Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы
Возрастные особенности детей описаны в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» (науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. Авт. колл. Н.В Федина. М.: Просвещение, - 2010. 266 с.), в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.-304 с.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Федеральными требованиями к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования одной из задач детского сада является обеспечение физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Представляется очевидной компоновка возрастных характеристик с учетом обозначенных направлений.
Пример
Характеристика контингента детей
младшего дошкольного возраста
В первой младшей группе (возраст от 2 до 3 лет) 15 детей, девочек…, мальчиков…
Относительно здоровых детей: …, детей с патологиями:….
По группам здоровья:….
Наиболее распространенными группами заболеваний являются:….
У детей 1 младшей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.
Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.
У них наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам»…..
Подобно дается характеристика и по другим направлениям развития детей.
В направлении физического развития необходимо отразить сформированность культурно-гигиенических навыков, проявление аккуратности детей; в направлении социально – личностного развитии описать владение игровой деятельностью (навыками игрового общения), трудовой деятельностью (навыки самообслуживания – самостоятельность в решении бытовых задач).
Состояние речевого развития, познавательных (сенсорно-моторных) способностей, конструктивной деятельности описывается в соответствии с направлением познавательно речевого развития, а развитость продуктивных видов деятельности (рисование, аппликация), художественных и музыкально-ритмических способностей в направлении художественно-эстетического развития детей.
Раздел 2
Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Пример расчета общего объема программы
(в группе с 10 часовым пребыванием)
Возрастная группа – младшая, 3-4 года
Время, необходимое на реализацию программы, составляет 70% от времени пребывания ребенка в ДОУ: 7 часов
Объем обязательной части Программы составляет 80% от времени, необходимого на реализацию программы: 5,6 часа
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса, составляет 20% от времени, необходимого на реализацию программы: 1,4 часа.
В объем образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность) входит время:
Утренняя гимнастика: 5 мин
Организованная интегрированная и (или) продуктивные виды детской деятельности: 30 мин.
Чтение художественной литературы: 15 мин
Итого: 50 мин, что составляет 12 % от общего объема Программы
Самостоятельная деятельность детей: 3 часа, что составляет 43 % от общего объема Программы
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
2 часа 30 мин, что составляет 36%
Взаимодействие с родителями по реализации Программы: 40 мин, что составляет 9%
Общий объем Программы, в часах (в группе с 10 часовым пребыванием)
Возрастная группа – младшая, 3-4 года
Структурные компоненты Программы | Объем Программы, час, мин, %, | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность – НОД) | Объем обязательной части Программы | |
50 мин | 12 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов | Объем обязательной части Программы | |
2 часа 30 мин | 36 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Самостоятельная деятельность детей | Объем обязательной части Программы | |
3 часа (180 мин) | 43 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы | Объем обязательной части Программы | |
40 мин | 9 % | |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | ||
Итого | 7 часов | 100 % |
Объем обязательной части Программы | 5,6 часа (5 часов 36 мин) | 80 % |
Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса | 20 % | 1,4 часа (1 час 24 мин) |
Новый подход к планированию распорядка дня
Планирование распорядка дня с учетом распределения совместной и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах позволит педагогу избежать заорганизованности образовательного процесса и обеспечить право ребенка на самостоятельную деятельность.
В представленном ниже распорядке дня самостоятельной деятельности детей в разных режимных моментах отводится 3 часа 50 минут, непосредственно организованной деятельности – 50 минут, совместной деятельности в режимных моментах - 2 часа 30 мин.
В распорядке дня не планируется время взаимодействия с родителями, так как взаимодействие предполагает включение родителей в образовательный процесс, в таком случае это будет совместная деятельность детей, родителей, воспитателя.
Распорядок дня
(с примерным распределением времени на самостоятельную и совместную деятельность детей)
№ п/п | Содержание | Время | Форма организации | Длительность, мин, час |
1. | Прием детей в детский сад. Игры | 7.30-8.00 | Самостоятельная деятельность | 30 мин |
2. | Утренняя гимнастика | 8.00-8.05 | НОД | 5 мин |
3. | Подготовка к завтраку. (гигиенические процедуры). Завтрак | 8.00-8. 10 8.10-8. 40. | Совместная деятельность | 10 мин |
4. | Игры. | 8.40-9. 00. | Самостоятельная деятельность | 20 мин |
5. | ООД | 9.00-9.20 9.30-9.50 | НОД Самостоятельная деятельность | 40 мин 10 мин |
6. | Подготовка к прогулке | 9.50-10.10 | Совместная деятельность | 10 мин |
7. | Прогулка | 10.10-12.00 | Совместная деятельность Самостоятельная деятельность | 50 мин 60 мин |
8. | Возвращение с прогулки, игры | 12.00.-12.20 | Совместная деятельность Самостоятельная деятельность | 10 мин 10 мин |
9. | Подготовка к обеду, обед | 12.20.-12.50 | Совместная деятельность | 10 мин |
