A) технологическая;

B) формальная;

C) внеформальная;

D) неформальная;

E) функциональная

*****

Какая подсистема организации охватывает сферу прямых межличностных отношений добровольного характера:

A) технологическая;

B) формальная;

C) внеформальная;

D) неформальная;

E) функциональная

*****

Какая подсистема обеспечивает решение задач формальной подсистемы, но неформальными средствами («срезания углов») при реализации задач соответствующих статусов путем перемещения функций от одной должности к другой, перераспределения основных управленческих функций, в частности, функции контроля, принятия решений:

A) технологическая;

B) формальная;

C) внеформальная;

D) неформальная;

E) функциональная

*****

Субъектом какой подсистемы организации выступает руководитель, когда осуществляет деятельность, которая определяется как умственная, квалифицированная, творческая, сложная, с высокой индивидуальной ответственностью, с длительным сроком профессиональной подготовки:

A) технологической;

B) формальной;

C) внеформальной;

D) неформальной;

E) функциональной

*****

Субъектом какой подсистемы организации выступает руководитель, когда выступает должностным лицом, реализующим властные полномочия в соответствии со сферой своей компетенции:

A) технологической;

B) формальной;

C) внеформальной;

D) неформальной;

E) функциональной

*****

В рамках какой подсистемы организации руководитель может выступать как «доверенное лицо», как «серый кардинал», как «мальчик для битья» и т.д.:

A) технологической;

B) формальной;

C) внеформальной;

D) неформальной;

E) функциональной

*****

В рамках какой подсистемы организации руководитель может относиться к той или иной группировке, занимать в ней определенное положение, выступать субъектом симпатий или антипатий, носителем определенных ценностей:

A) технологической;

B) формальной;

C) внеформальной;

D) неформальной;

E) функциональной

*****

Какой тип организационной структуры предполагает наличие прямой должностной связи между руководителем и подчиненным:

A) линейный;

B) функциональный;

C) матричный;

D) штабной;

E) органический

*****

Какой тип организационной структуры предполагает четкую классификацию функций по целевой установке в рамках всей конкретной организации и закрепление одних функций, нигде более не повторяющихся за определенными подразделениями аппарата управления:

A) линейный;

B) функциональный;

C) матричный;

D) штабной;

E) органический

*****

?????Какой тип организационной структуры имеет подструктуру, в функции которой входит предоставление рекомендаций и советов, принятие же решения остается за линейным руководством:

A) линейный;

B) функциональный;

C) матричный;

D) штабной;

E) органический

*****

Какой тип организационной структуры представляет собой сочетание линейного и функционального соподчинения при управлении совокупностью отдельных проектов, с той лишь разницей, что иерархичность представлена минимально:

A) линейный;

B) функциональный;

C) матричный;

D) штабной;

E) механистический

*****

Первичное структурное образование аппарата управления, характеризующееся составом, содержанием, объемом функций, необходимых для достижения целей системы управления – это:

A) должность;

B) компетенция;

C) ответственность;

D) санкция;

E) роль

*****

Совокупность полномочий, прав и обязанностей, которыми наделено должностное лицо (зависит от статуса в управленческом взаимодействии) – это:

A) должность;

B) компетенция;

C) ответственность;

D) санкция;

E) роль

*****

Вставьте пропущенное слово: «…закрепляется в соответствующих правовых актах: законах, подзаконных актах и иных нормативных документах. При ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами может наступить дисциплинарная, материальная или уголовная …, т.е. используются соответствующие санкции».

A) должность;

B) компетенция;

C) ответственность;

D) санкция;

E) роль

*****

Часть юридической нормы, указывающая на те меры принуждения, которые могут применяться при нарушении данной нормы – это:

A) должность;

B) компетенция;

C) ответственность;

D) санкция;

E) роль

*****

Нормативно закрепленный ожидаемый от работника стандарт поведения, который жестко определен его позицией во взаимодействии, называется:

A) должностью;

B) компетенцией;

C) ответственностью;

D) санкцией;

E) ролью

*****

Какое понятие указывает число лиц, находящихся в непосредственном подчинении у руководителя:

A) должность;

B) компетенция;

C) структура коммуникации;

D) структура организации;

E) диапазон управления

*****

Укажите автора теории связей «подчиненный-руководитель»:

A) Грайкунас;

B) Тейлор;

C) Эмерсон;

D) Файоль;

E) Мэйо

*****

Согласно какому подходу наибольшей «связеспособностью» обладают группы, в среднем состоящие из пяти человек, т.к. в группах этого размера меньше времени тратится на принятие решений, а от руководителей не требуется соответствия весьма широким комплексным требованиям, которые предъявляются к руководителям больших групп:

A) &социально-психологическому;

B) системному;

C) процессному;

D) ситуационному;

E) подходу Грайкунаса

*****

Коммуникационная система и язык общения, внешний вид, одежда и представление себя на работе, осознание времени, отношение к нему и его использование, взаимоотношения между людьми, ценности и нормы, символика организации - составляющие...

A) организационной культуры;

B) организационной структуры;

C) организационного развития;

D) миссии организации;

E) менеджмента организации

*****

Философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами - это:

A) организационное развитие;

B) организационная структура;

C) организационная культура;

D) организационная коммуникация;

E) менеджмент организации

*****

К какому теоретическому подходу к изучению организационной культуры относят представления о том, что смысл или интерпретации происходящего в организации важнее того, что происходит в действительности:

A) символическому подходу;

B) когнитивному подходу;

C) целостному подходу;

D) системному подходу;

E) поведенческому подходу

*****

К какому теоретическому подходу к изучению организационной культуры относят представления о том, что люди используют символы для уменьшения неопределенности и установления ориентиров поведения при столкновении с нестабильностью:

A) символическому подходу;

B) когнитивному подходу;

C) целостному подходу;

D) системному подходу;

E) поведенческому подходу

*****

В каком теоретическом подходе к изучению организационной культуры основной акцент делается на таких аспектах культуры как коллективное сознание, когнитивные схемы или общая система знаний, верований и правил:

A) символическом подходе;

B) когнитивном подходе;

C) целостном подходе;

D) системном подходе;

E) поведенческом подходе

*****

В каком теоретическом подходе к изучению организационной культуры предполагается, что даже хаотичное и кажущееся бессмысленным поведение является результатом относительно четких правил, которые основываются на базовых когнитивных структурах:

A) символическом подходе;

B) когнитивном подходе;

C) целостном подходе;

D) системном подходе;

E) поведенческом подходе

*****

Укажите автора, который предложил выделить следующие уровни структуры организации: «поверхностный» («артефакты»), «внутренний» («провозглашаемые ценности») и «глубинный» («базовые представления»):

A) К. Левин;

B) П. Харрис;

C) Р. Моран;

D) Г. Ховштед;

E) Э. Шейн

*****

К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят такие видимые внеш­ние факты, как применяемая технология и архитектура, исполь­зование пространства и времени и т.д.:

A) «внутреннему»;

B) «глубинному»;

C) уровню «базовых представлений»;

D) уровню «провозглашаемых ценностей»

E) уровню «артефактов»

*****

К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят такие видимые внеш­ние факты, как применяемая технология и архитектура, исполь­зование пространства и времени и т.д.:

A) «внутреннему»;

B) «глубинному»;

C) уровню «базовых представлений»;

D) уровню «провозглашаемых ценностей»

E) «поверхностному»

*****

К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят осознанные ценности и верования, принятые членами организации:

A) «внутреннему»;

B) «глубинному»;

C) уровню «базовых представлений»;

D) уровню «артефактов»

E) «поверхностному»

*****

К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят осознанные ценности и верования, принятые членами организации:

A) «глубинному»;

B) уровню «провозглашаемых ценностей»;

C) уровню «базовых представлений»;

D) уровню «артефактов»

E) «поверхностному»

*****

К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят скрытые и при­нимаемые на веру предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специ­ального сосредоточения на этом вопросе:

A) «внутреннему»;

B) уровню «провозглашаемых ценностей»;

C) уровню «базовых представлений»;

D) уровню «артефактов»

E) «поверхностному»

*****

К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят скрытые и при­нимаемые на веру предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специ­ального сосредоточения на этом вопросе:

A) «глубинному»;

B) уровню «провозглашаемых ценностей»;

C) «внутреннему»;

D) уровню «артефактов»

E) «поверхностному»

*****

Укажите автора подхода, согласно которому организационную культуру можно охарактеризовать как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников:

A) А. Маслоу;

B) А. Файоль;

C) Б.Ф.Скиннер;

D) Э. Шейн;

E) Ф. Тейлор

*****

Укажите автора концепции организационной культуры, предложившего следующие критерии оценки культуры организации: дистанция власти, мужественность-женственность, стремление к избеганию неопределенности, индивидуализм-коллективизм, долгосрочная или краткосрочная ориентация в поведении:

A) К. Левин;

B) Ф. Харрис;

C) Р. Моран;

D) Г. Ховштед;

E) Э. Шейн

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести социально одобряемое неравенство статусов сотрудников при постановке задач, выборе средств их реализации и процедур согласования, при разрешении конфликтов и т. д.:

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «мужественности»

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести открытую пропаганду материального успеха и такого качества, как решительность:

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «мужественности»

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести заботу прежде всего о качестве жизни (заботу о «малом и слабом»):

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «женственности»

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести степень стремления людей избежать ситуа­ций, в которых они чувствуют себя неуверенно и, соответственно, степень формализации деятельности:

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «мужественности»

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести преобладающее в организации четкое определение целей без конкретного предписания путей и способов их до­стижения:

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «мужественности»

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести значительную регламентацию действий разрабо­танными правилами и процедурами:

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «мужественности»

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести образцы поведения и культивируемые стили управления, которые предполагают, что человек действует исходя из соб­ственных интересов и интересов ближайших к нему людей:

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «мужественности»

*****

К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести образцы поведения и культивируемые стили управления, которые предполагают, что каждый человек по рождению или по работе принадлежит к более или менее спло­ченной группе и не может считать себя свободным от нее:

A) дистанции власти;

B) стремлению к избеганию неопределенности;

C) индивидуализму;

D) коллективизму;

E) «мужественности»

*****

Укажите авторов, предложивших десять содержательных характеристик организационной культуры: осознание себя в организации; коммуникация и язык общения; внешний вид на работе; традиции приема и ассортимента пищи; осознание и использование времени; взаимоотношения между людьми; ценности и нормы; мировоззрение; развитие и самореализация работника; трудовая этика и мотивирование.

A) Т. Питерс и Р. Уотермен;

B) Ф. Харрис и Р. Моран;

C) О.С. Виханский и А.И. Наумов;

D) Г. Ховштеде;

E) Э. Шейн

*****

Укажите авторство концепции организации Z-типа, представляющей собой попытку соединения преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской):

A) К. Левин;

B) Ф. Харрис;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштеде;

E) Э. Шейн

*****

Укажите автора, предложившего семь характеристик организационной культуры: обязательства по отношению к работникам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответственности, интерес к человеку.

A) К. Левин;

B) Ф. Харрис;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштед;

E) Э. Шейн

*****

Укажите автора, выделившего семь процессов, с помощью которых культура влияет на организационную деятельность. При этом первые три процесса (кооперация, принятие решений, контроль) связаны с первым, поверхностным уровнем организационной культуры, а следующие четыре (коммуникация, идентификация с организацией, восприятие организационной реальности, оправдание поведения) - со вторым, внутренним уровнем, имеющим «ценностную» основу

A) К. Левин;

B) В. Сате;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштеде;

E) Э. Шейн

*****

Укажите авторов, которые, взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, "вывели" ряд верований и ценностей организационной культуры, которые привели эти компании к успеху (вера в действия, связь с потребителем, автономия и предприимчивость, человеческий фактор, «знай то, чем управляешь», «не занимайся тем, чего не знаешь», простые структуры и мало управленцев, гибкость и жесткость в организации):

A) Т. Питерс и Р. Уотермен;

B) Ф. Харрис и Р. Моран;

C) О.С. Виханский и А.И. Наумов;

D) Г. Ховштеде;

E) Э. Шейн

*****

Укажите авторство модели, разработанной на основе спецификации определенных функций (адаптация, достижение целей, интеграция и легитимность), которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха:

A) Т. Парсонс;

B) В. Сате;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштеде;

E) Э. Шейн

*****

Укажите авторство модели AGIL:

A) Т. Парсонс;

B) В. Сате;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштеде;

E) Э. Шейн

*****

Укажите название модели, суть которой состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями:

A) AGIL;

B) PM-теория;

C) POSDCORB;

D) X-Y теория;

E) Z-организация

*****

Укажите авторство модели, суть которой состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями:

A) Т. Парсонс;

B) В. Сате;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштеде;

E) Э. Шейн

*****

Необратимое, направленное и закономерное изменение организации во времени – это

A) организационное развитие;

B) организационная структура;

C) организационная культура;

D) организационная коммуникация;

E) менеджмент организации

*****

Укажите автора, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений: организационная структура; технология; рабочие задания (трудовой процесс); персонал:

A) Т. Парсонс;

B) В. Сате;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштеде;

E) Х. Левитт

*****

«Размораживание», собственно изменение и «замораживание» как стадии, через которые проходит любое изменение в организации были предложены и описаны:

A) Т. Парсонс;

B) В. Сате;

C) У. Оучи;

D) Г. Ховштеде;

E) К. Левиным

*****

Какие действия соответствуют этапу «размораживания» при осуществлении организационного развития:

A) объяснение и убеждение членов организации в необходимости изменений;

B) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на структурные организационные изменения;

C) закрепление внедренных изменений и придание новым отношениям, навыкам, знаниям и поведению постоянного характера;

D) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на технологические организационные изменения;

E) внедрение программ реорганизации и развития, направленных кадровые или комплексные организационные изменения

*****

Какие действия соответствуют этапу «замораживания» при осуществлении организационного развития:

A) объяснение и убеждение членов организации в необходимости изменений;

B) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на структурные организационные изменения;

C) закрепление внедренных изменений и придание новым отношениям, навыкам, знаниям и поведению постоянного характера;

D) мотивирование работников к поиску причин и путей решения таких проблем, как низкая эффективность, качество труда и т.д.;

E) внедрение программ реорганизации и развития, направленных кадровые или комплексные организационные изменения

*****

Какие действия соответствуют этапу «собственно изменения» при осуществлении организационного развития:

A) объяснение и убеждение членов организации в необходимости изменений;

B) мотивирование работников к поиску причин и путей решения таких проблем, как низкая эффективность, качество труда и т.д.;

C) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на структурные, технологические, кадровые или комплексные организационные изменения;

D) закрепление внедренных изменений и придание новым отношениям, навыкам, знаниям и поведению постоянного характера;

E) мотивирование работников к поиску причин и путей решения таких проблем, как неоправданное отсутствие сотрудников на рабочих местах, состояние апатии и т. д.

*****

Выделите процессуальные методы организационного развития:

A) ротация кадров;

B) «обогащение» трудового процесса;

C) создание «кружков качества»;

D) гибкий график работы;

E) тренинги сензитивности

*****

Выделите структурные методы организационного развития:

A) опросы работников;

B) &«обогащение» трудового процесса;

C) процесс-консультирование;

D) формирование команд;

E) тренинги сензитивности

*****

К какой группе методов относят методы организационного развития, направленные на изменение содержания труда и взаимоотношений между работниками, т.е. различные формы перепроектирования (редизайна) рабочих заданий:

A) к процессуальным;

B) к лонгитюдным;

C) к методу поперечных срезов;

D) к факторным;

E) к структурным

*****

К какой группе методов относят методы организационного развития, направленные на изменение аттитюдов и поведения работников путем изменения ряда процессов, и, прежде всего, процессов общения (коммуникации), обсуждения проблем и принятия решений:

A) к процессуальным;

B) к лонгитюдным;

C) к методу поперечных срезов;

D) к факторным;

E) к структурным

*****

Описание какого вида речи дано ниже: не служит средством общения, направляет ход мыслей человека, способствует сосредоточению внимания, сжатая, отрывочная:

A) Внешняя речь.

B) Письменная речь.

C) Внутренняя речь.

D) Диалогическая речь.

E) Устная речь.

*****

Какой вид речи зависит от ситуации:

A) Монологическая.

В) Диалогическая.

С) Письменная.

D) Внутренняя.

Е) Эгоцентрическая.

*****

Среди вариантов устной речи, укажите тот, который относится к диалогической:

A) Доклад.

B) Лекции.

C) Декламирование.

D) Беседа.

E) Устный отчет.

*****

Явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения при котором общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает, соответственно, отрицательные оценки называется:

A) Эффект контраста.

B) Эффект бумеранга.

C) Эффект ореола.

D) Эффект края.

E) Эффект бабочки.

*****

Какое средство общения не относится к средствам невербальной коммуникации:

A) Жесты.

B) Слово.

C) Мимика.

D) Интонация.

E) Поза.

*****

Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности – это:

A) Деятельность.

B) Поведение.

C) Установка.

D) Убеждения.

E) Общение.

*****

В едином процессе общения условно можно выделить три стороны:

А) Коммуникативную, перцептивную, сигнификативную.

В) Коммуникативную, интерактивную, регулятивную.

Наши рекомендации