Субъекты, предоставляющие спец соц услуги
4. К субъектам, оказывающим спец соц услуги, относятся следующие организации:
1) организации, обеспечивающие Гос гарантии прав на получение обр-я, восп-е определенных категорий граждан с предоставлением места проживания:
интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
интернатные учреждения для детей с девиантным поведением;
стационары для детей с ОВ;
детские оздоровительные центры различного профиля;
2) организации, обеспечивающие Гос гарантии прав на получение обр-я, восп-е определенных категорий граждан c дневным пребыванием:
реабилитационные центры;
кабинеты пс-пед корр, пс-мед-педагогические консультации;
спец дошкольные и школьные организации; комбинированные дошкольные и школьные организации, совмещающие ф-и общеразвивающего и корр характера;
инклюзивные дошкольные и школьные организации, предназначенные для совместного восп детей с ОВ и нормально развивающихся детей;
службы/отделения дневного пребывания (центры дневного обслуживания, центры реаб, службы поддержки семьи и реб, ранн вмешательства, центры для взрослых лиц соц риска, кризисные центры).
3) приемные семьи: патронатная семья, усыновители (удочерители).
Данный перечень субъектов, представляющих спец соц услуги, не явл-ся исчерпывающим.
(по Стандарт оказания спец соц услугв обл обр-я » ноября 2009 года_
Соц и мед-педагогическая корр-я поддержка детей с ОВ - деят-ть организаций обр-я, соцй защиты населения, здравоохранения, предоставляющих спец соц, мед и обр-е услуги, обеспечивающие детям с ОВ усл для преодоления и компенсации ограничения жизнедеят-ти и направленные на создание им равных с дри гражданами возм-й участия в жизни общества; 11 июля 2002 Законодательством Республики Казахстан в соотв с основополагающими международными документами в обл обр-я предусм п-п равных прав на обр-е для лиц с ОВ в разв.
Гарантии права детей с ОВ в разв на получение обр-я закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах реб в Республике Казахстан», "Об образовании", «О соцй и мед-пед корр поддержке детей с ОВ», "О соцй защите инвалидов в Республике Казахстан", "О спец соц услугах".
В соотв с поручением Главы Гос в 2004 году в целях научно-методического обеспеч сист соцй и мед-пед поддержки детей с ОВ постановлением Правительства Республики Казахстан республиканский научно-практический центр соцй адаптации и профессиональной реаб преобразован в национальный научно-практический центр корр пед, где ведется научно-исследовательская работа по развит спец обр-я и переходу к инклюзивному образованию, разработке спец уч программ, учебников и уч-методических комплексов.
В рамках реализации Плана мероприятий Государственной программы развит обр-я в Республике Казахстан на 2005-2010 годы постановлением Правительства РК от 5 февраля 2007 года №81 утвержден План мероприятий по соцй и мед-пед корр поддержке детей с ОВ в разв на 2007-2009 годы, где предусмотрены вопросы расширения сети организаций обр-я, развит интегрированного обр-я в целях создания оптимальных условий для обеспеч равных возм-й в получении обр-я и оказания комплексной корр-пед поддержки.
В республике в качестве приоритетных направлений деят-ти по созданию условий для получения обр-я детей данной категории явл-ся следующие направления.
Первое напр-е — выявление недостатков в разв детей и организация корр-пед работы на мах раннем этапе. Своевременное оказание необхй помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в разв реб к моменту начала обуч и подготовить его к обуч в общеобр-м учреждении.
Сегодня в стране действуют 56 областных, городских и районных ПМПК, в том числе одна республиканская.
Достаточное количество ПМПК имеется в г.Астане (3), Восточно-Казахстанской (7), Акмолинской (4), Западно-Казахстанской (3), Кзылординской (5), Павлодарской (4) и Северо-Казахстанской (3) областях.
Вместе с тем, не удовлетворяет имеющееся количество ПМПК в Южно-Казахстанской обл (на 883,6 тыс.детей вместо предусмотренных 15 консультаций действуют только 2), Карагандинской (на 362,2 тыс.детей предусмотрено 6, действуют 2), г.Алматы (на 283,6 тыс.детей действуют только 2 вместо 5).
