Шифровка и систематизация музейных предметов

Шифровка поступающих в фонды школьных музеев памятников истории и культуры проводится в целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге. Например, шифр СШ18Н-234 означает, что памятник принадлежит школьному музею средней школы №18 города Н-ска и зарегистрирован в инвентарной книге под номером 234.

Если памятник истории и культуры поступил в музейное собрание в составе коллекции, собранной экспедицией, то музейный предмет получает соответствующий шифр. Например, шифр СШ18Н-236/25 означает, что музейный предмет принадлежит школьному музею средней школы №18 города Н-ска, поступил в музейное собрание в составе коллекции, полевая опись на которую внесена в инвентарную книгу под номером 236, а в полевой описи данный памятник зарегистрирован под номером 25.

Если школьный музей использует коллекционный принцип систематизации и хранения музейных предметов, то при шифровке памятников указываются и условные обозначения их по коллекционной описи.

Коллекции могут формироваться по одному или нескольким, выбранным активом школьного музея признакам. Например, по типам памятников истории и культуры: документальные, изобразительные, вещевые; по предметному признаку: книги, письма, альбомы, фотографии, рисунки, магнитные ленты и т.п.; по материалам: бумага, ткань, металл, стекло, керамика; по принадлежности конкретному лицу и т. п.

В случае формирования таких коллекций на них составляются коллекционные описи, а в шифрах музейных предметов вводятся обозначения, указывающие на хранение памятников в составе определенных коллекций. В таком случае шифр музейного предмета может иметь следующий вид:

СШ18Н-236/25

ф-14

Это значит, что музейный предмет, зарегистрированный в инвентарной книге под номером 236/25, принадлежит школьному музею средней школы №18 города Н-ска, входит в коллекцию фотографий и зарегистрирован в коллекционной описи на фотографии под номером 14.

При формировании музейных коллекций активу школьного музея целесообразно продумать и составить классификационную схему коллекций по одному из выбранных признаков. Каждой коллекции при этом придается условное буквенное обозначение. Например, буквой А может быть обозначена коллекция альбомов, буквой Б — коллекция книг, брошюр, Г — гравюры, рисунки, К — керамика, М — металлы, П — письма, С — стекло и т.п. Не страшно, если поначалу будут использованы не все буквы алфавита. Постепенно, по мере появления новых коллекций для их условного обозначения можно будет использовать свободные буквы.

Шифры, наносимые на музейный предмет, должны быть написаны компактно и отчетливо.

На документальных памятниках шифры ставятся простым мягким карандашом и левом нижнем углу оборотной стороны документа, фотографии, рисунка и т.п. На книгах шифр ставится в верхнем левом углу обложки.

Шифры фотонегативов пишутся на конвертах, в которых они хранятся.

На музейных предметах из ткани шифры ставятся на пришитых с изнанки коленкоровых или полотняных этикетках.

На музейных предметах из дерева, металла, стекла, керамики и т.п. шифры ставятся с таким расчетом, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. Обычно их ставят на поддонах, задних стенках и т.п. Шифры на подобных предметах пишут масляной краской или тушью. На темных предметах предварительно можно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр.

Шифры помогают находить и соотносить музейные предметы с инвентарными книгами и коллекционными описями.

Коллекционная опись

Если в школьном музее используется коллекционный принцип хранения музейных предметов, то на каждую коллекцию необходимо вести отдельную опись. Так же, как и инвентарная опись, она может быть изготовлена учащимися из тетради большого формата. В заголовочных данных коллекционной описи необходимо отразить название музея, название коллекции и буквенный индекс, которым обозначается данная коллекция.

Учетное обозначение Наименование музейного предмета Количество Материал, техника Размер, вес Подлинность При- мечания

В графе 1 ставятся порядковые номера музейных предметов, включенных в данную коллекцию.

В графе 2 проставляется инвентарный номер данного музейного предмета по инвентарной книге.

В графе 3 дается полное наименование памятника с указанием автора, места и времени его создания.

В графе 4 указывается количество экземпляров музейных предметов, поступивших в данную коллекцию. В письменных памятниках с количеством листов более одного в этой графе через дробь указывается и количество листов.

В графе 5 дается краткая информация о материале и технике изготовления памятника истории и культуры.

В графе 6 указываются размеры памятника в линейных мерах. Порядок измерений тот же, что и при внесении размеров в инвентарную книгу.

В графе 7 отмечается подлинность или копийность музейного предмета, его сохранность. Имеющиеся повреждения кратко описываются.

В графе 8 простым мягким карандашом отмечается временное изъятие музейного предмета из состава коллекции для использования в экспозиции, на выставке, в предметном кабинете и т. д. Если музейный предмет переведен в состав другой коллекции или передан на постоянное хранение в государственный архив или музей, то в этой графе записывается чернилами новое местонахождение памятника, а также даются сведения о документе, на основании которого передан памятник.

Обеспечение сохранности музейных предметов в процессе хранения и экспонирования

Все музейные предметы должны предохраняться от пыли, влаги, прямых солнечных лучей, деформирующих нагрузок.

Музейные предметы из стекла, металла, керамики, дерева, гипса и т.п. можно хранить на полках деревянных шкафов. Изделия из ткани хранят в шкафах в висячем положении на специальных плечиках. Мелкие предметы: монеты, значки, пуговицы и т. п. — хранят в маленьких картонных коробочках, на дно которых кладется этикетка с шифром данного музейного предмета. Шифры наносятся также на крышку коробки. Коробки можно помещать в выдвижные ящики шкафов.

Особенно сложно обеспечить сохранность памятников истории и культуры на бумажной основе.

Рукописные документы, листовки, рисунки и другие виды письменных и графических памятников хранят в папках с клапанами, переложенные листами чистой мягкой бумаги или вложенными в конверты. Папки помещают вертикально в деревянные шкафы с не застекленными дверцами. Документы в папках целесообразно располагать в той последовательности, в какой они зарегистрированы в коллекционной описи, а если коллекционный принцип хранения не используется музеем, то в порядке их регистрации в инвентарной книге музея. На папках желательно написать инвентарные или коллекционные номера хранящихся в них музейных предметов. Например: №№ 24-95.

Для экспонирования документальных памятников, для использования их на различных мероприятиях лучше всего изготовить их фото или ксерокопии. Экспонировать подлинные документы целесообразно лишь в том случае, если они имеются в нескольких экземплярах. Если приходится экспонировать подлинные документы, то время от времени их необходимо заменять на копии или другие, однотипные памятники.

При экспонировании подлинных документов, произведений графики, акварельной живописи, фотографий следует избегать их размещения под прямыми лучами солнца и других ярких источников света, нельзя приклеивать их клеем, прикреплять кнопками или гвоздями. Это же относится и к тканям.

Книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах.

Отдельные документы небольшого формата можно экспонировать на стендах, прижимая их стеклом. Если необходимо экспонировать обе стороны документа, то его можно поместить в специальной подставке или вертушке между двумя листами органического стекла.

Для защиты музейных предметов от воздействия света и тепла в процессе их хранения и экспонирования желательно использовать под музейное хранилище и экспозиционные залы помещения, выходящие на теневую сторону, окна желательно завешивать шторами.

Не менее важную роль играет температурно-влажностный режим хранения материалов музея. Так, наиболее оптимальной считается температура воздуха +18°С, а относительная влажность в пределах 50-65%.

Активу школьного музея необходимо помнить правило, что если постоянное использование музейного предмета в экспозиции угрожает памятнику разрушением, то подлинник немедленно перемещается в хранилище, меняется характер его использования и в систематическом использовании памятник заменяется копией или муляжом.

ИСКУССТВО МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

В представлении большинства людей музей ассоциируется с его экспозицией. И это закономерно, поскольку экспозиция является той видимой частью айсберга, с которым можно образно сравнить музей. Ведь для многих та огромная научная работа, которая осуществляется в музее по изучению различных событий и явлений, комплектованию, учету, описанию и обеспечению сохранности музейных фондов, малоизвестна.

Экспозиция является основным, предъявляемым общественности продуктом многопрофильного интеллектуального труда коллектива музея. Именно через экспозицию музей проявляет все особенности своей деятельности как специфического общественного института.

Экспозиция — это индивидуальное лицо музея, выделяющее его в ряду профильных объектов культуры. Мы не найдем двух музеев с одинаковыми экспозициями.

Можно сравнить экспозицию с многотомным исследованием по той проблематике, которую изучает и документирует музей в соответствии со своим профилем и статусом в музейной сети, а каждый раздел экспозиции — с монографией по той или иной научной проблеме.

Экспозицию необходимо рассматривать и как одну из основных форм реализации музеем образовательно-воспитательной функции.

Экспозиции различают по форме представления и принципам структурной организации экспонируемого материала. К первым относятся стационарная и временная экспозиции. Среди временных экспозиций наиболее распространены выставки, которые тоже могут быть как стационарными, так и передвижными. Иногда с целью проверки экспозиционных идей и концепций создают пробные и экспериментальные экспозиции.

По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические и ансамблевые.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.

Систематическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины, например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, истории воинской части, музей хлеба, музей стекла и т.д. Однако нередко и в тематических экспозициях, особенно краеведческих музеев, создаются монографические экспозиционные комплексы, как, впрочем, и разделы, построенные по систематическому принципу.

Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка, подпольная типография и т.п.

Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.

