Контроль за поведением через через аверсивные стимулы (наказание и негативное подкрепление)

Наказание - наиболее общий метод контроля поведения (позитивное и негативное).

Позитивное наказание ведет к аверсивному исходу. Научение состоит в том, чтобы предотвратить появление неприятных условий (стратегия научения избегания).

Негативное наказание - за поведением следует устранение позитивного подкрепляющего стимула (методика приостановки - человека удаляют из ситуации, в которой доступны подкрепляющие стимулы).

Негативное подкрепление - организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое поведение, которое мешает аверсивному положению дел, может повторяться, тем самым являясь негативным подкреплением.

Формы контроля, основанные на аверсивных стимулах относительно неэффективны. Из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения вызывает негативные психологические и социальные эффекты.

Минимизация проблем. связанных с наказанием предполагает:

· Наличие альтернативы для наказуемого поведения

· Наказанию должно предшествовать предупреждение

· Наказание должно быть немедленным, последовательным и не задевать достоинства личности

· Наказание должно применяться упорядоченно и рационально, не в качестве средства самоутверждения руководителя.

Модели управления

показатель Модель
Авторитарная Опекающая Поддерживающая Коллегиальная
базис модели власть экономические ресурсы руководство партнерство
ориентация руководства полномочия деньги поддержка работа в команде
ориентация работников подчинение безопасность и льгот выполнение рабочих заданий ответственное поведение
психологический результат для работников зависимость от непосредственного начальника зависимость от организации участи в управлении самодисциплина
удовлетворение потребностей работника физиологические потребности и безопасности безопасность статус и признании самореализация
участие работник в трудовом процессе минимальное пассивное сотрудничество пробужденные стимулы умеренный энтузиазм

Авторитарная модель:

· Руководитель ориентирован на официальные полномочия.

· Знания руководителя абсолютны, четкая иерархия отношений.

· Основная задача руководителя - направлять, принуждать и контролировать работника.

· Отсутствие внимания и уважения к работнику, как к человеку.

· Подавление потенциальных лидеров, инициативы и возникающих очагов изменений в организации.

· Дефицит ресурсов на развитие персонала из-за их чрезмерной централизации.

· Скорость принятия решений высокая, но качество низкое, если отсутствует коллегиальность в принятии решений и менеджмент испытывает недостаток профессионализма.

· Неравномерное распределение ответственности и полномочий: формальные полномочия у менеджера, а ответственность на исполнителе – в результате фактическое отсутствие ответственности.

· Психологическая зависимость персонала от руководителя.

· Неуверенность, агрессивность и разочарование в руководстве.

Опекающая модель развивает у работника чувство удовлетворенности трудом, защищенности и безопасности, что повышает качество трудовой жизни (патернализм). Успешность ее применения зависит от экономических ресурсов организации, обеспечивающих оплату труда и предоставление льгот.

Опека усиливает зависимость работника от организации (по мере уменьшения личной зависимости от руководителя в авторитарной модели). Модель формирует пассивное сотрудничество работника с организацией, порождает иждивенчество, имитационную деятельность, низкий уровень трудовых усилий, отсутствие мотивации к развитию способностей.

Поддерживающая модель:

· Организация - социальна система, важнейший элемент которой конкретный работник.

· Работник является личностью, мотивы поведения которой - предмет научного анализа.

· Модель улучшает социально-психологический климат в организации.

· Модель опирается не на формальные полномочия, а на лидерство.

· Руководитель создает атмосферу соучастия и причастности персонала к решению общих задач.

Коллегиальная модель:

· Рабочая деятельность задействует творческие возможности работников, поскольку использует интеллектуальные ресурсы персонала.

· Формирование атмосферы равенства и доверия между сотрудниками (независимо от разницы формальных позиций), когда каждый вносит максимальный вклад в общее дело и высоко ценит усилия коллег.

· Формирование самодисциплины, когда работники сами устанавливают для себя рамки поведения в коллективе

Психоаналитическая модель личности (З.Фрейд)

Психика личности - поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания («хочу», «должен» и «разумно»), в условиях генетического неравенства сторон. Человек всегда находится в состоянии внутреннего и внешнего конфликта с собой, окружающими и миром в целом. Классический психоанализ настаивает на идее обреченности человека на конфликт. Избавится от конфликтов невозможно, можно только смягчить их последствия.

Человеческая психика включает три инстанции: «Оно», «Эго», «Супер – Эго.

