Особ-ти труд восп в спец(кор) школе
В спец (корр) школе VIII вида при работе с детьми применяются различ виды труд деят-ти. Трудовая деят-ть может протекать в проце учй деят-ти на уроке, и во внеурочной деят-ти.
Трудовую деят-ть можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условное, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стор, занимается самообслуживанием, а с др - помогает навести порядок в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству. Особое вним уделяется таким видам как ручной труд и общ-но-полезный труд. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании реб, разв его творческих, техх способностей. Ручной труд явл-ся важнейшим видом труда в спец (корр) школе VIII вида. Ручной труд направлен на обуч детей работе с различными мат-лами. Кроме того, ручной труд оказывает корре влияние на умственное развит мл шк-в. Так, например, спец вним на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых уч-ся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отнош трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении кот-х необх предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В проце таких занятий у уч-ся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы исп-ся для развит пространственного представления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соотв слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками математики. В н.в. корр-я школа обеспечена программами по шести видам труда в городских услх (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному, обслуживающему) и спец программами для школ с с/х профилем обуч или находящихся в сельской местности (с/х труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело). Перспективны программы, разработанные Мирским С.Л. (1994) по обслуживающему труду и Ковалевой Е.А. (1986) по цветоводству и декоративному садоводству как для школ сельской местности, так и городских школ.
Осн типы наруш пс развит
По мнению Г. К. Ушакова (1973) и В. В. Ковалев (1979), основными клиническими типами пс дизонтогенеза явл-ся два:
1) ретардация, т. замедление или стойкое пс недоразвит как общ, так и парциальное, и
2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развит, включающее признаки ретардации и акселерации.
По нашему мнению, пс дизонтогенез м.б. представлен следующими вариантами:
1) недоразвит, Типичным примером стойкого недоразвит явл-ся олигофрения. Экстенсивность поражения, связанная с генетическими пороками развит, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвит мозговых систем
2) задержанное развит, Для пс дизонтогенеза по типу задержанного развит характерно замедление темпа формир познават и эмоцй сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Задержанное пс развит м.б. вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронич соматич заболевания), психогенными (неблагоприятные усл восп), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и ранн постнатального периода). При этом задержка развит эмоцй сферы проявл-ся в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познават деят-ти при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией (общей повыш истощаемостью), при психогенных формах - в >й мере с явлениями микросоцй и пед запущенности, при церебрально-органических, наиболее часто приводящих к трудностям в обучении, с одной стор, с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев - и с первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.).
3) поврежденное развит, Поврежденное развит имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и орг-е недоразвит психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим возд-ем на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявл-ся в признаках повреждения.
Следует отметить, что компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развит. Однако при др видах дизонтогенеза он явл-ся либо осложняющим фактором (например, при недоразв по типу осложненной олигофрении), либо пусковым механизмом, например в случае замедления темпа развит, и т. д.
Характерной моделью поврежденного развит явл-ся положительная деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза опредся сочетанием грубого повреждения ряда сформированных пс функций с недоразвитм онтогенетически более молодых образований (лобных систем). В более старшем детском возрасте может иметь место и первичное повреждение лобных систем. Страдают лобно-подкорковые взаимоотнош. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций прежде всего отмечаются расстройства эмоцй сферы, нередко с расторможением влечении, тяж наруш целенаправленной деят-ти и личности в целом. Повреждение ведет к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и повед
4) дефицитарное развит,
5) искаженное развит, При искаженном разв наблюдаются сложные сочетания общ недоразвит, задержанного, поврежденного и ускоренного развит отдельных пс функций, приводящие к ряду качественно новых патологич образований.
Искаженное развит чаще свойственно ряду процуальных наследственных забол.
Наиболее характерной моделью явл-ся дизонтогенез при синдроме ранн детского аутизма. Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранн детской шизофрении.
6) дисгармоническое развитДисгармоническое развит по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развит. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией др. Наблюдается и сходное с искаженным развитм нарушение иерархии в последовательности развит ряда пс функций. Отличие дисгармонического развит от искаженного развит состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза явл-ся не текущий болезненный проц, создающий на разных этапах различ виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоц-волевой сфере.
Особ-ти интеграционного проца в РК
Основной целью интегрированного (инклюзивного) обр-я явл-ся реализация права детей с ОВ в разв на получение обр-я по месту жительства в соотв с их познавательными возможностями и способностями, их соц адаптация и интеграция в общество, повыш роли семьи в воспитании и разв своего реб. ( см методы и формы…)