Когнитивная психология

Вопрос 1

Предмет, объект и задачи психологии

Объект психологии: человек

Предмет психологии: психика

Субстракт психики – головной мозг

Психика – функция головного мозга

Вопрос 2

Место психологии в системе науки.

1) Физиология высшей мерной деятельности (информация о строении и функционировании центральной нервной системы)

2) История (цивилизованный опыт влияет на развитие личности)

3) Социология (социально-ориентированное поведение)

4) Педагогика (механизмы воздействия)

5) Философия

Вопрос 3

Отрасли психологии.

Основные отрасли психологии

1) Общая психология – универсальное фундаментальное понятие, характеризующее психику вне зависимости от возраста и ведущей деятельности

2) Психология личности – психические явления определяют возможность самореализации и специфику взаимоотношений с людьми. Эти явления называют склонностями и состояниями: склонности, способности, характеры, потребности, мотивы, воля, чувства и эмоции (число 7+-2)

3) Психология познавательных процессов: ощущение и восприятие, внимание и воображение, память и мышление

4) Психология человеческих отношений

Специальные отрасли психологии

1) Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики

2) Дифференциальная психология изучает межличностные и межгрупповые различия

3) Педагогическая психология изучает психологические аспекты обучения и воспитания

Вопрос 4

Этапы развития психологии.

1) Античность: (Аристотель, Платон); анимизм (анима) – душа; душа присуща всему

2) Средник века: (морфология центральной нервной системы) 1590г. Гоклениус, Кассман ввели термин «психология»

3) Умозрительная психология : ~17 век; Рене Декарт: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как душа – нет»; дуализм – противопоставление материального и идеального; 3 основных вида деятельности человека в общении (трудовая, игровая, учебная); Лейбниц «бессознательная психика» - предположил что существует скрытая внутренняя работа сознания

4) 18 век – эмпирическая психология; Вольф ввел термин «эмпирическая психология»; основные принципы, методы – наблюдение, в дальнейшем – самонаблюдение; Гартли предложил подход «ассоциативная психология» - развитие физического мира происходит за счет усложнения первичных частиц, а это усложнение происходит за счет ассоциативного мышления; Титченер – основоположник «структурной психологии»

Вопрос 5

Отечественная психология

Сеченов: рефлексия головного мозга, впервые даёт физиологическую трактовку психических процессов; Бехтерев основал институт мозга; Челпанов в 1912 г. Приступил к созданию Российского психологического института, 1914г – ИПРАО (инст. Психол.российск.академ.образ.); Гальперин – изучение ориентировочной деятельности в проблемных ситуациях «от восприятия до мышления»; Лурия изучал морфологию центральной нервной системы(строение и функционирование); Выготский – зона ближайшего развития с точки зрения психологии интериоризации (перевод во внутренний план) высших психических функций; Рубинштейн: работа «основы общей психологии»; Буднадзе школа психологической установки; 1937 – закрытие психологии в СССР до 1967/8 года;

Леонтьев А.Н. – раскрытие механизмов интериоризации (перевод во внутренний план, процесс создания того, о чем хотим сказать), интериоризация оружейно-знаковых действий (письмо, езда на велосипеде, вождение машины), переодизация детского развития: 0 –родовая травма (способ дыхания, способ питания, способ восприятия, среда существования), 3 – кризис «я сам» (первое рождение личности, ребенок впервые осознает себя познающим субъектом), ~7 - постепенный процесс социализации (сенситивный период, зарождение познавательной активности), ~12 – второе рождение личности (происходит осознание представителя себя как определенного пола и начинает развиваться интерес к противоположному). Тяжесть протекания последующего кризиса обратно пропорциональна предшествующему.

Вопрос 6

Основные школы

1) Бихевиоризм (Уотсон) – стимул =>реакция

2) Гештальтпсихология (Верт Геймер, Кёллер, Левин) – целостный образ

3) Глубинная психология (Фрейд, Юнг, Салливен, Фромм, Адлер, Хорни, Анна Фрейд) – теория версий, 3 составляющие психики, изучение защитных механизмов)

4) Гуманистическая психология (Роджерс, Форд, Мюррей, Маслов) – логотерапия, конструктивное и гармоничное развитие

5) Когнитивная психология (Найссер) – стереотипы

6) Отечественная психология (Сеченов, Бехтерев, Леонтьев, Челпанов, Гальперин, Выготский, Рубинштейн, Лурия, Бузнадзе) – рефлексия головного мозга, переодизация детского развития

Вопрос 7

Бихевиоризм.

S –> R (стимул – реакция) Уотсон, 1910

когнитивная психология - student2.ru S –> –> R (стимул – черный ящик – реакция) 1913

Предмет исследования: поведение, метод исследования: наблюдение

Вопрос 8

Гештальтпсихология

Верт Геймер, Кёллер, Левин

Гештальт означает целостный образ. Фигура Фон Инсайд (по критерию «выбор фигуры»)

Блюма Зейгарник (эффект незавершенного действия)

Вопрос 9

Глубинная психология

когнитивная психология - student2.ru когнитивная психология - student2.ru 25%

когнитивная психология - student2.ru

75%

иллюстрация психики согласно З. Фрейду

предполагал, что психика состоит из 3х: сознание(я)-20%, бессознательное (оно)-75%, цензура (сверх «я»)-5%

Идея –> Потребность –> Мотив

Бессознательное – кладезь идей, в сознание проникает малая их часть, т.к. их держит цензура

Карл Юнг – автор теории версий

когнитивная психология - student2.ru когнитивная психология - student2.ru когнитивная психология - student2.ru когнитивная психология - student2.ru 0 12 24

И А Э

Экстроверты (вовне), интроверты (вовнутрь) , амбиверты (могут ситуативно подстраиваться)

Изучал влияние общечеловеческого опыта на качество психического развития (не влияет); личностное «я», безличностное «я»; Салливен изучал влияние на формирование психики образов из детства; Фромм изучал взаимосвязь бессознательного и социального; Адлер изучал чувство неполноценности; Карен Хорни: чувство неполноценности + механизмы его компенсации «раз уж мне не удалось стать красивой, тогда я стану умной» (принцип компенсации); Анна Фрейд: изучение защитных механизмов – 1)вытеснение; 2)рационализация(интеллектуализация); 3) сублимация (соц.одобряемое направление энергии от соц.неодобряемых идей); 4) регресс; 5 уровней потребностей:

1) физиологические потребности

2) потребность в безопасности

3) комплекс потребностей в обществе

4) потребность в признании и уважении

5) потребности в самореализации

Вопрос 10

Когнитивная психология

Найссер: изучение организации знаний в памяти субъекта, соотношении вербальных и невербальных компонентов мышления; когнитивная схема

Стереотип – частный случай когнитивной схемы; влияние прошлого на влияние будущего

Вопрос 11

Наши рекомендации