Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры
Характерной чертой системы педагогических взглядов этих мыслителей было особое внимание к гармоническому развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития
личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся Кинди, Фараби, Бируни, Авиценна, Аверроэс, Туей, Ибн-Халдун и др., которые рассматривали педагогические проблемы не как абстрактную теорию, а как часть живого процесса развития человечества. Такой подход во многом объясняет и значительное влияние мыслителей Востока на
европейских просветителей последующих эпох..
Основатель арабской философии Абу Юсуф Якуб бен Ис-хак Кйнди (ок.800 — ок.870) создал более 200 произведений по разным отраслям знания, в том числе и по педагогическим проблемам. В своем учении «Об интеллекте» он выдвинул концепцию четырех видов разума — актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Наука, по его мнению, стоит значительно выше религии, и на основании этого необходимо в процессе воспитания ребенка формировать у него не Слепую веру, а высокий интеллект, способный сыграть основную роль как в его нравственном совершенствовании, так и во всех видах его деятельности, поскольку главным инструментом достижения успеха является разум. Позже, в XIII в., эта идея получила дальнейшее развитие в теории европейского философа Роджера Бэкона. Многие европейские просветители не раз ссылались на труды Кинди.
Культурными центрами средневекового Востока являлись духовные учебные заведения — медресе. Преподавание в них отличалось высоким научным уровнем; философы-энциклопедисты не только вели преподавание, но и составляли пособия, способствовавшие совершенствованию преподавания.
Вторым учителем после Аристотеля современники называли блистательного ученого и философа Абу Насра ибн Мухаммеда алъ-Фараби (870—950). Ему принадлежали блестящие комментарии к трудам Аристотеля, им детально разрабатывались проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи, проблемы педагогического труда, которые тесными нитями переплетались с его философскими воззрениями.
В частности, Фараби был наиболее последовательным противником фанатичности идеологии ислама. Комментируя «Этику» Аристотеля, он утверждал, что высшее благо находится в существующем мире и только безумные полагают, что оно находится вне его. Проблема воспитания выступала у Фараби как одна из самых важных и сложных частей его философской системы. Главная цель воспитания, согласно его концепции, — подвести человека к счастью через овладение им добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения истинно добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности.
В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы, к ним возможно применение «жестких методов», т. е. принуждения. Вместе с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Воспитательная деятельность, таким образом, требует обширных знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдением и опытом самих воспитуемых.
Рассматривая проблемы целей и средств воспитания, философы Востока в значительной степени опирались на мысль Аристотеля о том, что нравственность является следствием планомерных упражнений и привычки, а не наследуется подобно психолого-биологическим свойствам человека.
Несмотря на глубочайшее уважение восточных ученых к идеям древнегреческих мыслителей, многие из них подвергались сомнению. Так, Фараби полагал, что трактовка Аристотелем нравственных правил и их кодекса носит лишь универсальный и абсолютный характер. На деле же любой нрав способен изменяться даже в трудных условиях. Для ребенка, душа которого представлена в потенции, где нет еще ни актуальных нравственных установок, ни даже душевных качеств, должны быть созданы условия благого воздействия на него. При формировании нравственного облика человека, по мнению самого Фараби, решающими факторами выступают взаимоотношения людей в определенном социуме и человеческая воля.
Излагая свои взгляды на содержание и метод научного познания, Фараби требовал при изучении любой науки соблюдения трех непреложных условий: руководствоваться четкими принципами, делать выводы из получаемых эмпирических данных, относящихся к данной науке, и критически относиться к мнениям других.
Свыше 150 трудов по астрономии, географии, математике, физике, фармакологии, истории, этнографии, литературе, философии, в которых рассматривались и проблемы содержания образования и воспитания, создал Абу Реихан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бирунй (973 — ок. 1050). Задолго до Яна Амоса Коменского он говорил о наглядности и системности в преподавании, о развитии познавательных интересов в обучении. Приобретение знаний, по его мнению, происходит, прежде всего, благодаря опыту и наблюдению.
Произведения ученых-энциклопедистов средневекового Востока помимо философского содержания являли собой образец прекрасно составленных учебников. Так, проявляя интерес к процессу обучения и, в частности, обучению математике, Бируни создал трактат под названием «Тафким», означающий «вразумление начаткам звездочетства». Эта работа служила своеобразным интегративным курсом по математике, астрономии и географии и была предназначена для первоначального приобретения знаний о мире. Она была долгое время одним из самых популярных учебников, дававшим возможность обучающемуся при ответе выбрать из нескольких вариантов любой по своему усмотрению или дать свободный ответ на поставленный вопрос. Рассматривая функции воспитания, Бируни утверждал, что главнейшей его задачей является очищение души и мыслей от дурных наклонностей, от устаревших обычаев, фанатизма, покорности страстям, борьбы за власть, что делает людей слепыми перед истиной.
Названный в свое время «Королем наук», талантливо совмещавший теоретическое мышление философа, психолога, математика и педагога с практической деятельностью, Абу-Али Хусейн ибн Абдаллах Сина известен всему миру в латинской транскрипции как Авиценна (ок. 980 — 1037). Он занимал должности врача и визира при различных правителях в странах Ближнего и Среднего Востока. Среди многочисленных его работ наибольший интерес представляет энциклопедический труд «Книга исцеления», куда вошли важные для педагогической теории разделы: «Книга о душе», «Книга знания», «Книга указаний и наставлений». Его основной подход к воспитанию состоял в требовании комплексного воздействия на развитие ребенка, в широком использовании арсенала различных развивающих средств: музыки, поэзии, философии. Такое воспитание должно было осуществляться не индивидуально, а совместно, чтобы дети учились друг у друга, могли соперничать между собой, продуктивно овладевая знаниями. При таких условиях необходимы различные уровни обучения, в соответствии со способностями воспитуемых. Определяя содержание образования, Ибн Сина рекомендовал начинать подготовку ученика с обучения устной и письменной речи. Овладев необходимой суммой знаний, ученик мог уже приступить к подготовке себя к будущей профессиональной деятельности.
Ряд лет своей жизни Авиценна посвятил преподавательской деятельности. Научные труды и деятельность Ибн Сина как врача и педагога снискали уважение к нему не только на Востоке, но и на Западе. Вместе с тем при жизни он подвергался гонениям со стороны служителей ислама, поскольку аргументация его выступлений шла вразрез с религиозными догмами. После его кончины в Багдаде по приказу халифа были сожжены почти все его сочинения, настолько опасными они представлялись исламу даже после смерти автора.
Одним из самых известных мыслителей Востока, уделявшим очень большое внимание проблемам воспитания, считался Абу Хамид Мухаммед аль-Газали (1058/59—1111). В его грандиозном четырехтомном труде «Возрождение наук о вере» рассматривались пути развития способностей человека, детально раскрывались приемы наблюдения за развитием детей. Только хорошо продуманное воспитание, по убеждению Газали, может придать душе ребенка нужную форму. Поскольку основы детской души и характера закладываются родителями, особое внимание он обращал на проблемы семейного воспитания. Для этих целей им был предложен ряд ценных рекомендаций для родителей по воспитанию детей в домашних условиях.
Доводя до логического завершения предлагавшуюся им систему воздействия на ребенка, Газали разработал свод предписаний для учителя, который, принимая эстафету воспитания от родителей, обязан был последовательно, не нарушая семейных традиций, дальше развивать все хорошее, что уже заложено родителями в ребенке. Нравственность усваивается детьми, считал он, двумя путями — в процессе подражания и самовоспитания. В реализации этих путей роль, как родителей, так и учителя чрезвычайно велика. С расширением круга знаний и формированием мышления у детей возрастает возможность самовоспитания, начинающегося с самонаблюдения и самопознания. Ребенок при этом крайне нуждается в мудром руководстве родителей и наставников.
