Возрастные особенности контингента детей

Параметр развития Ранний возраст Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Ведущая потребность Потребность в компетенции как свободном владении средствами (потребность все делать самому). Потребность в признании. Потребность социального соответствия
Ведущая деятельность Манипулятивно - предметная, предметная деятельность. Игровая деятельность. Игровая деятельность. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, конструктивная и зачатки трудовой). Деятельность экспериментирования.
Социальная ситуация развития Совместная деятельность ребенка и взрослого как единство аффекта и интеллекта: интеллект выступает при этом как ориентация на социальный замысел контакта, а интеллект – на способ действия. Дошкольник остается связан со взрослым, который создает условия и обучает элементарным обязанностям, поддерживает в успехах. С другой стороны, на ребенка оказывает влияние детское общество, в котором создается общественное мнение и осуществляется договоренность в совместных действиях. Общение со взрослым является решающим фактором развития личности. Усложняются взаимоотношения со сверстниками, сверстник приобретает серьезное значение в эмоциональной жизни ребенка.
Социальная фаза развития личности Формирование образа «Я», автономии и независимости. Освоение социальной позиции «Я в обществе» - приобщение себя к миру людей (социализация). Становление образа «Я», включающего знания о себе и отношение к себе. Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми, взаимоотношений со сверстниками. Становление структуры детского самосознания. Фаза самоутверждения. Освоение социальной позиции «Я и общество» - усвоение основных векторов отношений между людьми: взрослый – ребенок, взрослый – взрослый, ребенок – ребенок, ребенок – взрослый. Сохранение совей непохожести при умении «вписаться» в общество.
Социальное опосредствование контактов Орудийное и целенаправленное Речевые и умственные действия Социальная роль , связанная с реализацией социальных правил
Мотив общения «Делать как взрослый» «Быть как взрослый» Формирование системы мотивов (познавательный, игровой и соревновательный). Появление нравственных мотивов (помощи другим)
Тип взаимоотношений Руководство - подчинение Кооперация Кооперация
Форма общения со взрослыми Ситуативно-деловая. Взрослый – главная фигура. Внеситуативно – познавательная. Внеситуативно – личностная.
Форма общения со сверстниками Эмоционально – практическая. Сосуществование со сверстниками. Ситуативно-деловая. Дифференциация межличностных отношений. Отсутствие устойчивых объединений. Внеситуативно – деловая. Появление интереса к личности качеством других детей. Существование устойчивых объединений. Память.
Базовая психическая функция Восприятие. Наглядно-действенное мышление Память.
Развивающая психическая функция Наглядные формы мышления, речь. Образное мышление. Воображение. Произвольность высших психических функций, моделирование как центральная умственная способность.
Познавательные установки. Что это? Что с ним можно делать? Что это? Что с ним можно делать? Как? Зачем? Почему он такой? Что будет, если …
Тип ориентировки в задании Метод проб и ошибок (тупиковая, поисковая, продуктивная пробы) Метод целенаправленных проб, практического примеривания Метод зрительного соотнесения. Опора на символы.
Усвоение функции речи Назывная функция. Сигнификативная функция. Комментирующая функция. Экспрессивная функция. Обобщающая функция. Планирующая, регулирующая, контролирующая функции (регулирующая функция). Оценочная функция. Коннотативная функция.
Соответствование функции высказывания практическим действиям. Высказывание – характеризация, соответствующее предметным действиям. Высказывание – комбинация, соответствующее атрибутивным действиям.   Высказывание – описание, соответствующее изобразительным действиям. Высказывание – описание, соответствующее ролевым действиям.
Взаимоотношения между коммуникативной и речевой ситуацией. Образы событий накладываются друг на друга. В одном высказывании отражено несколько ассоциированных ситуаций, связанных общей предикацией. Усваивается номинативное значение предложения. Образы событий сополагаются и сравниваются. Ситуация начинает примерно соответствовать одному высказыванию. Усваивается денотативное значение предложения (3 – 5 лет). Постепенно происходит функциональное упорядочение элементов смысла, отражающее точку зрения ребенка на ситуацию высказывания. Усваивается референциальное значение предложения (5 – 7 лет).
Эмоции. Эмоции яркие и непосредственные. Ребенок не способен контролировать эти проявления. Способен отвлекаться и переключаться. Восприимчив к эмоциям других. Сохраняются яркость и непосредственность эмоций. Эмоции сильны, но поверхностны. Настроение более стабильное (уравновешенное и жизнерадостное). Появляются устойчивые чувства и отношения. Дети учатся владеть своими эмоциями, регулировать их проявления. Сопереживают чувствам и состоянию другого.
Поведение. Ситуативно и неосознанно. Проявления упрямства и негативизма. Освоение норм и правил поведения Понимание мотивов своего поведения, осознанность поведения.
Возрастной кризис, симптомы. Кризис трех лет. Противоречие «хочу» и «надо».   Кризис семи лет. Внутренняя борьба между запросами, самолюбованием и самооценкой – осознаваемым расхождением между внутренней позицией и занимаемым положением. Стремление выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную деятельность).

Содержательный раздел.





Наши рекомендации