Технология составления программы развития психодинамических способностей
Психодинамические способности - это способности точно и быстро воспринимать, перерабатывать информацию и адекватно реагировать в процессе двигательной деятельности. В основе этих способностей лежат познавательные процессы - восприятие, внимание, память, мышление и воображение, а также координационные способности человека.
Виды и свойства психических процессов Восприятие
Виды: Свойства:
• Зрительное Скорость
• Слуховое Объем
• Мышечное Точность Внимание
Виды: Свойства:
• Произвольное Объем
• Непроизвольное Устойчивость
Переключаемость Память Виды: Свойства:
• Зрительная Объем
• Слуховая Скорость запоминания
• Двигательная Точность воспроизведения
Мышление
Виды: Свойства:
• Образное Объем переработки информации
• Наглядно-образное Скорость переработки информации
• Наглядно-действенное Адекватность принятия решения
Перцепция
Факторы, отрицательно влияющие на уровень развития психодинамических способностей:
1. Недостаточный уровень развития познавательных процессов (восприятия, внимания и т.д.).
2. Недостаточный уровень развития собственно-координационных способностей.
3. Отрицательное физическое состояние (утомление, травма, предболезненное состояние).
4. Неадекватное психическое состояние (стресс, сильные положительные эмоции).
5. Отрицательные внешние факторы (шум, плохое освещение).
6. Монотонность задания.
Последовательность действий студента при разработке программы развития психодинамических способностей:
1. Из плана-графика (УИРС № 1) выписать общую задачу.
2. Определить виды и свойства познавательных процессов, которые нужно совершенствовать.
3. Проанализировать и оценить все существенные факторы, которые могут прямо или косвенно отрицательно сказаться на уровне познавательных процессов во время двигательной деятельности.
4. Выбрать способы измерения исходного и достигнутого уровня развития данного вида способностей, критерии оценки.
5. Определить количественные требования.
6. Определить психодинамические способности, позволяющие нейтрализовать воздействие отрицательных факторов.
7. Определить частные задачи.
8. Определить средства и методы адекватные частным задачам.
9. Определить количество занятий, на которых будет осуществляться развитие данной способности.
10. Составить программу по следующей форме:
Учебно-исследовательская работа № 4.2. Программа развитияпсиходинамических способностей
Выполнено студентом: Ф.И.О., курс, группа Общая задача: Развивать психодинамические способности для обеспечения рациональных действий на уроках гимнастики. Контрольное испытание: игра «Пятнашки мячом» Критерий оценки: количество «запятнанных» за 1 мин.
Количество занятий: 10
№ | Частныезадачи | Средстваи методические приемы |
Проверить исходный уро- | См. контрольное испытание. | |
вень развития психодина- | Соревнование на личное первенст- | |
мических способностей. | во класса. | |
Развивать способность точ- | а) игра «Запрещенное движение»; | |
но воспринимать зритель- | б) упражнения в движении со сме- | |
ную информацию в услови- | ной заданий по разным зритель- | |
ях помех. | ным сигналам. | |
Развивать способность точно | а) игра «Класс»; | |
воспринимать звуковую инфор- | б) упражнения в движении со сме- | |
мацию в условиях повышенного | ной заданий по разным звуковым | |
эмоционального фона | сигналам; | |
в) игра «Воробьи, вороны». | ||
Развивать способность точ- | а) игра «Пятнашки»; | |
но определять параметры | б) игра «Четыре мяча». | |
движения при большом | ||
количестве объектов вос- | ||
приятия. | ||
Развивать способность точ- | а) упражнения для сохранения | |
но воспринимать нервно- | правильной осанки; | |
мышечные ощущения для | б) выполнить движение с поворотами | |
сохранения заданного по- | на точно определенное количество | |
ложения тела и его частей. | градусов с заданной амплитудой (с | |
открытыми и закрытыми глазами). | ||
Развивать способность точно | Игра в парах «Зеркальное отраже- | |
воспринимать и воспроизво- | ние» | |
дить заданные движения. | ||
Развивать способность точно | а) ходьба, бег с оборотами, с изме- | |
воспринимать и сохранять | нением направления, с закрытыми | |
направление движения при | глазами. Выполняется по линии | |
вестибулярной нагрузке. | или по ориентиру; | |
б) игра «Задним ходом». | ||
Развивать способность точ- | а) прыжки на короткой скакалке. | |
но воспринимать и вос- | Задания: 30 прыжков за 30 сек; | |
производить временные | прыжки 15, 20, 30 с. Сначала дается | |
параметры движений. | команда к началу и окончанию дейст- | |
вия, затем - только к началу. | ||
б) игра «Минутка». | ||
Совершенствовать концен- | «Пятнашки по линиям» | |
трацию внимания на фоне | ||
шума. | ||
Совершенствовать зрительную | В конце урока назвать последова- | |
память на фоне утомления. | тельность 5-6 ОРУ, показанных | |
учителем в начале урока. | ||
Проверить и оценить дос- | См. контрольное испытание и кри- | |
тигнутый уровень развития | терии оценки. Устное оценивание: | |
психодинамических спо- | Отлично - более 5 «запятнанных» | |
собностей. | игроков | |
Хорошо - 3-4 игрока | ||
Надо еще потренироваться - 2 и | ||
меньше |