Воспитания в Ленинградской области

Общие положения

Данная концепция определяет научно-методическую базу воспитательного процесса и основные направления воспитательной работы в образовательных организациях Ленинградской области.

Она включает социокультурную ситуацию становления современного человека, цели и задачи воспитания, основные направления и способы решения задач воспитания, методологические подходы к определению качества воспитания в образовательных организациях Ленинградской области, а также краткий словарь основных терминов, содержащихся в концепции.

В настоящей концепции учтена необходимость преемственности основных направлений воспитательной работы, содержащихся в предыдущей концепции воспитания в образовательных организациях Ленинградской области, и в ней нашли всестороннее отражение основные идеи и положения стратегического развития российского образования; социальная, культурная и экономическая специфика региона; новые направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания гражданина и патриота своей земли.

Концепция базируется на положениях Конституции Российской Федерации, провозгласившей права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Конституция объявляет права каждого на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, общего и среднего профессионального образования, обязывает каждого «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Содержание концепции определяется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 годы», Указом президента Российской Федерации «О национальной стратегии детства в интересах детей на 2012–2017 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 года

№ 996-РФ – «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года».

Концепция также руководствуется рядом региональных актов, посвященных развитию системы образования, таких как «Областной закон Ленинградской области» от 24 февраля 2014 года, «Об образовании в Ленинградской области», закон от 12 июля 2011года «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» и др.

Необходимость принятия концепции вызвана также государственным заказом на качество воспитания подрастающего поколения и социальными потребностями жителей Ленинградской области в эффективной системе воспитания, необходимостью реализации новых концептуальных подходов к региональной системе воспитания обучающихся. Имеющиеся концепции направлены главным образом на создание психолого-педагогических условий, обосновывают плюрализм и вариативность воспитательных систем, посвящены осмыслению проблем саморазвития и самовоспитания детей.

Многообразие подходов должно иметь место, однако само по себе недостаточно для решения стратегических задач воспитания в сегодняшних условиях.

Современная стратегия воспитания должна опираться на принципиально новое понимание глобальных трансформаций российского социума.

В основу этого положены следующие идеи:

идея полноценной институционализации социального института воспитания, воспитание – приоритетная функция общества, требующая консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

идея перехода от ведомственной к общенациональной стратегии воспитания;

идея создания ценностно-мировоззренческих основ воспитания и социализации детей;

идея доступности качественного воспитания для всех категорий детей.

Таким образом, задачи воспитания определяются на основе тех вызовов, которые есть в современном обществе.

Введение

Мир, в котором живет современный человек, все более динамично и радикально изменяется. Эти изменения затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни и связаны с революционными преобразованиями в сфере культуры, экономики, социальных отношений, политики и т.д. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают человека, его сознание и образ жизни.

Современные мир, в условиях которого взаимодействуют педагоги и воспитанники, существенно отличается от того мира, в котором люди жили еще несколько десятков лет назад. Как новое нужно отметить увеличение самой скорости изменений, освоения новыми поколениями социального опыта. Обострилась проблема «необратимого разрыва между поколениями».

Это означает, что личность и восприятие ребенка отличается от мировосприятия взрослого не только из-за различий в возрасте, но в связи с тем, что ребенок формируется в условиях другой социокультурной среды, под влиянием иного образа жизни.

Поэтому восприятие мира и опыт педагога уже не столь актуальны для воспитанника, как это было раньше. Из этого может следовать, что мировосприятие молодых поколений является более изменчивым и гибким в отличие от мировосприятия педагога. Изменения весьма быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми (освоение новой информационной техники и возможностей овладения новыми формами социально-экономической и культурной жизни, стилевыми особенностями общения и поведения и др.). Это приводит к разрыву между поколениями, нарастанию разобщенности.

Другой особенностью современного мира, отражающейся на образе жизни молодых людей, является глобализация. С одной стороны, глобализация является процессом сближения разных стран и народов, всех людей, живущих на планете. Основные факторы глобализации проявились в середине XX столетия. Они связаны, прежде всего, с культурно-историческим развитием человечества. К таким факторам, ведущим человечество по пути возрастающей взаимосвязи, можно отнести нарастающие масштабы созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, интегрирующий эффект коммуникационной революции, а также массовой миграции населения. С другой стороны, унификация образа жизни людей, игнорирование самобытности культур разных народов и групп также характеризуют процессы глобализации. Воспитание молодежи в современных условиях стало предметом духовно-информационной войны, весьма заметной в последние годы, которая ведется против России. Главный акцент – пересмотр истории и подмена ценностей. Наносится удар по российскому культурно-цивилизационному коду, составляющими которого являются русская история, русский язык, русская культура.

Помимо названных особенностей современного мира, на становление молодых людей оказывают существенное влияние научно-техническая революция, новые формы освоения мира природы, экономические и социокультурные противоречия и конфликты и др.

Влияние современного мира на мировосприятие человека может быть обусловлено глобальными и региональными кризисами, разнообразными конфликтами, угрожающими человеку, его жизни и здоровью. В связи с этим в обществе получают распространение социально-психологические проблемы, имеющие экзистенциальное звучание. Такие проблемы могут быть обозначены следующими категориями: «смысл», «страх», «надежда», «духовная жизнь личности», «бессилие мысли» и др.

Существенная роль в разрешении противоречий отводится образованию человека, которое понимается как целостный процесс и результат обучения и воспитания. Воспитание входит в систему образования и просвещения, оно его база и его субстанция. Воспитывает все: учитель, обучение, деятельность, процессы, общение, информационное пространство, семья, школа, общество.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее проблемами, задачами, поисками идеала нравственного, культурного и социального развития испытывает потребность в человеке с определенным уровнем образования – возможностей, принципов поведения, восприятием мира – в человеке определенного качества.

Образование как фактор социализации формирует человека эпохи, в процессе преобразования старых смыслов и значений, способов существования в мире. Именно поэтому проблему человека, его мировосприятия и проблемы психолого-педагогические необходимо рассматривать в их сущностном единстве.

Важной теоретико-методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет.

Малая родина – это прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

Наши рекомендации