Система спец обр-я лиц с тяж нарушми речи
начала развиваться с 60-х гг. ХХ в. Помощь детям с речи нарушми в н.в. оказывается в сист обр-я, здравоохранения и соцй защиты.
В сист обр-я установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и грх детей с нарушми речи. Определены три профиля спец групп.
1. Гр для детей с фонетико-фонематическим недоразвитм.
2. Гр для детей с общим недоразвитм речи.
З. Гр для детей с заиканием.
существуют спец (логопедические) гр в дет садах общ типа, а также логопедические пункты в дет садах общ типа. При общеобр-х школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим наруш речи и трудности в обучении, спец школы для детей с тяж нарушми речи, кот-е состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяж нарушми речи, препятствующими обуч в общеобр школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
При поликлиниках и психоневрологич диспансерах (дет и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В сист здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речи нарушми, где оказывается помощь детям с задержкой реч развит, а также детям с заиканием. В сист соцй защиты имеются специализированные дома реб, в основную задачу кот-х входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошк и шк) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитм речи, задержкой реч развит, заиканием
.
Сод-е восп в проце спец обр-я
В спец пед проц восп проходит в осложненных услх: необх не только решать общепринятые в сист обр-я восп-льные задачи, опираясь при этом на ОВ восп-ков, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с откл-ми в разв, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих откл-й в разв соц, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Восп-е осущ-ся предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развит данного реб, в проце сотрудничества педагога и реб, детей в классе или гр. Восп-е в сист спец обр-я неразделимо связано со специальным обучм, корр работой, присутствует во всех элементах жизнедеят-ти реб на протяжении всего периода бодрствования в течение дня.
Учитывая особ-ти развит детей с ОВ здор м принятые в общей и спец пед классификации методов восп, остановимся на трех основных их грх, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в спец образовании:
информационные методы (беседа, консультирование, исп-е ср-в массовой инф, литературы и искусства, примеры из окр жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деят-ть, нетрадиционные методы — арттерапия (корр-педагогическая помощь ср-вами искусства), иппотерапия (корр-педагогическая помощь ср-вами верховой езды) и пр.;
побудительно-оценочные методы (пед треб-е, поощрение, осуждение, порицание, наказание).
Наиболее доступны для детей с откл-ми в разв практически-действенные методы восп. Особенно эффективны они в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также применительно к тем категориям детей, кот-е имеют наруш интеллекта, задержку пс развит, недостатки в речевом и слуховом разв. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков соц повед, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически- действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами. Адекватность восприят воспитывающей инф зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возм-й реб. На начальных этапах спец обр-я восп-льные возм бесед, рассказов, разъяснений, чтения художественной литературы значительно ниже, чем в сист массового обр-я. Речевое недоразвит, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и соц опыта не позволяют большинству детей с откл-ми в разв в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую восп-льную значимость имеют методы, кот-е позволяют опираться на визуальную инф, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно исп примеры из окр реб жизни, личного опыта педагога.
Саламанская Декларация и рамки действий по образованию лиц с особ потребностями
Согласно Саламанкской декларации о п-пах, политике и практич деят-ти в сфере обр-я лиц с особ потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
Каждый ребенок имеет основное право на обр-е и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребенок имеет уникальные особ-ти, интересы, способности и учеб потребности.
Необх разрабатывать сист обр-я и вып-ть обр-е программы так, чтобы принимать во вним шир разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в обл обр-я, должны иметь доступ к обуч в обычных школах. Обычные школы должны создать им усл на основе пед методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией явл-ся наиболее эффективным ср-вом борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспеч обр-я для всех; более того, они обеспечивают реальное обр-е для б-ва детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность сист обр-я.САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
О П-ПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧ ДЕЯТ-ТИ
В СФЕРЕ ОБР-Я ЛИЦ С ОСОБ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Вновь заявляя о праве на обр-е каждого Ча, в том виде, в кот-м оно зафиксировано во Всеобщей декларации прав Ча 1948
вновь напоминая о нескольких декларациях Организации Объединенных Наций, в рез-те кот-х в 1993 году были приняты Стандартные правила Организации Объединенных Наций обеспеч равных возм-й для инвалидов,
отмечая с удовлетворением более активное участие правительств, групп сторонников, общинных и родительских групп, а также в особ-ти организаций лиц с физич и умственными недостатками, стремящихся улучшить доступ к образованию для б-ва по-прежнему неохваченных лиц с особ обр потреб; и признавая в качестве свидетельства такой приверженности активное участие высокопоставленных представителей многочисленных правительств, специализированных учреждений и межправительственных организаций в этой Всемирной конференции,
Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:
каждый ребенок имеет основное право на обр-е и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,
каждый ребенок имеет уникальные особ-ти, интересы, способности и учеб потребности,
необх разрабатывать сист обр-я и вып-ть обр-е программы таким образом, чтобы принимать во вним шир разнообразие этих особенностей и потребностей,
лица, имеющие особые потребности в обл обр-я, должны иметь доступ к обуч в обычных школах, кот-е должны создать им усл на основе пед методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей,
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией явл-ся наиболее эффективным ср-вом борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспеч обр-я для всех; более того, они обеспечивают реальное обр-е для б-ва детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность сист обр-я.
Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:
уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый выс приоритет совершенствованию их систем обр-я, что позволило бы им охватить всех детей, несмотря на индивидуальные различия или трудности,
принять в форме закона или политической декларации п-п инклюзивного обр-я, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе,
разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами, имеющими опыт в обл инклюзивных школ,
создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в обл планирования, мониторинга и оценки предоставляемого обр-я для детей и взрослых с особ обр потреб,
поощрять и облегчать участие родителей, общин и организаций лиц с физич и умственными недостатками в процах планирования и принятия решений, касающихся удовлетворения спец обр-х потребностей,
прилагать > усилий к разработке стратегий, касающихся заблаговременного выявления таких потребностей и принятия конкретных мер, а также проф-х аспектов инклюзивного обр-я,
обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках программ подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки без отрыва от работы, предусматривалось обеспеч обр-я лиц с особ потребностями в инклюзивных школах.
4.
Мы призываем также международное сообщество, в частности:
- правительства, имеющие международные программы сотрудничества и международные финансирующие учреждения, в особ-ти спонсоров Всемирной конференции по вопросам обр-я, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программу развит Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирный Банк: