Практическое занятие № 23, 24. Тема: Способы изложения (описание, повествование, рассуждение, доказательство, сообщение, определение понятий об объектах)

Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой струк­туры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведе­ния, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и струк­турная полнота и целостность. Выбор способа изложения дикту­ется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи. Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответствен­но три вида текста: повествование, описание и рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать дви­жение событий во времени. Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент. Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений. Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычай­но разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествова­ние, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и дос­таточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большин­ство – имеют дело с материалами информационными, справочны­ми, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информа­ции.

Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение Логические структуры повествования и описания одно­типны. Их составляющие (узлы повествования и элементы опи­сания) равноправны, а связь между ними сочинительная. Для син­таксической структуры повествования характерна опора на гла­гольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наи­более отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел.

Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в про­шедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не слу­чайно одна из функций настоящего времени глагола в граммати­ке имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинатив­ных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок. В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы про­странственно-временных отношений, существующих в действи­тельности.

Рассуждение – самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограни­читься повествованием о событиях или их описанием. Не­посредственная реакция на то, что было увидено или почувствова­но им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явле­ниями, обобщить их, сделать вывод. Логические и синтаксические особенности рассуждения пре­допределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс вы­ведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – «цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих сужде­ний необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос».5 Особенности логи­ческих, смысловых связей находят своё отражение и в синтакси­ческой структуре рассуждения. Если для описания и повествова­ния характерен синтаксический параллелизм, выражающийся в строении предложений, в подборе форм сказуемых, то основная единица «рассуждающей речи» – прозаическая строфа с цепной связью.6 Лин­гвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуж­дениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содер­жание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о собы­тиях или описать их. Рассуждение, так же как повествование и описание, в тексте редко существует в «чистом виде». В публицистике оно всегда бывает осложнено включениями фрагментов других видов тек­ста, облегчающих читателю постижение подчас весьма сложной логической конструкции. В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостными конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация так называемого «непонятно­го слова» (в текст введены слова профессиональной или диалек­тной лексики, архаизмы и т. п.).

Задание:Прочитайте текст. Определите тип изложения. Составьте его план. Составьте радиальную схему по приведенному выше тексту.

Текст.

Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза. В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую. К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительное устройство.

Объектив - одна из важнейших частей микроскопа, поскольку он определяет полезное увеличение объекта. Окуляр состоит из 2-3 линз, вмонтированных в металлический цилиндр.

Зеркало служит для направления света на объект. Оно имеет две поверхности: плоскую и вогнутую.

Подставка - это основание микроскопа.

Тубус или трубка - цилиндр, в который сверху вставляют окуляры.

Предметный столик предназначен для расположения на нем препарата

Задание:Прочитайте текст. Определите тип изложения. Перескажите его.

Текст.

С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу.

Термин «ноосфера» впервые появился в 1927 году в статьях французского математика Эдуарда Леруа.

Ноосфера по Вернадскому, это такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая небывалая на планете геологическая эпоха. Человек неразрывно связан со средой, в которой он живет, он - определенная функция биосферы.

Необходимыми условиями для становления и существования ноосферы В. И. Вернадский считал:

· Заселение человеком всей планеты.

· Резкое преобразование средств связи между странами.

· Усиление связей, в том числе и политических, между всеми странами Земли.

· Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

· Расширение границ биосферы и выход в космос.

· Открытие новых источников энергии.

· Равенство людей всех рас и религий.

· Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

· Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических настроений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

Задание:Прочитайте текст. Определите его стиль. Озаглавьте текст. Разделите на абзацы. Выпишите термины из текста. Сформулируйте 3 вопроса к содержанию текста.

Текст

Чарльз Роберт Дарвин появился на свет 12 февраля 1809 года в Шрюсбери, что в графстве Шропшир, Англия. В школе его не интересовали предметы школьной программы. Вместе с тем, уже в детстве Чарльз демонстрировал интерес к природе, исследованиям.

В 1825 году отец Чарльза отправил его в Эдинбургский университет. В 1828 году Чарльз поступил в Кембриджский университет на богословский факультет. В 1831 году Чарльз окончил университет. Дарвин отправляется в экспедицию на корабле «Бигль» в 1831 году, которая длилась более 5 лет. Исследователи побывали в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, на Галапагосских островах. В октябре 1836 года путешествие было окончено. У Дарвина теперь был огромный собранный материал, и он решил сосредоточиться на его обработке. В Лондоне он входит в научное общество. Чарльз много работает, часто выступает в научном обществе, ведет дискуссии. Его избирают почетным секретарем Геологического общества. В 1859 году Дарвин опубликовал свою самую известную книгу «Происхождение видов путем естественного отбора». Затем некоторое время Чарльз сосредотачивается на растениях. В 1862 году он публикует книгу «Опыление орхидей». Затем выходят труды «Карабкающиеся растения» и «Насекомоядные растения». В 1864 году он получает Коплеевскую золотую медаль, спустя три года – прусскую награду Роurlеmerite. Тогда же становится почетным членом-корреспондентом Петербургской академии. Он также состоял почетным доктором в Бреславльском, Боннском, Лейденском университетах, получил ряд других наград. 19 апреля 1882 года Чарльз Роберт Дарвин умер.

СРСП 23,24: написать текст-описание о любимом виде животного

СРС: выписать термины, которые чаще всего применяются для описания видов животных и растений, в зависимости от их систематической принадлежности.

Неделя 13

Наши рекомендации