В отличие от Газали позицию убежденного последователя аристотелизма занимал арабский философ, поэт и государственный деятель Абу Бекр Мухаммед ибн Баджа (конец XI в. — 1139), латинизированное имя Авенпаце. Современники называли его «мудрецом из мудрецов». Долгое время Ибн Баджа был визиром при правителях в Марокко, Сарагосе и Гренаде. Этому ученому принадлежат серьезнейшие высказывания по психологии, логике и этике. В своих главных произведениях «Образ жизни уединившегося», «Книга о душе» и др. он искал пути нравственного самосовершенствования человека. Логика его идей была настолько безупречна, что на них ссылались и его современники, такие как Ибн Рушд.
Аверроэс, латинизированное имя андалузского ученого и мыслителя Ибн Рушда (1126—1198), стало широко известно с момента его появления на мировой арене в качестве популяризатора наследия Аристотеля. Сочинения Аверроэса полны рационализма, преклонения перед силой разума. Его перу принадлежит, в частности, труд «Система доказательств», принесший славу восточной педагогической мысли. В нем раскрыты основные принципы обучения — сознательность, научность, наглядность. Занимая одновременно должности судьи и придворного врача в Андалузии и Марокко, он создал семитомную медицинскую энциклопедию. В ней и в других работах им проводилась идея об абстрактном интеллекте как некоей субстанции, присущей всем людям и воздействующей на них извне. Идеи Аверроэса были популярны в Европе вплоть до XVI в. В западноевропейской средневековой философии даже возникло особое направление — аверроизм, занимавшееся натуралистической переработкой учения Аристотеля.
Значительный вклад в развитие педагогической мысли Востока внес иранский философ Насирэддин Туей (1202— 1273). Он оставил свыше 150 трактатов, среди которых были и имеющие отношение непосредственно к педагогике: «Обучение учащихся», «Книга мудрости» и др. В этих трудах излагались его взгляды на содержание и организацию обучения и воспитания, на соотношение умственного, эстетического и физического воспитания. Знание он рассматривал в качестве лекарства, которым пользуется человек, поэтому необходимо, прежде всего, избрать правильный путь к постижению знаний, четко представлять себе цель получения знаний. Методам овладения знания Туей посвятил два своих трактата — «Наставление обучающемуся на пути учебы» и «О воспитании обучающихся». Эти произведения дают пищу для размышления и сегодня, поскольку многие их разделы относятся к подготовке учителя и его роли в учебно-воспитательном процессе.
Престиж знания в средние века на Востоке был очень высок и умение передать его другим чрезвычайно ценилось по многим причинам, в том числе благодаря деятельности ученых-энциклопедистов. Будучи сами исключительно образованными и высоконравственными, они выступали против двух типов людей — образованных негодяев и благочестивых невежд. Имеющие знания, но безнравственные своими действиями дискредитируют саму науку, считали они, а благочестивые неучи способствуют распространению глупости. Но даже в несовершенном мире человек может достичь счастья, слившись с «универсальным умом», т. е. накопив определенный уровень интеллекта, который сам по себе способствует нравственному совершенствованию.
Огромную роль в передаче знаний и формировании нравственных устоев ученые-энциклопедисты отводили учителю — светочу разума. Как писал Фараби, цель деятельности учителя — помочь найти пути достижения счастья. Учитель должен все видеть и слышать, обладать проницательным умом, быть принципиальным, уметь выразить свои мысли, убеждать, владеть не только наукой, но и быть способным передавать знания и любовь к знаниям своим ученикам. Ученые-энциклопедисты мусульманского средневековья, которые, по словам Гегеля, превзошли в интеллектуальной культуре западный мир, разрабатывая свои концепции, обращались к различным источникам древности — европейской античности, индийской философии, источникам древнего Китая и пр.
Педагогические идеи средневековых мыслителей Востока, их представления об образовании, нравственности, роли семьи и учителя в формировании ребенка, соотношении видов воспитания вытекали из их философского мировоззрения. Их вклад в разработку концепции человека и в понимание его места на Земле неоценим. Разделяя гуманистический взгляд на природу человека, ученые-энциклопедисты Востока стремились к достижению общечеловеческого счастья. Значительная часть их идей вошла в фундамент, на котором впоследствии выстраивались педагогические теории и европейского Возрождения, и Просвещения, и всех последующих эпох.