В основе поведения лежат потребности, связанные с желаниями «Оно». Эти влечения примитивны, инстинктивны и не устранимы (связаны с биологическими побуждениями, первичными процессами психики).«Оно» первично, на его базе формируются две другие инстанции личности.

Уровень «Эго» появляется в результате контакта личности с внешним миром, который пытается ограничить безудержные аппетиты «Оно». «Я»- уровень сознания - он разграничивает внутреннее и внешнее, объективное и субъективное, желаемое и реальное. Разум не может изменить желания «Оно», но способен рационализировать проходящие в подсознании процессы. Самые ценные программы поведения личности обеспечивают ее тождественность и согласованность в поступках. Человек стремится воспринимать поведение последовательным и непротиворечивым. Если личность оказывается в ситуации, когда ее потребности не могут быть автоматически удовлетворены, возникает состояние фрустрации, что вынуждает «Эго» использовать механизмы самообмана для того, чтобы снизить последствия этого негативного переживания.

Инстанция «Супер-эго» формируется из «Эго» и представляет собой усвоенные нормы поведения, навязываемые обществом.

Характер

Люди обладают одним и тем же набором инстинктов (инстинктами жизни, сексуальными инстинктами и инстинктами смерти). Они относятся к ядру личности. Эти силы оказывают постоянное и целостное воздействие на его жизнедеятельность(«Ид»).

«Эго» и «Супер-эго», то же ядро личности, но их положение не столь четко определено. Без «Эго» невозможно удовлетворение «Оно» социально приемлемым образом, а следовательно, затруднительно обеспечить психическое и физическое выживание. «Супер-эго» определяется требованиями общества и его содержание в значительной степени варьируется в зависимости от особенностей родителей, воспитывающих человека опыта взаимодействия с людьми и предметами внешнего мира .

Люди обладают одним и тем же «Оно», но «Эго» и «Супер-эго» у них разные.

«Характер является функцией устойчивой и организованной части личности, которую представляет собой «Эго» - часть организма, которая осуществляет взаимодействие между требованиями инстинктов и внешним миром. Вопрос о характере - это вопрос о том, как и когда «Эго» приобретает качества, с помощью которых оно приспосабливается к требованиям инстинктивных влечений и внешнего мира, а позже, к требованиям «Супер-эго».

Тип характера представляет собой совокупность личностных черт, выражающих:

· основные индивидуальные защитные механизмы

· основной индивидуальный конфликт

· основной способ реагирования на это конфликт

· любая комбинация из выше перечисленных

Личностная черта может быть паттерном мышления, эмоций или действий. Или любой их комбинацией.

Типология характеров

Тип характера приобретается в научением и представляет собой опыт взаимодействия ребенка, пытающегося максимально удовлетворить инстинкты и свести к минимому наказание и вину, с обществом, представленном родителями.

Типы характеров носят названия различных психо-сексуальных стадий – оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. Каждая стадия характеризуется особой формой сексуального инстинкта и вызывает свой спектр реакций у родителей и свой набор защитных механизмов у ребенка. С каждой стадией связан определенный тип характера.

Развитию сексуального инстинкта фрейдисты придают доминирующее значение для формирования характера. Они рассматривают сексуальность, как основу человеческой природы.

Психологическая зрелость личности достигается только на генетальной стадии. Для того, чтобы на нее попасть нужно пройти первые три, но если опыт развития на них деструктивен, признаки ранних стадии не исчезают и оказывают в дальнейшем влияние на поведение человека.

Каждая прегенетальная стадия влечет за собой определенную форму детских сексуальных желаний. Для успешного прохождения этой стадии ребенок должен получит от родителей и внешнего мира достаточно подкреплений, чтобы не чувствовать себя безнадежно фрустрированным. С другой стороны, слишком много подкреплений то же плохо, так как тогда задержка на этой стадии незрелости будет слишком приятной. В обоих случаях происходит фиксация или застревание ребенка на данной стадии развития. Это значит, что во взрослом состоянии он будет демонстрировать личностные черты (мысли, эмоции, действия, защитные механизмы) определяющие эту стадию.

Оральный характер

Место анатомической локализации сексуального инстинкта – рот, что обусловлено инстинктами жизни, которые питают влечение к еде и питью. Рот представляет собой тактильную и вкусовую эрогенную зону.

Конфликты этой стадии - это конфликты, возникновение которых обусловлено эгоистическим захватыванием и получением пищи.

