Направления реализации воспитательной работы
Основными направлениями реализации воспитательных задач выступают совершенствование и развитие профессионализма педагога как воспитателя, создание и развитие воспитательной системы образовательной организации, развитие и совершенствование социокультурной образовательной среды. Эти направления реализации воспитательных задач содержательно и технологически взаимосвязаны.
5.1. Совершенствование и развития профессионализма педагога как воспитателя.
Современный педагог-воспитатель – это, прежде всего, интересная детям и взрослым глубокая личность с определенными жизненными планами, установками, взглядами и притязаниями. В его жизненных планах имеется четкая ориентация на учительство, преподавание, взаимодействие с детьми и коллегами. Такой педагог обладает гуманистическим мировосприятием, он свободен и ответственен.
Одним из важнейших качеств личности современного педагога должна стать его потребность и способность к саморазвитию в образовательной социокультурной среде. Как показывает опыт, создание такой развивающей педагога среды необходимо не только в структурах системы последипломного образования учителя, но и в образовательном учреждении, в котором он работает.
Основными структурными компонентами процесса саморазвития педагога (В.А. Сластенин, Д.Ю. Ануфриева) являются:
1. Рефлексивный компонент, который выражается в умении учителя переосмысливать отношения с педагогической действительностью, что выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, его различных подструктур (Я-реальное, Я-будущее, Я-идеальное и т.д.), реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой стороны – в выработке более адекватных знаний о профессиональной сфере и понимании смысла связей своей личности и профессиональной деятельности.
2. Регулирующий компонент, который включает профессиональные знания и умения саморегуляции, способен объединить конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальные возможности учителя.
3. Компонент развивающего взаимодействия, который находит свое отражение в умении педагога в процессе взаимодействия с субъектом образовательного процесса находить возможности для собственного личностного и профессионально значимого развития.
Развитию именно этих компонентов должны способствовать образовательные среды, в которых протекает жизнедеятельность педагога, становление его профессионализма как педагога-воспитателя.
Основной целью образовательной деятельности учителей является освоение ими ведущих идей и методов решения проблем воспитания, гуманизации современной школы на уровне их внутреннего принятия как личностных ценностей.
Организация такой деятельности строится на основе следующих предпосылок:
освоение ценностно-смысловых структур (отношений, установок, убеждений), т.е. все более глубокое их осмысление, внутреннее принятие и использование в качестве ориентировочной основы для организации собственной деятельности, не может быть достигнуто путем прямой передачи информации; оно может быть результатом определенной личностно-ориентированной деятельности;
такая деятельность предполагает, что взрослый человек выступает в ней как активный субъект, анализирующий проблемные ситуации, формулирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения;
такая деятельность выступает как деятельность групповая, где индивид становится полноправным участником совместной выработки решений, вступая в диалог с другими;
результативность образовательной совместной деятельности педагога определяется творческой атмосферой групповой работы и общей социокультурной средой, в которую погружен учитель, осуществляющий эту деятельность;
задачи организаторов такой деятельности заключаются в том, чтобы создать необходимые условия для совместной работы учителей.
Образовательную среду, нацеленную на развитие творческой инновационной деятельности педагога, необходимо создавать и на уровне образовательной организации. Многие определения творчества имеют общие черты, и, в частности, почти все подчеркивают, что творчество характеризуется выдвижением оригинальных идей, способностью по-новому взглянуть на решение той или иной проблемы. В образовательной организации педагогу приходится ежедневно решать вопросы, требующие творческого подхода.
Как показывают исследования, мотивация, а не особая умственная одаренность играет значительную роль в творческой успешности человека. Поэтому среда образовательного учреждения должна способствовать развитию мотивации к творческой деятельности педагога.
Еще одной особенностью педагогического труда в школе является то, что усилия одного педагога малоэффективны. Необходим целостный педагогический коллектив профессионалов, способных сообща решать творческие задачи.
5.2. Создание и развитие воспитательной системы образовательной организации.
Создание воспитательной системы в образовательной организации включает несколько основных этапов: целеполагание, согласование категориального аппарата, выбор содержания и средств воспитания, определение результатов деятельности воспитательной системы. Все это включает научно-методическое обеспечение деятельности современного образовательного учреждения.
Целеполагание. Необходима выработка цели воспитательной системы всеми участниками образовательного процесса, в контексте общих целей деятельности образовательного учреждения.
Научно-методическое обеспечение предполагает определение телеологической иерархии в образовательной системе, прогнозирование и постановку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Целеполагание в образовательной системе базируется на концептуальных положениях – основных категориях работы.
Согласование категориального аппарата (концептуальная общность).
Воспитательная система будет эффективной, если все участники образовательного процесса, и прежде всего педагоги, будут работать в едином «смысловом поле», поэтому очень важно определить смысл и содержание основных категорий работы.
Прояснить смысл категории можно только договорившись, а сам процесс выработки сходного понимания проблем поможет объединить педагогов, вовлечет их в общую творческую деятельность.
При выработке концептуальных оснований воспитательной системы важно знать и учитывать многогранные особенности учащихся.
Об индивидуальных и возрастных особенностях учащихся имеются весьма обширные сведения (развитие познавательных процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение; эмоционально-волевой сферы личности: чувства, воля; индивидуально-психологических особенностей: темперамент, характер, способности и др.). Однако в исследованиях, в практической деятельности педагогов, психологов почти не отражены особенности мировосприятия детей школьного возраста.