Специфика музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события, природного или социального явления осуществляется с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Поэтому над созданием экспозиции работает большой коллектив, включающий в себя научных работников, художников, дизайнеров, техников и др. Перед этим коллективом стоит архисложная задача соединения точных научных данных с художественной образностью отражаемой проблемы. В этом сотворчестве разных специалистов как бы заведомо присутствует некий антагонизм, ибо одни стремятся показать научно достоверную логику исторического события, а другие — создать его эмоциональный образ; одни оперируют конкретными источниками и объективными фактами, другие — изобразительными средствами и субъективно-чувственным восприятием истории. Даже одинаковые систематические коллекции в разных музеях бывают представлены по-разному с помощью оригинальных художественных решений.

У каждой экспозиции есть как бы два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции.

Научить научному или художественному творчеству чрезвычайно трудно. Далеко не каждый умеющий читать и писать человек способен анализировать исторические факты, выстраивать их в логические схемы и делать научные выводы, равно как и не всякий, кто умеет держать карандаш и кисть, смешивать краски, натягивать и грунтовать холст, может написать картину. Более того, не каждый профессиональный историк и не каждый профессиональный художник способны работать в таком специфическом жанре научно-художественного творчества, как создание музейной экспозиции.

Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится полагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.

В первую очередь активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.

Было бы хорошо, если бы концепция экспозиции, которая сложилась в процессе обсуждений, дискуссий и специальных конкурсов, была зафиксирована в специальном документе и принята активом музея. Это не значит, что к концепции экспозиции надо относиться как к раз и навсегда принятому решению. По мере дальнейшей практической работы в концепцию неизбежно будут вноситься определенные коррективы. Однако основные идеи, научные и художественные решения, зафиксированные в концепции, позволят более целенаправленно двигаться к намеченной цели.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию.

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д. В тех случаях, когда внутри темы планируется создать несколько экспозиционных подтем, то они, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2 1.1.3.... 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом. Заголовки разделов, тем и подтем в сочетании с индексами могут выглядеть в тематико-экспозиционном плане следующим образом:

3. Великая Отечественная война

3.1. Армия защищает город

3.1.1. 36-й артиллерийский полк

3.1.2. Отдельный стрелковый батальон

3.1.3. Танкисты — родимцевцы

3.2. Народное ополчение

3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения

3.2.2. Рабочая бригада металлического завода

3.2.3. Интеллигенция защищает город

3.3. Городское подполье

3.3.1. Руководители подполья

3.3.2. Наши «молодогвардейцы»

3.3.3. Юные разведчики

3.3.4. В застенках гестапо

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В следующей графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспонатурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В пятую графу включаются наименования научновспомогательных материалов с указанием места их нахождения (НВФ № 30; газета «Комсомольская правда», 1987, № 103); или способа их изготовления (снять увеличенную ксерокопию листовки (ОФ № 98); изготовить масштабную модель истребителя ЯК-3 и т.п.). Необходимо указывать и размеры научно-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.

В последней графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Конечно, создание тематико-экпозиционного плана — работа кропотливая и трудоемкая, однако она позволяет детально разработать и представить научную и идеологическую суть предлагаемого экспозиционного решения.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. Современные музееведческие методики предполагают две основные формы художественного проектирования экспозиции — генеральное решение и эскизный проект, конечной задачей которых является формирование художественного образа экспозиции, адекватно выражающее ее научное и идеологическое содержание.

В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т.п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Многие музеи прежде чем монтировать экспозицию, осуществляют так называемую раскладку. Для этого изготавливают монтажные листы в масштабе 1:1 по отношению к будущим экспозиционным площадям (стендам, витринам, вертушкам, подиумам и т.п.) и графически показывают на них размещение экспонируемого материала: музейных предметов, научно-вспомогательных материалов, ведущих текстов и этикетажа, технических средств и т.д. Монтажные листы помогают осуществить и зафиксировать компоновку экспозиции в соответствии с тематико-экспозиционным планом и архитектурно-художественным проектом, при необходимости внести в них коррективы и служат своеобразной «калькой» при монтаже экспозиции. Естественно, в процессе монтажа экспозиции также могут вноситься некоторые изменения в проектные решения, поскольку во время экспозиционного проектирования невозможно предусмотреть все детали.

Актив школьного музея — и учащиеся, и педагоги — не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами. Специалисты музея могут порекомендовать или предоставить возможность изучить специальную литературу. Все это поможет активу школьного музея выйти на собственные оригинальные решения, избежать разного рода ошибок при создании экспозиции своего музея. Ведь даже профессиональные музейные работники не упускают возможности посетить другие музеи, вновь открываемые выставки не только для знакомства с ними, но и чтобы изучить новые тенденции и технологии в научном и художественном оформлении экспозиций.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив учреждения образования — дело найдется каждому. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать модели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения — выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда — его изготавливать, на уроках рисования — выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка — составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии — готовить образцы растительности и почв, на уроках математики — осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценили и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материальные возможности, и тогда все у них получится!

Наши рекомендации