E) большая эффективность экономического вознаграждения, чем социального
*****
В центре внимания этого автора было изучение влияния организационной структуры на поведение работников. Необходимые тенденции развития индивида в организации он сформулировал в следующих постулатах: от пассивности к активности; от зависимости к независимости и т.д.:
A) А.Файоль;
B) К. Арджирис;
C) Д.МакГрегор;
D) Ф.Тейлор;
E) Э.Мейо
*****
Кто является авторами всемирно известного бестселлера "В поисках успешного управления", разработавшими новейшую систему управления на основе исследования наиболее успешных американских фирм?
A) Р. Бендлер, Д. Гриндер;
B) Ф. Тейлор, А. Файоль.
C) Р.Лайкерт. Д.МакГрегор:
D) Т. Питерс и Р. Уотерман;
E) Э.Мейо и М.П.Фолетт
*****
Как называется традиция в японском менеджменте, которая означает наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков:
A)«минарай»;
B) «эмэ»;
C) «учи»;
D) «учива»;
E) «ва»
*****
Как называется направленность на сотрудничество в японском менеджменте:
A) «минарай»;
B) «эмэ»;
C) «учи»;
D)«учива»;
E) «ва»
*****
В японском менеджменте это слово означает стремление каждого к взаимному сотрудничеству и равновесию внутри группы и предлагает ограничение индивидуальных потребностей и интересов в пользу группы:
A) «минарай»;
B) «эмэ»;
C) «учи»;
D) «учива»;
E) «ва»
*****
Какая подсистема организации определяет индивидуальные действия и задачи персонала в связи с разделением труда в организации:
A) технологическая;
B) формальная;
C) внеформальная;
D) неформальная;
E) функциональная
*****
Какая подсистема организации базируется на правилах, определяющих поведение людей, занимающих в организации тот или иной статус:
A) технологическая;
B) формальная;
C) внеформальная;
D) неформальная;
E) функциональная
*****
Какая подсистема организации охватывает сферу прямых межличностных отношений добровольного характера:
A) технологическая;
B) формальная;
C) внеформальная;
D) неформальная;
E) функциональная
*****
Какая подсистема обеспечивает решение задач формальной подсистемы, но неформальными средствами («срезания углов») при реализации задач соответствующих статусов путем перемещения функций от одной должности к другой, перераспределения основных управленческих функций, в частности, функции контроля, принятия решений:
A) технологическая;
B) формальная;
C) внеформальная;
D) неформальная;
E) функциональная
*****
Субъектом какой подсистемы организации выступает руководитель, когда осуществляет деятельность, которая определяется как умственная, квалифицированная, творческая, сложная, с высокой индивидуальной ответственностью, с длительным сроком профессиональной подготовки:
A) технологической;
B) формальной;
C) внеформальной;
D) неформальной;
E) функциональной
*****
Субъектом какой подсистемы организации выступает руководитель, когда выступает должностным лицом, реализующим властные полномочия в соответствии со сферой своей компетенции:
A) технологической;
B) формальной;
C) внеформальной;
D) неформальной;
E) функциональной
*****
В рамках какой подсистемы организации руководитель может выступать как «доверенное лицо», как «серый кардинал», как «мальчик для битья» и т.д.:
A) технологической;
B) формальной;
C) внеформальной;
D) неформальной;
E) функциональной
*****
В рамках какой подсистемы организации руководитель может относиться к той или иной группировке, занимать в ней определенное положение, выступать субъектом симпатий или антипатий, носителем определенных ценностей:
A) технологической;
B) формальной;
C) внеформальной;
D) неформальной;
E) функциональной
*****
Какой тип организационной структуры предполагает наличие прямой должностной связи между руководителем и подчиненным:
A) линейный;
B) функциональный;
C) матричный;
D) штабной;
E) органический
*****
Какой тип организационной структуры предполагает четкую классификацию функций по целевой установке в рамках всей конкретной организации и закрепление одних функций, нигде более не повторяющихся за определенными подразделениями аппарата управления:
A) линейный;
B) функциональный;
C) матричный;
D) штабной;
E) органический
*****
?????Какой тип организационной структуры имеет подструктуру, в функции которой входит предоставление рекомендаций и советов, принятие же решения остается за линейным руководством:
A) линейный;
B) функциональный;
C) матричный;
D) штабной;
E) органический
*****
Какой тип организационной структуры представляет собой сочетание линейного и функционального соподчинения при управлении совокупностью отдельных проектов, с той лишь разницей, что иерархичность представлена минимально:
A) линейный;
B) функциональный;
C) матричный;
D) штабной;
E) механистический
*****
Первичное структурное образование аппарата управления, характеризующееся составом, содержанием, объемом функций, необходимых для достижения целей системы управления – это:
A) должность;
B) компетенция;
C) ответственность;
D) санкция;
E) роль
*****
Совокупность полномочий, прав и обязанностей, которыми наделено должностное лицо (зависит от статуса в управленческом взаимодействии) – это:
A) должность;
B) компетенция;
C) ответственность;
D) санкция;
E) роль
*****
Вставьте пропущенное слово: «…закрепляется в соответствующих правовых актах: законах, подзаконных актах и иных нормативных документах. При ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами может наступить дисциплинарная, материальная или уголовная …, т.е. используются соответствующие санкции».
A) должность;
B) компетенция;
C) ответственность;
D) санкция;
E) роль
*****
Часть юридической нормы, указывающая на те меры принуждения, которые могут применяться при нарушении данной нормы – это:
A) должность;
B) компетенция;
C) ответственность;
D) санкция;
E) роль
*****
Нормативно закрепленный ожидаемый от работника стандарт поведения, который жестко определен его позицией во взаимодействии, называется:
A) должностью;
B) компетенцией;
C) ответственностью;
D) санкцией;
E) ролью
*****
Какое понятие указывает число лиц, находящихся в непосредственном подчинении у руководителя:
A) должность;
B) компетенция;
C) структура коммуникации;
D) структура организации;
E) диапазон управления
*****
Укажите автора теории связей «подчиненный-руководитель»:
A) Грайкунас;
B) Тейлор;
C) Эмерсон;
D) Файоль;
E) Мэйо
*****
Согласно какому подходу наибольшей «связеспособностью» обладают группы, в среднем состоящие из пяти человек, т.к. в группах этого размера меньше времени тратится на принятие решений, а от руководителей не требуется соответствия весьма широким комплексным требованиям, которые предъявляются к руководителям больших групп:
A) &социально-психологическому;
B) системному;
C) процессному;
D) ситуационному;
E) подходу Грайкунаса
*****
Коммуникационная система и язык общения, внешний вид, одежда и представление себя на работе, осознание времени, отношение к нему и его использование, взаимоотношения между людьми, ценности и нормы, символика организации - составляющие...
A) организационной культуры;
B) организационной структуры;
C) организационного развития;
D) миссии организации;
E) менеджмента организации
*****
Философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами - это:
A) организационное развитие;
B) организационная структура;
C) организационная культура;
D) организационная коммуникация;
E) менеджмент организации
*****
К какому теоретическому подходу к изучению организационной культуры относят представления о том, что смысл или интерпретации происходящего в организации важнее того, что происходит в действительности:
A) символическому подходу;
B) когнитивному подходу;
C) целостному подходу;
D) системному подходу;
E) поведенческому подходу
*****
К какому теоретическому подходу к изучению организационной культуры относят представления о том, что люди используют символы для уменьшения неопределенности и установления ориентиров поведения при столкновении с нестабильностью:
A) символическому подходу;
B) когнитивному подходу;
C) целостному подходу;
D) системному подходу;
E) поведенческому подходу
*****
В каком теоретическом подходе к изучению организационной культуры основной акцент делается на таких аспектах культуры как коллективное сознание, когнитивные схемы или общая система знаний, верований и правил:
A) символическом подходе;
B) когнитивном подходе;
C) целостном подходе;
D) системном подходе;
E) поведенческом подходе
*****
В каком теоретическом подходе к изучению организационной культуры предполагается, что даже хаотичное и кажущееся бессмысленным поведение является результатом относительно четких правил, которые основываются на базовых когнитивных структурах:
A) символическом подходе;
B) когнитивном подходе;
C) целостном подходе;
D) системном подходе;
E) поведенческом подходе
*****
Укажите автора, который предложил выделить следующие уровни структуры организации: «поверхностный» («артефакты»), «внутренний» («провозглашаемые ценности») и «глубинный» («базовые представления»):
A) К. Левин;
B) П. Харрис;
C) Р. Моран;
D) Г. Ховштед;
E) Э. Шейн
*****
К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени и т.д.:
A) «внутреннему»;
B) «глубинному»;
C) уровню «базовых представлений»;
D) уровню «провозглашаемых ценностей»
E) уровню «артефактов»
*****
К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени и т.д.:
A) «внутреннему»;
B) «глубинному»;
C) уровню «базовых представлений»;
D) уровню «провозглашаемых ценностей»
E) «поверхностному»
*****
К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят осознанные ценности и верования, принятые членами организации:
A) «внутреннему»;
B) «глубинному»;
C) уровню «базовых представлений»;
D) уровню «артефактов»
E) «поверхностному»
*****
К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят осознанные ценности и верования, принятые членами организации:
A) «глубинному»;
B) уровню «провозглашаемых ценностей»;
C) уровню «базовых представлений»;
D) уровню «артефактов»
E) «поверхностному»
*****
К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят скрытые и принимаемые на веру предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе:
A) «внутреннему»;
B) уровню «провозглашаемых ценностей»;
C) уровню «базовых представлений»;
D) уровню «артефактов»
E) «поверхностному»
*****
К какому уровню организационной культуры по Э. Шейну, относят скрытые и принимаемые на веру предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе:
A) «глубинному»;
B) уровню «провозглашаемых ценностей»;
C) «внутреннему»;
D) уровню «артефактов»
E) «поверхностному»
*****
Укажите автора подхода, согласно которому организационную культуру можно охарактеризовать как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников:
A) А. Маслоу;
B) А. Файоль;
C) Б.Ф.Скиннер;
D) Э. Шейн;
