Третий тур — проектирование оргструктуры банка
Вступление ведущего: «Теперь мы предлагаем каждой команде разработать свой проект оргструктуры. На стене вывешен предполагаемый организационный проект вашего банка. Ознакомьтесь с ним. Обсудите и выработайте организационную концепцию подготовки вашего проекта. Мы даем вам 45 минут. После этого каждая команда вывесит вариант оргпроекта и обоснует его. Остальные команды будут оценивать оргпро-ект по критериям, которые мы выработаем вместе с вами перед обсуждением. Докладывайте не более 12 минут».
После проработки оргпроектов были обсуждены критерии, по которым команды оценивали проделанную работу. Эти критерии таковы:
• необходимость предложенных изменений;
• внедряемость этих нововведений;
• преемственность новой оргструктуры;
• численность персонала в ней;
• поэтапность внедрения;
• перспективность организационных изменений.
Команда№ 1
Предлагается проект оргструктуры по профессионализации банка, в котором вспомогательные службы отделяются от профессиональных.
1. Создать службу маркетинга банковских услуг, которая занималась бы изучением рынка, рекламой и анализом их качества.
2. Сформировать службу разработки перспективных проектов, которая анализировала бы возможности банка.
3. Организовать подразделение подготовки технологических схем,
инструкций и заданий на материально-техническое обеспечение.
4. Создать координационный центр для более согласованного управ
ления пассивами и активами, ежедневной подготовки решений по опти
мизации структуры баланса и оперативного контроля филиалов банка.
5. Необходима исполнительная служба по техническому оформле
нию операций при обслуживании клиентов (кредитное управление, эко
номическое управление, управление ценными бумагами).
Этот оргпроект был оценен так: +2 — необходимость; +1 — внедряемость; +3 — преемственность; +2 — численность; +1 — поэтапность; +3 — перспективность. Итого — 12 баллов.
Комментарий ведущего: «Представленная концепция оргпроекта очень привлекательна, так как четко отслеживает весь управленческий цикл с точки зрения его замкнутости. Это и есть исходная основа управления организационной структурой. Полагаю, что это очень
перспективный путь организационного развития банка. К тому же эта концепция сохраняет преемственность в его развитии».
Команда№ 2
Внашем проекте предполагается иметь шесть вице-президентов банка: по стратегическому развитию банка, по организации экономической службы банка, по работе с физическими лицами, по организации расчетов, по валютным операциям и ценным бумагам, по управлению строительством и общими делами.
Первый вице-президент отвечает за стратегическое развитие банка. Ему подчиняются: управление по внешним связям (отдел стратегического планирования); договорно-правовое управление (отдел по заключению договоров, отдел по правовой защите банка, методический отдел); управление автоматизации (отдел автоматизации расчетных операций; отдел автоматизации экономической работы).
Вице-президент по организации экономической службы банка возглавляет кредитно-экономическии департамент, в который входят 12 подразделений. Вице-президент по работе с физическими лицами руководит департаментом по обслуживанию физических лиц, в котором есть два управления: кассового обслуживания и вкладов. Вице-президент по организации расчетов управляет департаментом учета и отчетности, которому подчиняются три управления: рублевыми операциями, валютными операциями, финансами. Вице-президент по валютным операциям и ценным бумагам управляет департаментом внешнеэкономической деятельности, а также департаментом ценных бумаг. Вице-президент по управлению строительством и общими делами руководит двумя соответствующими управлениями/
Этот оргпроект суммарно был оценен так: +2 — необходимость; +3 — внедряемость; +3 — преемственность; 0 — численность; +2 — поэтапность; 0 — перспективность. Итого — 10 баллов.
Комментарий ведущего: «Представленный оргпроект можно внедрять, и он будет воспринят в организационном поведении сотрудников, но он создан на основе концепции социального удобства, а поэтому вряд ли может считаться перспективным, что и показали суммарные оценки и итоговая оценка».
