Социально – когнитивная психология

(Альберт Бандура и Джулиан Роттер)

Подход социально-когнитивного научения объединяет достижения когнитивистской и бихейвиористской психологии. Он интегрирует предшествующие концепции, подчеркивает интерактивный характер поведенческих процессов.

Три детерминанты научения: поведение, личностные аспекты и факторы среды. Люди играют активную роль в создании своей социальной среды через наблюдение и подражание.

Научение не исчерпывается опосредованными реакциями на предшествующие стимулы и ситуационные последствия. Оно может быть связано с процессами подражания, самоконтроля и самоэффективноси.

Причины деятельности человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы личности и окружения- все факторы взаимозависимы.

Модель-триада взаимного детерминизма

Социально – когнитивная психология - student2.ru

Научение через моделирование

Викарные процессы (процессы подражания) включают в себя научение через наблюдение. Наблюдатель приобретает символический образ моделируемой деятельности, которая служит прототипом соответствующего или несоответствующего поведения. Процесс разбивается на два этапа:

· человек наблюдает за действиями другого и формирует мысленную картину этого действия и его последствий.

· человек воспроизводит усвоенный образ действий и закрепляет его в том случае, если его последствия позитивны. В случае негативных последствий, поведенческая схема повторяться не будет. Подражание включает в себя процессы внимания, запоминания, моторное воспроизведение, подкрепление.

Научение через наблюдение регулируется 4 взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

Компоненты социального научения через наблюдение

процессы внимания процессы сохранения моторно-репродуктивные процессы мотивационные процессы
человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее человек переводит закодированные в символы воспоминания о поведении модели в новую форму ответа если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление) потенциально присутствует, человек совершает моделируемое поведение.

Внимание- восприятие модели, от которого зависит, что выборочно понимается в модели, и что приобретается в итоге.

Детерминанты внимания, влияющие на моделирование: (1) люди из ближайшего окружения определяют типы поведения, которое можно наблюдать и усвоить. Особенно те, кто благодаря власти, статусу или харизме привлекают больше внимания, чем другие.

Процессы сохранения- долговременная репрезентация в памяти, того, что наблюдали когда-то. Две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение сохраняется в памяти: образное кодирование; вербальное кодирование .

Моторно-репродуктивные процессы обеспечивают перевод информации символически закодированной в соответствующие действия.

Мотивационные процессы -научение должно восприниматься позитивно. Наблюдение за действиями, которые являются причиной позитивного подкрепления или предотвращения аверсивных условий, является стимулом к вниманию, сохранению и моделированию в похожей ситуации + предвидение процессов подкрепления и наказания.

Саморегулируемые побуждения усиливают поведение через мотивационную функцию. В зависимости от достижения определенных целей у человека появляется мотив прилагать больше усилий. Уровень самопроизвольной мотивации зависит от типа и ценности побуждения и природных норм поведения.

Три компонента саморегулирования: (1) самонаблюдение; (2) самооценка - оценка деятельности, как ключевой компонент в процессе критического саморегулирования поведения; (3) самоэффективность - умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче.

Наши рекомендации