Совр переодизация эволюции отнош гос-ва и общества к лицам с нар. В разв
1этап:от агрессии и нетерпимсти к сознанию необх.презрения В античном мире судьба интересующих нас людей была трагичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Средневековое законодательство следовало античному (закрепленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов.
Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать пример участливого и милосердного отнош к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда могли. Таким образом, Киевская Русь в Х—XI вв., приняв православие в проце христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности.
2этап:от презрения к осознанию возм обуч Культура Ренессанса (эпоха Возрождения, ХIV—ХVI вв.) и Ре- формация («великая церковная революция», вторая половина ХIV середина ХVII в.) обеспечили резкое «потепление климата», в кот-м на грани выживания существовали на протяжении тысячелетий лица с физич и умственными недостатками. Великая Французская революция с ее декларацией прав Ча и гражданина (1789) заставила парижан по-новому оценить статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, а главное, инициировала «революцию в психиатрии», вождями кот-й станут П. Ж. Кабанис, Ф. Пинель, Ж. Эскориоль, Ж. Итар. Европейцы наконец-то задумаются и о судьбах умственно отсталых детей, и об ответственности Гос и общества за их жизни. Первое спец уч-восп-льное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в страну Александром 1.
Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. В. Гаюи.
3 период эволюции: от осознания возм обуч детей с сенсорными нарушми к признанию права аномальных детей на обр-е. Становление сист спец обр-я: Ключевую роль сыграла французская Декларация прав Ча и гражданина (1789). С начала ХIХ в. в ряде стран принимаются нормативные акты о введении спец обр-я:
1817 г. Дания - Акт об обязательном обучении глухих.
1842 г. Швеция - Закон о начальном образовании. Предусматривающий введение «минимального плана» для бедных детей и «детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой обр-я». Начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). В России, как и в Европе, развиваются три основных направления помощи детям с откл-ми в разв: христианско-благотворительное (организационные формы — приют, богадельня, дом призрения), лечебно - пед (спец отделение при больнице, школа-санаторий) и пед (школа, детский сад, колония). Формируемая в Советской России система спец обр-я предусматривала создание сети спец уч заведений, где обучаясь, дефективные дети изолировались от общества. Изоляция спец школ от др гуманитарных институтов, характерная для второго этапа становл сист спец обр-я во всех странах мира, была многократно усилена в РСФСР экономическими и идеологическими факторами. В рез-те в нашей стране ведущим типом спец обр-го учреждения становится школа-интернат круглогодичного содержания. Попадая в спец школу-интернат, ребенок оказывался практически изолированным от семьи, от социума, от нормально развивающихся сверстников
4 период эволюции: от осознания необхсти спец обр-я для отдельных категорий детей с откл-ми в разв к пониманию необхсти спец обр-я для всех, нуждающихся в нем. Развит и дифф-я сист спец обр-я Пережив ужасы Второй мировой войны, концлагерей и геноцида, цивилизованный мир по-новому стал смотреть на различия между Людьми, на их индивидуальность и самобытность. Жизнь, Свобода, Достоинство, Права Ча были признаны главными ценностями.
Гос объединили усилия в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развит сотрудничества, учредив Организацию Объединенных Наций (1945). Всеобщ декларация прав Ча ООН (1948) закрепила нов миропонимание.
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отнош друг друга в духе братства.
Статья З. Каждый Ч имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации...
Женевские конвенции (1945—1949), осудившие и запретившие «повсеместно и в любое время убийства, пытки, нанесения увечий и телесные наказания», стали важной предпосылкой для принятия общвропейского соглашения «О защите прав Ча» (1950). Четвертый период эволюции отнош в нашей стране закономерно соотносится со II этапом развит национальной сист спец обр-я. II этап развит отечественной сист спец обр-я (пришедшийся на советский период истории) отлич от аналогичного в Западной Европе целым рядом особенностей, проявляющихся в виде парадоксов и противоречий.
Главное противоречие заключалось в том, что советское Гос, с первых лет своего существования объявившее заботу дефективных детях приоритетной, взявшей курс на всеобщначальное обр-е, в то же время долго не заботилось о расширении сети спец учреждений, более того, сдерживало его.
5 период эволюции: от равных прав к равным
возможностям; от «институциализации» к интеграции: Вначале 70-х гг. европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства лиц с откл-ми в разв, заложенный в античные времена. Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здор и наличия особенностей развит, но и их право на самоопределение. общения с глухи.
Специалисты предлагают новейшие мед технологии восстановл наруш слуховой ф-и (кохлеарной имплантации), позволяющие неслышащему реб слышать, и встречают сопротивление части лиц с нар слуха, оценивающих эти разработки как посягательство слышащих на право глухого быть глух (Всемирный конгресс глухих, 1995). Упомянем лишь некот-е, наиболее важ с этой точки зрения научно- техе достижения:
нов технологии пересадки органов;
нов технологии создания искусственных органов;
нов технологии протезирования и имплантации;
создание вакцин и препаратов, уменьшающих риск неблагоприятного течения беременности и усиливающих витальные возм организма;
нов технологии родовспоможения и выхаживания новорожденного;
производство экологически чистых продуктов питания и витаминизированных добавок в рацион детей первых лет жизни, влияющих на состояние организма в целом или отдельных его органов;
совершенствование пренатальной диагностики, появление возм предотвратить рождение реб с выраженными откл-ми в разв;
развит и распространение ранн, с первых дней жизни, диагностики наруш в разв и программ ранн вмешательства;
эксперименты в обл искусственного оплодотворения матери-донора в надежде рождения реб с заданными качествами;
удачные эксперименты в обл клонирования животных, открывающие нов перспективы клонирования живых существ, Ч