Команда № 3
Проект организационной структуры банка разрабатывался исходя из необходимости: во-первых, видеть в филиалах не отделения, а удаленные службы; во-вторых, проследить, смогут ли существующие подразделения банка адаптироваться к выполнению новых функций; в-третьих, апробировать создание координационного стратегического совета банка, решения которого обязательны для всех; в-четвертых, состыковать функции между подразделениями так, чтобы они стали основой организационного объединения.
Лично президенту банка должны подчиняться следующие службы: управления персоналом, внутреннего аудита, комплексной безопасности, информационно-аналитическая.
Необходимы следующие департаменты: кредитования, по работе с ценными бумагами, по развитию банка, бухгалтерского учета, автоматизации, по работе с клиентами.
Специально могут быть выделены отделы по межбанковским связям и связям с общественностью, которые напрямую должны подчиняться президенту банка.
Этот оргпроект суммарно был оценен так: +3 — необходимость; +3 — внедряемость; +3 — преемственность; 0 — численность; +1 — поэтапность; +2 — перспективность. Итого — 12 баллов.
Комментарий ведущего: «Концепция этого проекта интересна своими принципами, которые должны определять всю организационную культуру поведения работников банка. Они являются важнейшими при формирования эффективно работающей и экономной оргструктуры, потому и получили три высших балла. Однако организационная структура не проработана до конца. Не случайно, что по критерию перспективности она была оценена невысоко».
Команда № 4
Проект организационной структуры разрабатывался на основе разделения функций персонала. Отсюда возникли следующие задачи: создать административную службу, подчиненную непосредственно президенту банка; создать службу развития и обеспечения банка; усовершенствовать расчетно-кассовое обслуживание банка; отработать концепцию формирования службы коммерческой деятельности банка.
В связи с этим возникает большая проблема подготовки персонала банка: кадров как массовых профессий, так и специализированных. Разделение функций предполагает их переакцентировку. Так, главный бухгалтер не должен заниматься расчетными счетами предприятий, потому что этим будет заниматься персонал отдела расчетно-кассового обслуживания.
Оргпроект направлен на разделение функциональных направлений деятельности, поэтому в нем не детализируются функциональные службы и их закрепленность по отделам».
Этот оргпроект был оценен так: +3 — необходимость; +3 — внедряемость; +3 — преемственность; 0 — численность; +2 — поэтапность; + 1 — перспективность. Итого — 12 баллов.
Комменатрий ведущего: «Концепция данного оргпроекта достаточно четко фиксирует новое распределение функций. Его можно успешно внедрять, сохранив преемственность. Однако по перспективности он получил невысокую оценку: команда недооценила создание стратегической службы с маркетинговой ориентацией в блоке развития и обеспечения банка. Подчеркнем, что служба управления персоналом должна подчиняться только президенту банка, поскольку ее значимость будет возрастать.
Этот тур деловой игры был завершен общим подсчетом баллов, по которым каждой командой оценивались варианты оргпроектов. Соответствующие оценки получили и сами команды».
Четвертый тур — формулировка рационального оргпроекта в соответствии с концепцией развития банка
Были рассмотрены все варианты проекта организационной структуры, но ни один из них в конечном счете не был внедрен. Однако из соединения нескольких идей получился гибридный оргпроект, который начал «обкатываться» в банке постепенно. Окончательная доводка таких оргпро-ектов возможна на основе отработки маркетинговой системы организационного управления. Это позволяет скорректировать поведение сотрудников банка в соответствии с новыми организационными целями и задачами исходя из определения его миссии.
Главными критериями разработки банковской организационной структуры являются прежде всего те, которые ориентированы на клиентов. Организационная структура должна быть выстроена таким образом, чтобы им было удобно решать свои собственные задачи, а сотрудникам банка — быстро интегрироваться для наилучшего удовлетворения их потребностей в тех или иных ситуациях.
Игровая концепция в данном случае может разрабатываться как реализация трех основных функций игры: демаскировочной, инверсионной и смыслообразующей.
Демаскированная функция — исходная в организации игровых феноменов, так как формирует образное видение ситуаций каждым участником игры. Тем самым она помогает прояснить управленческие отношения, сделать их «прозрачными». В игре каждый проявляет себя на виду у всех. Происходит наглядное «очеловечивание» организационных структур управления, которые в реальной практике оказываются неясными, замаскированными. Многим работникам не всегда понятно, почему возникают те или иные конфликтные отношения между подразделениями. «Размытыми» оказываются и зоны управляемости подразделений.
В игре происходит «стыковка» подразделений, прояснение их места и роли в общем фронте работ. Она дает возможность просмотреть всем участникам такие сценарии, в которых они одновременно оказываются и зрителями и играющими. Потому-то в игровую концепцию очень важно заложить такие ситуационные конструктивные элементы, «проигрывание» которых дает возможность расшифровать экономические фетиши и распознать психологические стереотипы работников. В реализации этой функции деловая игра помогает ответить на следующие вопросы: почему так происходит, что необходимо изменить, чтобы это больше так не происходило, что можно изменить, чтобы все происходило по-другому? Для ответа на них мысленных экспериментов недостаточно: необходим эксперимент, формирующий определенное поведение.
Инверсионная функция и является способом переакцентировки привычного поведения в такое, которое можно осуществить в других условиях — экономической заинтересованности и экономической ответственности. При этом моделируемое поведение может оказаться желатель-
ным для участников игры, а привычное — нежелательным. Если возник такой феномен, то тогда можно считать, что налицо именно инверсионная функция игры. Она проявляется тем интенсивнее, чем полнее и многограннее закрепляются для всех участников новые формы поведения именно в качестве желательных. Игра должна переориентировать их с того, что было ранее, на то, что есть теперь и что может быть потом. Поэтому в деловую игру важно заложить такие психолого-экономические стимулы, которые помогут убедить всех на их собственном примере в преимуществах новых форм поведения.
В реализации этой функции деловая игра поможет поставить и перед ее разработчиками, и перед самими играющими следующие вопросы: в какой мере игровые процессы убеждают в преимуществах моделируемого поведения, каким образом изменяется деловое поведение играющих, какие новые проблемы возникают в игровой проработке иных, чем прежде, управленческих отношений? Ответы на них в практике игровых процессов дают возможность командам острее прочувствовать и переосмыслить позитивные и негативные стороны новых моделей делового поведения.
Смыслообразующая функция становится завершающей в осознании места и роли команд. Именно разработка системы делового сотрудничества дает возможность командам не только глубоко понять ее значение в инновационной политике предприятия, но и найти смысл своей собственной обновленческой деятельности. Мотивы разработки системы делового сотрудничества как осмысленные стимулы профессиональной деятельности и профессионального общения становятся регуляторами заинтересованности команд в организации партнерского делового сотрудничества. Поэтому в деловой игре важно отрабатывать перевод стимулов в осмысленные мотивы, проигрывая различные варианты.
В реализации смыслообразующей функции деловая игра ставит перед ее участниками следующие вопросы: в чем смысл такой игровой проработки, во имя чего мы должны затрачивать столько усилий на достижение новых целей деятельности, зачем нам нужна организационно-экономическая перестройка управленческих отношений? Если ответы на них будут убедительными и в игровых этапах, и в оценке самой игры, то тогда можно предположить, что концепция оказалась психологически содержательной.
Ансамблевая деловая игра основывается прежде всего на вовлеченности ее участников в социальную организацию игровых процессов, которые помогают командам так или иначе раскрыться в их собственном поведении. Социальная организация предполагает большой спектр открытых игровых форм сотрудничества-соперничества. При этом важно выработать организационно-психологический механизм, где мог бы полностью раскрыться профессионально-творческий потенциал всех участников. В таком раскрытии и проявляется динамическая сила деловой игрыименно как ансамблевой, отражающей переход от парадоксов в управлении текущими задачами к эффектам стратегического управления.
Оглавление
Новая парадигма обучения 8
Вводный раздел