Личностные черты орального характера имеют два противоположных полюса (биполярные личностные характеристики). Наличие обоих полюсов свидетельствует о фиксации:

· оптимизм-пессимизм

· доверчивость-подозрительность

· восторженность - завистливость

· самонадеянность-самоуничижение

Биполярные личностные черты приобретаются ребенком на оральном уровне. Оптимизм, пессимизм или восторженность - нереалистические оценки получения заботы от других людей. В манипулятивности или пассивности видятся неконструктивные попытки вырвать у мира удовольствие или лежать и ждать, когда оно свалиться с небес. Самонадеянность свидетельствует о завышенных представлениях о собственных возможностях, а завистливость и самоуничижение - о противоположной, но столь же нереалистичной оценке себя

Орально пассивный тип – веселый и оптимистичный, ожидает от мира материнского отношения и ищет одобрения любой ценой. Психологическая адаптация заключается в доверчивости и зависимости.

Орально-агрессивный тип- любовь к спорам, пессимизм, саркастические подкусывания, циничное, доминирующее отношение к миру, ради удовлетворения себя.

Остаточное оральное поведение – жевание резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание. Нарушение орального характера часто приводит к шизофрении.

Анальный характер

Смещение анатомической локализации сексуального инстинкта от рта к анусу. Развитием нервной системы ребенка позволяет ему развивать способности по контролю экскреторных функций. На этой стадии берут начало все будущие формы самоконтроля и саморегуляции.

Личностные черты анального характера:

· скупость – расточительность

· зажатость – экспансивность

· упрямство – уступчивость

· аккуратность-нечистоплотность

· жесткая пунктуальность – склонность опаздывать

· педантичность – неопрятность

· скурпулезность – рассеянность

Черты на обоих полюсах демонстрируют нереалистичность установок, которые являются признаком их защитной природы.

Анально- удерживающий тип – упрям, скуп, методичен и пунктуален, не переносит беспорядок, неразбериху и неопределенность.

Анально- выталкивающий тип – имеет склонность к разрушению, беспокойству, импульсивности, садистической жестокости. В любовных отношениях его партнер - прежде всего, объект обладания.

Крайности поведения и уничижительный язык показывают неконструктивную природу анального характера. Его нарушения часто приводят к неврозам навязчивых состояний.

Фаллический тип характера

Стадии характеризуется смещением анатомической локализации сексуального инстинкта к гениталиям. Основной конфликт- разрешение Эдипова комплекса (мальчики) или комплекса Электры (девочки).

Конфликт - ребенок должен получить достаточное удовлетворение полового влечения, чтобы у него сформировалось представление о себе, как о стоящем сексуальном партнере, но ему нужно отказаться от своей эгоистической заинтересованности в родителе противоположного пола, как в объекте сексуальности.

Личностные черты фаллического типа:

· тщеславие-ненависть к себе

· гордость-смирение

· слепое мужество-робость

· наглость-застенчивость

· общительность-замкнутость

· элегантность-склонность к простоте

· кокетливость-избегание лиц противоположного пола

· целомудрие-неразборчивость в связях

· веселость-склонность к унынию

Фаллический тип у мужчины или женоподобен (чрезмерно зависим) или негибко мускулинен (нарочито доказывает свою мужественность).

Фаллический тип у женщины - склонность к беспорядочным связям, при кажущейся невинности. Некоторые женщины борются за главенство над мужчинами, проявляя чрезмерную напористость и самоуверенность - кастрирующие женщины.

Неразрешенный Эдипов комплекс - источник невротических моделей поведения, импотенции и фригидности.

Генитальный характер

Вершина развития и зрелость. Анатомическая локализация сексуальности остается прежней.

На этой стадии то же есть свои конфликты и защиты. Человек должен основываться на социальных воззрениях по поводу позволительных и табуированных форм реализации сексуального инстинкта. Но этот конфликт минимален и может быть купирован наиболее зрелой и наименее ригидной формой защит – сублимацией.

Сублимация- смена сексуального объекта на более социально приемлемый, чем изначальный, но при этом никакого иного нарушения или блокирования сексуального инстинкта не происходит. Она дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои сексуальные импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемого поведения. Единственный конструктивный механизм защиты (Женщина с неосознаваемыми садистическими наклонностями может стать хирургом или романисткой).Именно сублимация дала толчок всем великим достижениям в западной науке и культуре.

Трудно составить список личностных черт. В нем присутствуют многие черты прегенетальных типов, но нет полярности. Генитальный человек способен справляться со всем, что делает. Он полностью социализирован, хорошо приспособлен и не страдает от этого. Он мужественен, но без слепого безрассудства, доволен собой но, без излишней гордости и тщеславия, как у фаллического типа. Он любит гетеросексуальные отношения, но без тревожной требовательности и зависимости, свойственных оральному характеру. Он альтруистичен и щедр, но без болезненной непогрешимости, работает старательно и продуктивно, но без навязчивости и страсти к соперничеству, что типично для анального характера. Короче говоря, он получает максимум удовлетворения инстинкта при минимуме наказания и чувстве вины.

Темперамент

Гиппократ выделил 4 типа темпераментов: холерический, флегматический, сангвинический, меланхолический.

Сангвинический и холерический виды реакций характеризуются легкой возбудимостью и быстрой сменой интереса. Интересы слабы у сангвиника и сильны у холерика.

Флегматический и меланхолический темпераменты характеризуются стойкой, но низкой возбудимостью интереса- у флегматиков-интересы слабы, а у меланхолика сильны.

Наиболее значительные концепции темпераментов- Юнг («Психологические типы», экстра и интроверсия), Кречмер («Телосложение и характер») и Шелдон («Разновидности темперамента»).

Корреляция темперамента с особенностями соматических процессов несомненна

Темперамент относится к способу реакции, он конституционален и неизменен.

Предпочтения того или иного темперамента - дело вкуса, а в области характера- вопрос этической важности (Гимлер и Геринг – темпераменты разные (циклотимик и шизотимик), но по характеру оба честолюбивые садисты).

Типология характеров

1. Платон (первая по времени)- этическая типология характеров

2. Теофраст выделил 31 характер (льстец, болтун, хвастун и т.д.)

3. Ла-Брюйер (1650-1696)- французский писатель-моралист: сатирические характеры, опирался на перевод Теофраста.

4. Галлей-создатель френологии. Перечислил 27 элементарных психических способностей, из которых слагается характер: инстинкт размножения, любовь к потомству, дружба, наклонность к борьбе и самозащита, инстинкт к разрушению

5. к.19-н.20вв. -Ф.Джордано описал в общих чертах экстравертированный и интровертированный тип личности .

6. Индивидуальная психолоия -масса имен. Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер).

· Фрейд: характер-система влечений, обуславливающих поведение, но не тождественных ему. Различия характеров-люди по разному реагируют на свои побуждения. Комбинировал понятие со своей теорией «либидо», считая сексуальное влечение источником энергии характера.

· Г.С Салливан : взаимоотношения человека (с природой, людьми, самим собой) направляют и регулируют проявление энергии страстных влечениях человека.

· Э.фром: фундаментальная основа характера не либидозная организация, а специфические отношения личности с миром. Процессы ассимиляции и социализации - не заданы инстинктивно, через них человек вступает в отношения с социальным окружением

· К.Хорни: развитие идеи социального характера, который меняется в зависимости от культуры и времени (в пределах одной культуры)

ХАРАКТЕР – устойчивая стабильная структура черт личности

· генетический фактор

· воспитание

· социальный опыт

· самовоспитание (умение самостоятельно чеканить ценности).

4 фактора, взаимодействуя с темпераментом, плетут узор, который представляет собой характер – программа поведения номер два.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ - совокупность устойчивых особенностей личности, типичные способы поведения, отражающие мироощущение индивидуума.

Модель личности « Окно Джогари» (4 информационных параметра).

Левая вертикальная половина окна - то, что вы знаете о себе

Правая вертикаль - то, что вы о себе не знаете

Верхняя горизонталь - то, что о вас известно другим

Нижняя горизонталь -то, что о вас известно другим, но не вам

1. Открытая зона – качества-я, которые вам известны и которые вы предъявляете другим, открыто демонстрируете в поведении.

2. Скрытая зона – черты, которые вам известны, но вы их скрываете (слабые стороны личности, которые могут нарушить этические нормы или уважение к вам окружающих.) Характеристики, которые вы отследили и способны регулировать.

3. Зона неизвестного – черты, которые вам неизвестны. Иногда они выявляются в неожиданных условиях, или становятся известны благодаря титаническим усилиям психолога Абсолютно бессознательные начала психической жизни.

4. Слепая зона - качества, которые вы предъявляете другим, делая это непроизвольно, т.е. не отдавая себе отчета, что у вас есть подобные черты.. Это предсознание – при желании можно осознать.

Наши рекомендации