Мировосприятие – многоплановое понятие, связанное с генотипом человека, культурными и социальными нормами и представлениями, глубинными структурами сознания. Полноценное научно-методическое обеспечение образовательного процесса невозможно без учета возрастных и социокультурных особенностей мировосприятия воспитанников.
Предложим некоторые критерии выбора концептуальных положений воспитания.
Этическая обоснованность.Теория должна базироваться на нравственных принципах. Авторы концепции должны демонстрировать ответственную позицию, необходимый риск (если он имеется) должен быть сведен к минимуму и обоснован.
Доступность.Это означает, что теоретические положения должны быть сформулированы таким образом, чтобы содержащиеся в них идеи, предложения, гипотезы были определены ясно и четко. Теоретические положения должны быть доступны для проверки и обсуждения.
Внутренняя согласованность.Теоретические положения должны быть свободны от внутренних противоречий, логически связаны друг с другом.
Комплексность.Концепция должна рассматривать различные стороны образовательного процесса, личности ученика и педагога, социокультурные условия и др. Всесторонняя концепция может быть использована как логический каркас для объединения и интеграции разнообразных подходов и направлений развития образовательной системы.
Практическая ценность. На основе концепции возможна эффективная работа всех элементов образовательной системы. Это означает высокую результативность применения на практике.
Универсальность.Основные концептуальные идеи могут быть успешно применены в деятельности различных образовательных систем, получают сравнительно широкое распространение.
Содержание и средства воспитания непосредственно связаны с целями. Средства воспитания предполагают развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе воспитания творческого и критического мышления, овладения учебно-исследовательской деятельностью, ролевым и имитационным моделированием.
С инновационным подходом связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности; обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности; обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии.
Важным содержанием воспитания является приобщение человека к системе ценностей в ходе учебной деятельности. Особая значимость принадлежит предметам «история», «литература», «культура».
В настоящее время разработаны курсы и подготовлены учебные пособия для учащихся «История и культура Русской земли с древнейшей истории до наших дней» и «Серебряный пояс России». Необходимо более полное использование исторического и культурного потенциала Ленинградской земли на уроках по гуманитарным предметам.
Традиции Ленинградского образования состоят в постоянном поиске путей и создании условий для самореализации молодых поколений, формировании ценностных ориентаций, гражданской позиции, социальной инициативности формирования единого воспитательного пространства в регионе.
Региональная система воспитания базируется на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях российского образования и просвещения. Следует отметить важность историко-культурного регионального компонента образования. Необходимо восстановить и развивать на новой научно-методической основе преподавание «Истории и культуры Ленинградской земли», поддерживать региональные воспитательные проекты, такие как «Бабочка над заливом», «Серебряный пояс России», «Колокола родной земли», «Сад отечественной культуры» и др., развивать инновационное движение учительства в этом направлении.
Важным содержанием воспитания является создание и развитие в ОУ структур ученического самоуправления, молодежных клубов, музеев, исследовательских обществ учащихся.
5.3. Определение результатов воспитательной системы
Назовем некоторые критерии:
развитие социально-психологических качеств личности ученика, ценностей, проявляющихся на уровне сознания и деятельности;
включенность учащихся, учителей, родителей в различные сферы школьной жизни;
реализация профессионально-личностного потенциала педагогов, потенциала учащихся;
эффективность управления воспитательной системой.
Качество научно-методического обеспечения воспитательного процесса определяется многими факторами, но особо следует обратить внимание на профессиональную компетентность педагогов, уровень научного руководства и качество управленческой деятельности в организации, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Цель системы воспитания в сегодняшнем образовании состоит, прежде всего, в формировании гражданской идентичности, консолидации общества, укреплении моральных основ общественной жизни, духовно-нравственном развитии молодежи, их самоопределении в мире нравственных ценностей, формировании духовных и культурных традиций, межкультурного понимания и движения.
6. Развитие и совершенствование социокультурной образовательной среды
В Ленинградской области
В настоящее время особенно актуальным становится создание условий для продуктивной жизнедеятельности человека, его воспитания и социализации в рамках территории, где он живет и работает.
Значительную роль в этом процессе играет образовательная и социокультурная среда территории, которая не только предоставляет человеку возможность постоянного совершенствования своих знаний и способностей, но и обращает его внимание на образованность как на особый ресурс.
Образовательная и социокультурная среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Образовательную среду, которая является частью социокультурной среды, представляют следующие социальные институты: семья, образовательные организации, которые в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными объединениями создают дееспособную образовательную среду.
С позиции психологии образовательная среда включает в себя внешние и внутренние факторы. Внутренними факторами образовательной и социокультурной среды, ее особым ресурсом выступает внутренний мир человека, его самосознание, потребности, на основе чего он выстраивает всю совокупность связей и отношений, оценивает свою жизненную ситуацию через призму удовлетворенности или неудовлетворенности.
Образовательная и социокультурная среда является важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей для самореализации в тех жизненных условиях, которые у данной личности есть. Таким образом, целенаправленное и осознанное построение образовательной и социокультурной среды территории, где живут дети, родители и педагоги, проектирование способов управления этим внутренним ресурсом развития является делом чрезвычайной важности для Ленинградской области.
В развитии и совершенствовании социокультурной образовательной среды в ленинградском образовании весьма перспективным является введение понятия «гуманитарная образовательная среда», которое рассматривается как условие, способное обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления. Такая среда является культурно-образовательным пространством, с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей, условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего гуманитарную творческую личность.
Социокультурная, гуманитарная образовательная среда – это «текст» жизни человека, объединяющий мельчайшие детали повседневности, общего и, благодаря средствам массовой коммуникации, события, важные для всего мира, человечества в целом.