Второе напр-е — создание вариативных условий для реализации права на обр-е всех категорий детей с учетом их психофизич особенностей.
В н.в. в республике существует дифференцированная сеть спец организаций обр-я для организации обуч детей с ОВ в разв, кот-я вкл: спец (коррекционные) организации обр-я по видам и типам, спец гр при дет садах общ типа и спец классы в общеобр-х школах:
в 35 спец дет садах и 228 спец грх при дет садах общ типа получают восп-е и обр-е свыше 10 тыс. детей дошк возраста;
Третье напр-е - развит интегрированного инклюзивного обр-я.
Перспективой развит сист соцй и мед-пед поддержки детей с ОВ в разв на ближайшие годы явл-ся реализация идей и п-пов интегрированного (инклюзивного) обр-я. Ср-вами выступают не изоляция детей и создание устойчивого представления о собственной неполноценности, а построение соцй траектории в жизни, кот-я м.б. решена только через включение детей с ОВ в среду детей обычного развит, совместного обуч, организации их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.
Спец обр-е детей с ЗПР
С целью оказания спец помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система корр-развивающего обр-я и компенсирующего обуч.
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране вкл в себя:
создание различных моделей спец обр-х учреждений для детей данной категории: дошкольных обр-х учреждений (групп) компенсирующего вида, спец школ и школ-интернатов для детей с ЗПР, классов корр-развивающего обуч в структуре массовой общеобр школы;
раннее выявление детей, отстающих в разв, удовлетворение их особых обр-х потребностей, обеспеч преемственности форм и методов корр работы в сист дошк и шк обр-я, начального и основного общ обр-я;
совершенствование сист мед, пед и пс диагностирования с целью определения особенностей организации корр-обр-го проца, сохранения и укрепления здор детей;
создание сист лечебно-оздоровительной и профилактической работы в услх общеобр-х учреждений;
нормативное и уч-методическое обеспеч практики обр-я детей с ЗПР;
определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-труд подготовки и соц-труд адаптации выпускников;
создание и применение критериев и методик оценки эффективности корр-развивающего обр-го проца;
разработку моделей служб консультативной помощи семье; подготовку пед кадров по корр пед для сист дошк и шк обр-я. Главными при определении стратегии и технологии обуч и восп детей с ЗПР явл-ся профилактика и ранняя корр отставания в разв у детей дошк возраста. В основу положен п-п единства диагностики и корр, предполагающей построение корр работы в соотв с рез-тами диагностики. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в услх детского сада.
Совр международные правовые акты, направленные на защиту прав лиц с ОВ здор и жизнедеят-ти(67 в)
В докладе «Права Ча и инвалидность» (1991) Комиссии по правам Ча ЮНЕСКО (раздел III «Предрассудки в отнош инвалидов и их дискриминация») отражена официальная позиция европейского сообщества: «...в б-ве случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация — вот что мешает реб получить обр-е в общей сист. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям- инвалидам в обязательном порядке посещать спец школы, что явл-ся официальной сегрегацией». Началом пятого периода считается время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о спец образовании. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по спецу образованию (1980) утверждают: «Главное — содействовать махй интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и пс барьеры». Специалисты предлагают новейшие мед технологии восстановл наруш слуховой ф-и (кохлеарной имплантации), позволяющие неслышащему реб слышать, и встречают сопротивление части лиц с нар слуха, оценивающих эти разработки как посягательство слышащих на право глухого быть глух (Всемирный конгресс глухих, 1995). Стандартные правила обеспеч равных возм-й для инвалидов.
В соотв с п-пами и целями, провозглашенными Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав Ча, люди с ОВ любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экон, соц, культурных прав, закрепленных в этих и др документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных услх с дри людьми.
Среди этих документов Всеобщ декларация прав Ча явилась отправным пунктом для разработки многих др документов по этой проблеме. Было обращено особое вним на необхсть обеспеч защиты детей, в том числе и детей с ОВ.
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах реб - «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав реб». Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов реб. Ее положения сводятся к четырем важнейшим треб-ям, кот-е должны обеспечить права детей: выживание, развит, защита и обеспеч активного участия в жизни общества. Статья 23 посвящена детям с ОВ, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отнош реб на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого реб в обл обр-я, профессиональной подготовки, мед обслуживания, восстановл здор, подготовки к труд деят-ти.
Не менее значимой явл-ся Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. Она провозглашает равенство гражданских и политических прав лиц с ОВ. Кроме того, они должны пользоваться особ правами в предоставлении им спец услуг, кот-е позволили бы этим лицам достигать махго проявления своих возм-й и ускоряли бы проц их интеграции в общество.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) направлена на коренное изменение отнош общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый Ч имеет неотъемлемое право на признание его человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюд обществом тех же самых прав Ча, кот-е принадлежат и всем людям.
Сод-е основных международных документов, касающихся прав лиц с ОВ, позволяет сделать следующие выводы.
Совр специальности в сфере спец пед(74в)
тифлопед (незрячие и слабовид-е);
сурдопед (глух, слабослыш и позднооглохш); тифлосурдопед (слепоглух);
Лого (лица с нарушми реч развит);
олигофренопед (лица с нарушми интеллекта и с образовательными затруднениями);
отрасль спец пед применительно к лицам с нарушми опорно-двигательного аппа;
отрасль спец пед применительно к лицам с нарушми эмоц-волевой сферы.
В стадии становл нах обл спец пед, спец-ся на помощи хрон больным и лицам с тяж и множественными нарушми.
Cтановление и развит сист подготовки кадров дефектологов в РК
Приоритетные направления развит обр-я в Республике Казахстан высоко поднимают планку треб-й к подготовке спец-овпед специальностей. Реформир высшей школы предпол превращение рез-в обр-я в его базовую функцию, переход от программоцентрированного обуч к студентоцентрированной парадигме обр-я, формир качественно нов подхода к образованию как к процу, продолжающемуся на протяжении всей жизни.
В связи с этим выдвигается задача создания кадрового потенциала, соответствующего возрастающим образовательным потребностям Гос и различных соц групп общества. Общеизвестно, что одной из наиболее соц уязвимых групп общества явл-ся дети с ОВ.Дети с ОВ здор – это дети от 0 до 18 лет, имеющие физич и (или) пс недостатки, кот-е препятствуют освоению обр-х программ без создания спец условий для получения обр-я.
Система спец обуч и восп детей с ОВ по своей организационной структуре явл-ся дифференцированной и соответствует различным типам наруш их физического и умственного развит. В Республике Казахстан функционируют уже ставшие традиционными для всего СНГ осн типы спец дошкольных и школьных организаций: для детей с нар слуха (неслыш и слабослыш), с нар зрения (незрячих и слабовидящих), с нар интеллекта (с задержкой пс развит и умственной отсталостью), с тяж нарушми речи, с нарушми опорно-двигательного аппа.
Реализуемое к настоящему времени профессиональное обр-е по специальности «Дефектология» обеспеч необходимую подготовку спец-овдля указанных типов спец организаций. Вместе с тем, в связи с происходящими соц-экономическими переменами и гуманизацией государственной образовательной политики, предусматривающей выход республики в мировое обр-е пространство, создаются нов типы организаций для детей с ОВ (кабинеты пс-пед корр, реабилитационные центры, логопедические пункты,кабинеты корр и инклюзивного обр-я детей дошк возраста и др.). Поэтому подготовка дефектологов для работы с детьми с ОВ должна не только ориентироваться на существующую сеть спец организаций, но и предусматривать подготовку спец-овдля обуч и восп детей в новых типах обр-х организаций.
Переход в Республике Казахстан к созданию единого обр-го пространства в соотв с гуманистическими идеями о ценности личности, закрепленными в Декларациях ООН: «О правах инвалидов» (1975), «О правах умственно отсталых лиц» (1991), «Конвенция о правах реб» (1989), обуславливает необхсть обновления содержания пед обр-я по специальности «Дефектология», позволяющее подготовить педагогические кадры с учетом распространения в Республике Казахстан идей инклюзивного обр-я и интегрированного обуч.
Инклюзивное обр-е — это политика Гос, направленная на полное включение всех детей в общеобр-й проц и их соц адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в разв или экономический статус, путем активного участия семьи, корр-пед и соцй адресной поддержки персональных нужд реб и адаптации не реб, а среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных обр-х условий при сохранении высокого качества общ обр-я. Включение детей с ОВ развит в общеобр-й проц имеет высокую политическую значимость. Развит инклюзивного обр-я — одно из ср-в устранения барьеров, разъединяющих людей; ликвидации дискриминации по психическим и физич различиям; обеспеч равных прав и возм-й в получении обр-я всеми детьми Казахстана без исключения.
Включение детей с ОВ в общеобр-й проц повлечет за собой значительные перемены в организации уч-восп проца в общеобр-х организациях: изменится структура управления (продолжительность и сод-е уроков и занятий, введение дополнительных (коррекционных) занятий, щадящий охранительно-пед режим, мониторинг достижений детей с ОВ и качества пед деят-ти, обязательное создание в школьной или дошкольной организации службы пс-пед сопровождения и др.), напр-ть и сод-е уч-восп проца (доброжелательное отнош к детям, максимальная корр-я напр-ть уч-восп проца и др.). Обеспеч равных прав детям с нарушми развит в получении обр-я в общеобр-х организациях означает необхсть обуч педагогов общ обр-я основам спец пед и пс для адекватной оценки потенциальных возм-й обуч-ся и восп-ков и эффективного удовлетворения их особых обр-х потребностей. Поэтому становится важ в сист подготовки пед кадров для общ обр-я обеспеч студентов комплексными междисциплинарными знаниями о проблх, возникающих у детей с ОВ, а также обуч их специальным методикам преподавания детям с наруш развитм предусмотренных Государственным стандартом общ обр-я общеобр-х предметов.
Уже сегодня повсеместно отмечся включение детей с ОВ в общеобр-й проц, поэтому общеобр-е школьные и дошкольные организации испытывают насущную необхсть в спец педагогах и педагогах интегрированного обуч. В связи с этим необх активно разрабатывать вариативную систему подготовки педагогов для реализации в Республике интегрированного обуч. Данная задача соотносится с одной из задач, выдвинутых Концепцией развит обр-я Республики Казахстан до 2015 года, кот-я предусматривает создание вариативных моделей обуч, обесп-х махе разнообразие содержания, форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации пед кадров с учетом запросов организаций обр-я и в соотв с мировыми стандартами.
Тенденции внедрения инклюзивного обр-я обуславливают необхсть не только спец подготовки педагогов общеобр-х организаций к встрече детей с ОВ и подготовки огромного количества специалистов-дефектологов для работы в общеобр-х организациях и организации пс-пед сопровождения детей, но и требуют внесения изменений в сод-е подготовки спец педагогов, не только нацеливая их на корр-разв-ю деят-ть в спец (коррекционных) организациях, но и на работу в качестве консультантов педагогов общ обр-я по организации уч-восп-льной деят-ти с детьми с ОВ. Таким образом, на спец педагогов в связи с развитм интегрированного обуч будут возложены нов профессиональные обязанности в виде консультативно-методической деят-ти в сист общ обр-я.
Педагогам-дефектологам, работающим в спец (коррекционных) школах и спец дет садах, помимо традиционных обязанностей придется вып-ть еще и диагностическую, консультативно-методическую деят-ть в близлежащих общеобр-х организациях, реализующих интегрированное обуч с детьми с ОВ. Гуманизация отнош общества к лицам с ОВ развит и все более распространяющиеся в обществе интеграционные процы, направленные на полноценное включение их в общество, требуют от спец педагогов не только высокой профессиональной компетентности, но и, прежде всего, высокого уровня сформированности профессионально-ценностных отношений к пед деят-ти, кот-е предполагают особое отнош к внутреннему миру ребёнка с нарушми развит, приоритетный учёт его интересов, потенциальных возм-й и способностей.
В соотв с совр задачами соцй, корр-пед поддержки детей с ОВ и в целях удовлетворения растущих запросов общества в дефектологич кадрах разного профиля, в н.в. проводятся определенные мероприятия по подготовке спец-овс высшим обр-ем:
- структура высшего и послевузовского профессионального обр-я трансформировалась в систему подготовки кадров через бакалавриат и магистратуру, взаимно согласованные между собой;
- сод-е бакалаврского обр-я, представляющего первый уровень высшего дефектологического обр-я, обеспеч широкую базовую професс-ю подготовку, направленную на достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов-тифлопедагогов, сурдопедагогов, логопедов и олигофренопедагогов, развивает у них профессиональное творчество и формирует профессионально-ценностное отнош к пед деят-ти. При этом на бакалавриате по специальности «Дефектология» первые два курса мах унифицированы, реализуют общ пс-пед подготовку и направлены на освоение общ и базовых для всех профилей специальности «Дефектология», наиболее важных и устойчивых знаний для реализации корр-развивающих функций в сфере спец обр-я (вне зависимости от типа и вида наруш развит у детей с ОВ). На последующих двух курсах бакалавриата осущ-ся профильная подготовка, т.е. подготовка спец педагогов ведется дифференцированно в соотв с профилем выбранной студентом за первые два года обуч на бакалавриате специальности (Лого, сурдопед, олигофренопед, тифлопед);
- сод-е магистерского обр-я, представляющего второй уровень высшего дефектологического обр-я, обеспеч углубление теоретической и практич подготовки в избранном направлении магистерской программы, освоение наиболее важных и устойчивых знаний, необходимых для реализации исследовательской и преподавательской деят-ти в сфере спец обр-я;
- в основе подготовки спец-овна обеих ступенях высшего и послевузовского обр-я используется кредитная технология обуч, кот-я обеспеч её непрерывность, аккумуляцию уч достижений и взаимопризнание обр-х программ;
Дальнейшее проектирование учеб проца в высшей школе опред необхсть:
- изменения целевой установки в подходах к комплектованию контингента обуч-ся и организации учеб проца на отделении «Дефектология», обесп-х компетентностный и личностно-ориентированный подходы в образовании, а также преемственность как по уровню научно-пед обр-я (бакалавр, магистр, докторPhD), так и по проблтике научных исследований;
- обеспеч динамичной сист организации учеб проца по разным видам дефектологич специальностей (логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, специалист интегрированного обуч, спец (корр) психолог и др.) в соотв с конъюнктурой и перспективами на рынке труда;
- примен в качестве единицы измерения - «кредитной единицы» не физич часов затрат, а реально освоенных студентами-дефектологами компетенций в обл диагностико-консультативной, организационно-управленческой, культурно-просветительной, преподавательской и научно-исследовательской деят-ти;
- обеспеч студентам возм выбора инд-й траектории обр-я в соотв со специализацией, выбранной ими в рамках специальности «Дефектология», и работы по личному расписанию;
- исп-я партнерских отношений с зарубежными вузами о взаимном признании дипломов и совместном обучении студентов по специальности «Дефектология»;
- обеспеч дистанционного обуч студентов через Интернет по программе высшего обр-я по специальности «Дефектология»;
- широкого примен личностно-ориентированных, информационных и коммуникационных технологиях и интерактивных методов и др.
Реализация данных условий позволит организовать систему научно-пед обр-я спец педагогов таким образом, что она будет обеспечивать академическую мобильность выпускников дефектологич отделений ВУЗов Казахстана в международном обр-м пространстве и их востребованность на международном рынке труда, а также осуществлять постепенное достаточное насыщение сист спец и общ обр-я высококвалифицированными специалистами, способными эффективно вести корр-пед проц на основе новейших достижений мировой и отечественной науки и практики в сочетании с творческим и рефлексивным отношм к пед деят-ти