E) Ф. Тейлор
*****
Укажите автора концепции организационной культуры, предложившего следующие критерии оценки культуры организации: дистанция власти, мужественность-женственность, стремление к избеганию неопределенности, индивидуализм-коллективизм, долгосрочная или краткосрочная ориентация в поведении:
A) К. Левин;
B) Ф. Харрис;
C) Р. Моран;
D) Г. Ховштед;
E) Э. Шейн
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести социально одобряемое неравенство статусов сотрудников при постановке задач, выборе средств их реализации и процедур согласования, при разрешении конфликтов и т. д.:
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «мужественности»
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести открытую пропаганду материального успеха и такого качества, как решительность:
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «мужественности»
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести заботу прежде всего о качестве жизни (заботу о «малом и слабом»):
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «женственности»
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно и, соответственно, степень формализации деятельности:
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «мужественности»
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести преобладающее в организации четкое определение целей без конкретного предписания путей и способов их достижения:
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «мужественности»
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести значительную регламентацию действий разработанными правилами и процедурами:
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «мужественности»
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести образцы поведения и культивируемые стили управления, которые предполагают, что человек действует исходя из собственных интересов и интересов ближайших к нему людей:
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «мужественности»
*****
К какой характеристике организационной культуры по Г. Ховштеду, можно отнести образцы поведения и культивируемые стили управления, которые предполагают, что каждый человек по рождению или по работе принадлежит к более или менее сплоченной группе и не может считать себя свободным от нее:
A) дистанции власти;
B) стремлению к избеганию неопределенности;
C) индивидуализму;
D) коллективизму;
E) «мужественности»
*****
Укажите авторов, предложивших десять содержательных характеристик организационной культуры: осознание себя в организации; коммуникация и язык общения; внешний вид на работе; традиции приема и ассортимента пищи; осознание и использование времени; взаимоотношения между людьми; ценности и нормы; мировоззрение; развитие и самореализация работника; трудовая этика и мотивирование.
A) Т. Питерс и Р. Уотермен;
B) Ф. Харрис и Р. Моран;
C) О.С. Виханский и А.И. Наумов;
D) Г. Ховштеде;
E) Э. Шейн
*****
Укажите авторство концепции организации Z-типа, представляющей собой попытку соединения преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской):
A) К. Левин;
B) Ф. Харрис;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштеде;
E) Э. Шейн
*****
Укажите автора, предложившего семь характеристик организационной культуры: обязательства по отношению к работникам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответственности, интерес к человеку.
A) К. Левин;
B) Ф. Харрис;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштед;
E) Э. Шейн
*****
Укажите автора, выделившего семь процессов, с помощью которых культура влияет на организационную деятельность. При этом первые три процесса (кооперация, принятие решений, контроль) связаны с первым, поверхностным уровнем организационной культуры, а следующие четыре (коммуникация, идентификация с организацией, восприятие организационной реальности, оправдание поведения) - со вторым, внутренним уровнем, имеющим «ценностную» основу
A) К. Левин;
B) В. Сате;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштеде;
E) Э. Шейн
*****
Укажите авторов, которые, взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, "вывели" ряд верований и ценностей организационной культуры, которые привели эти компании к успеху (вера в действия, связь с потребителем, автономия и предприимчивость, человеческий фактор, «знай то, чем управляешь», «не занимайся тем, чего не знаешь», простые структуры и мало управленцев, гибкость и жесткость в организации):
A) Т. Питерс и Р. Уотермен;
B) Ф. Харрис и Р. Моран;
C) О.С. Виханский и А.И. Наумов;
D) Г. Ховштеде;
E) Э. Шейн
*****
Укажите авторство модели, разработанной на основе спецификации определенных функций (адаптация, достижение целей, интеграция и легитимность), которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха:
A) Т. Парсонс;
B) В. Сате;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштеде;
E) Э. Шейн
*****
Укажите авторство модели AGIL:
A) Т. Парсонс;
B) В. Сате;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштеде;
E) Э. Шейн
*****
Укажите название модели, суть которой состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями:
A) AGIL;
B) PM-теория;
C) POSDCORB;
D) X-Y теория;
E) Z-организация
*****
Укажите авторство модели, суть которой состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями:
A) Т. Парсонс;
B) В. Сате;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштеде;
E) Э. Шейн
*****
Необратимое, направленное и закономерное изменение организации во времени – это
A) организационное развитие;
B) организационная структура;
C) организационная культура;
D) организационная коммуникация;
E) менеджмент организации
*****
Укажите автора, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений: организационная структура; технология; рабочие задания (трудовой процесс); персонал:
A) Т. Парсонс;
B) В. Сате;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштеде;
E) Х. Левитт
*****
«Размораживание», собственно изменение и «замораживание» как стадии, через которые проходит любое изменение в организации были предложены и описаны:
A) Т. Парсонс;
B) В. Сате;
C) У. Оучи;
D) Г. Ховштеде;
E) К. Левиным
*****
Какие действия соответствуют этапу «размораживания» при осуществлении организационного развития:
A) объяснение и убеждение членов организации в необходимости изменений;
B) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на структурные организационные изменения;
C) закрепление внедренных изменений и придание новым отношениям, навыкам, знаниям и поведению постоянного характера;
D) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на технологические организационные изменения;
E) внедрение программ реорганизации и развития, направленных кадровые или комплексные организационные изменения
*****
Какие действия соответствуют этапу «замораживания» при осуществлении организационного развития:
A) объяснение и убеждение членов организации в необходимости изменений;
B) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на структурные организационные изменения;
C) закрепление внедренных изменений и придание новым отношениям, навыкам, знаниям и поведению постоянного характера;
D) мотивирование работников к поиску причин и путей решения таких проблем, как низкая эффективность, качество труда и т.д.;
E) внедрение программ реорганизации и развития, направленных кадровые или комплексные организационные изменения
*****
Какие действия соответствуют этапу «собственно изменения» при осуществлении организационного развития:
A) объяснение и убеждение членов организации в необходимости изменений;
B) мотивирование работников к поиску причин и путей решения таких проблем, как низкая эффективность, качество труда и т.д.;
C) внедрение программ реорганизации и развития, направленных на структурные, технологические, кадровые или комплексные организационные изменения;
D) закрепление внедренных изменений и придание новым отношениям, навыкам, знаниям и поведению постоянного характера;
E) мотивирование работников к поиску причин и путей решения таких проблем, как неоправданное отсутствие сотрудников на рабочих местах, состояние апатии и т. д.
*****
Выделите процессуальные методы организационного развития:
A) ротация кадров;
B) «обогащение» трудового процесса;
C) создание «кружков качества»;
D) гибкий график работы;
E) тренинги сензитивности
*****
Выделите структурные методы организационного развития:
A) опросы работников;
B) &«обогащение» трудового процесса;
C) процесс-консультирование;
D) формирование команд;
E) тренинги сензитивности
*****
К какой группе методов относят методы организационного развития, направленные на изменение содержания труда и взаимоотношений между работниками, т.е. различные формы перепроектирования (редизайна) рабочих заданий:
A) к процессуальным;
B) к лонгитюдным;
C) к методу поперечных срезов;
D) к факторным;
E) к структурным
*****
К какой группе методов относят методы организационного развития, направленные на изменение аттитюдов и поведения работников путем изменения ряда процессов, и, прежде всего, процессов общения (коммуникации), обсуждения проблем и принятия решений:
A) к процессуальным;
B) к лонгитюдным;
C) к методу поперечных срезов;
D) к факторным;
E) к структурным
*****
Описание какого вида речи дано ниже: не служит средством общения, направляет ход мыслей человека, способствует сосредоточению внимания, сжатая, отрывочная:
A) Внешняя речь.
B) Письменная речь.
C) Внутренняя речь.
D) Диалогическая речь.
E) Устная речь.
*****
Какой вид речи зависит от ситуации:
A) Монологическая.
В) Диалогическая.
С) Письменная.
D) Внутренняя.
Е) Эгоцентрическая.
*****
Среди вариантов устной речи, укажите тот, который относится к диалогической:
A) Доклад.
B) Лекции.
C) Декламирование.
D) Беседа.
E) Устный отчет.
*****
Явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения при котором общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает, соответственно, отрицательные оценки называется:
A) Эффект контраста.
B) Эффект бумеранга.
C) Эффект ореола.
D) Эффект края.
E) Эффект бабочки.
*****
Какое средство общения не относится к средствам невербальной коммуникации:
A) Жесты.
B) Слово.
C) Мимика.
D) Интонация.
E) Поза.
*****
Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности – это:
A) Деятельность.
B) Поведение.
C) Установка.
D) Убеждения.
E) Общение.
*****
В едином процессе общения условно можно выделить три стороны:
А) Коммуникативную, перцептивную, сигнификативную.
В) Коммуникативную, интерактивную, регулятивную.