Предмет философии управления
В чем назначение философии? С нашей точки зрения, в следующем. Философ занимается критикой и распредмечиванием реальности, которая, с его точки зрения, уже исчерпала себя и поэтому должна уйти со сцены истории. Дальше, философия конституирует новую реальность, но посредством нормирования новых способов получения знания о мире, другими словами, устанавливаясь по-новому в мышлении. Не менее существенно, что делая все это, философия отвечает на настоятельные вызовы времени, но отвечает, как сказать, личностным способом. Имеется в виду, что конституируя новую реальность, отвечая на вызовы времени, философ реализует себя, вступает в диалог со своими учителями и другими мыслителями, проводит собственное видение реальности и понимание проблем. Конституируя новую реальность, философ обсуждает и задает сущность интересующего его явления. Если отнести все эти требования к управлению, то вот как может выглядеть предмет философии управления.
Философ управления должен осуществлять критику сложившихся неудовлетворительных способов изучения управления. В этом отношении очень показательна книга А.Тихонова, он анализирует и подвергает критике все основные способы исследования управления (теорию менеджмента, системный подход, процессный, ситуационный, синергетический подходы)[341].
Конституирование сущности управления - второй большой блок работы в рамках философии управления. В свою очередь, здесь напрашиваются несколько направлений исследования. Во-первых, сравнительный анализ концепций управления, прежде всего, с точки зрения подходов и основных способов мышления. Во-вторых, генетическое исследование основных типов управления, имевших место в истории культуры. В-третьих, выстраивание собственных концепций управления, схватывающих не только сущность управления, но и разные его типы.
Третье направление работы – анализ более широкой реальности, обусловливающей разные типы управления, а также их эволюцию. Он предполагает философско-методологическое рассмотрение таких тем как язык, общество, личность, власть, социальные институты и ряда других, например, изучение мегатенденций современности, представлений о будущем, стратегий социального действия, форм социальной жизни, социальной эволюции, особенностей русской модели управления и ее эволюции. Например, в указанной работе Тихонов обсуждает сущность управления, причем в широком контексте, обусловленным новым подходом, который Тихонов называет «социогуманитарным познанием»[342].
Понятно, что изучение, явлений, определяющих управление, нужно вести с точки зрения проблем и особенностей самого управления. Например, при изучении личности имеет смысл рассмотреть, какую роль в ее становлении сыграли идеи управления (личность как менеджер самого себя), основные типы личности, в частности, различие уникальной и массовой личности, анализ личности лидера, менеджера и исполнителя, проблему управляемости личности, кризис личности в модернити, личностно ориентированные практики, мифы и языки личности и др.
Наш подход можно сравнить с позицией Г.В.Сориной, которая задачи философии менеджмента характеризует следующим образом:
- «выявление философских предпосылок теорий, сформулированных в области менеджмента;
- представление различных управленческих идей в философских концепциях;
- исследование пересекающихся частей понятийных аппаратов философии и менеджмента;
- вскрытие логико-философских основ интеллектуальной деятельности и демонстрация форм их проявления в теории менеджмента»[343].
Поскольку философское осмысление претендует на истинность, а также правильность мысли (непротиворечивость, строгость и пр.), имеет смысл разъяснить и обосновать ряд сформулированных здесь положений. Прежде всего рассмотрим особенности философской работы. Для этого приведем реконструкцию двух известных текстов, «Пир» Платона, открывавшего философию, и «Вопрос о технике» М.Хайдеггера, относящийся к современной философии. В этой реконструкции нас будет интересовать такие характеристики философии, которые можно перенести на феномен управления.