10. | Подготовка ко сну. Сон | 12.50-15.00 | Совместная деятельность Самостоятельная деятельность | 10 мин 5мин |
11. | Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00-15.25 | Совместная деятельность Самостоятельная деятельность | 20 мин 5мин |
12. | Подготовка к полднику, полдник | 15.25.-15.50 | Совместная деятельность | 5 мин |
13. | Игры. | 15.50-16.20 | Самостоятельная деятельность | 30 мин |
Чтение худож. литературы | 16.20-16.35 | НОД | 15 мин | |
14. | Подготовка к прогулке. Прогулка. | 16.35-17.30 | Совместная деятельность Самостоятельная деятельность | 25 мин 30мин |
15. | Возвращение с прогулки .Игры | 17.30-18.00 | Совместная деятельность Самостоятельная деятельность | 30 мин |
· Перечень основных видов
непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Виды организованной образовательной деятельности | Количество |
Познание | |
Коммуникация. Чтение художественной литературы. | |
Художественное творчество Рисование Лепка аппликация | 0,5 0,5 |
Физическая культура | |
Музыка | |
Общее количество |
· План образовательной деятельности
План образовательной деятельности составляется с учетом равнодолевого соотношения основных направлений развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
При планировании совместной деятельности педагога с детьми, для предупреждения заорганизованности образовательного процесса, необходимо учитывать ранее рассчитанный объем времени, включающий образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
План образовательной деятельности
№ п/п | Виды деятельности | Дни недели | |||||||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |||||||
I. Совместная деятельность со сверстниками, взрослыми, самостоятельная деятельность | |||||||||||
Игровая деятельность - сюжетно-ролевая игра - режиссерская игра - театрализованная игра - строительная игра - интеллектуальная игра: ü речевая (словесная) ü математическая ü логическая ü игра с правилами ü сенсорная ü настольно-печатная - игра с конструктором - творческая игра - игра-экспериментирование - пальчиковые игры - игры забавы | |||||||||||
1.1 | |||||||||||
1.2 | |||||||||||
1.3 | |||||||||||
1.4 | |||||||||||
1.5 | |||||||||||
1.5.1 | |||||||||||
1.5.2 | |||||||||||
1.5.3 | |||||||||||
1.5.4 | |||||||||||
1.5.5 | |||||||||||
1.5.6 | |||||||||||
1.6 | |||||||||||
1.7 | |||||||||||
1.8 | |||||||||||
1.9 | |||||||||||
II | Физическая деятельность - подвижная игра - народные игры - игры-соревнования - элементы спортивных игр Спортивные упражнения Общеразвивающие упражнения Упражнения на тренажерах Основные движения | ||||||||||
2.1 | |||||||||||
2.2 | |||||||||||
2.3 | |||||||||||
2.4 | |||||||||||
2.5 | |||||||||||
2.6 | |||||||||||
2.7 | |||||||||||
2.8 | |||||||||||
III | Гигиенические, оздоровительные процедуры - питание - закаливание - гимнастика (утренняя, корригирующая, дыхательная, артикуляционная) - массаж (точечный, расслабляющий, общеукрепляющий) - умывание -релаксационная гимнастика | ||||||||||
3.1 | |||||||||||
3.2 | |||||||||||
3.3 | |||||||||||
3.4 | |||||||||||
3.5 | |||||||||||
3.6 | |||||||||||
IV | Трудовая деятельность - самообслуживание - труд в природе (на улице) - труд в уголке природы - дежурство - ручной труд -природоохранная деятельность | ||||||||||
4.1 | |||||||||||
4.2 | |||||||||||
4.3 | |||||||||||
4.4 | |||||||||||
4.5 | |||||||||||
4.6 | |||||||||||
V | Познавательная деятельность - наблюдение ü в природе ü в уголке природы ü опыты - экскурсия в природу - целевая прогулка Конструктивная деятельность - из бумаги - из природного материала - из бросового материала - нетрадиционные техники | ||||||||||
5.1 | |||||||||||
5.1.1 | |||||||||||
5.1.2 | |||||||||||
5.1.3 | |||||||||||
5.2 | |||||||||||
5.3 | |||||||||||
5.4 | |||||||||||
5.5 | |||||||||||
5.6 | |||||||||||
5.7 | |||||||||||
5.8 | |||||||||||
VI | Продуктивная деятельность | ||||||||||
6.1 | Изобразительная - рисование - летка - аппликация - нетрадиционные техники - декоративно-прикладная деятельность | ||||||||||
6.1.1 | |||||||||||
6.1.2 | |||||||||||
6.1.3 | |||||||||||
6.1.4 | |||||||||||
6.1.5 | |||||||||||
6.2 | Музыкальная - пение - слушание музыки - музицирование - импровизация - танцы, хороводы - ритмические движения - игра на музыкальных инструментах | ||||||||||
6.2.1 | |||||||||||
6.2.2 | |||||||||||
6.2.3 | |||||||||||
6.2.4 | |||||||||||
6.2.5 | |||||||||||
6.2.6 | |||||||||||
6.2.7 | |||||||||||
6.3 | Театрализованная - драматизация - спектакли - концерты | ||||||||||
6.3.1 | |||||||||||
6.3.2 | |||||||||||
6.3.3 | |||||||||||
6.4 | Художественная деятельность, чтение - чтение художественной литературы - рассказывание - заучивание стихотворений, произведений устного народного творчества | ||||||||||
6.4.1 | |||||||||||
6.4.2 | |||||||||||
6.4.3 | |||||||||||
6.5 | Культурно-досуговая - праздники - развлечения - народные обряды | ||||||||||
6.5.1 | |||||||||||
6.5.2 | |||||||||||
6.5.3 | |||||||||||
II. Непосредственно- организованная совместная деятельность | |||||||||||
Разделы общеобразовательной программы | |||||||||||
по направленности | Физическое развитие | ||||||||||
Социально-личностное развитие | |||||||||||
Познавательно-речевое развитие | |||||||||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||||||||
III. Дополнительные образовательные программы ( кружки, секции) | |||||||||||
по направленности | Физическая | ||||||||||
Социально-личностное развитие | |||||||||||
Познавательно-речевая | |||||||||||
Художественно-эстетическая | |||||||||||
Раздел 3
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Основные задачи психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей