Практическое занятие № 23, 24. Тема: Способы изложения (описание, повествование, рассуждение, доказательство, сообщение, определение понятий об объектах)
Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведения, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и структурная полнота и целостность. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи. Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование, описание и рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент. Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определённых положений. Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествование, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большинство – имеют дело с материалами информационными, справочными, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информации.
Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение Логические структуры повествования и описания однотипны. Их составляющие (узлы повествования и элементы описания) равноправны, а связь между ними сочинительная. Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наиболее отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел.
Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в прошедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не случайно одна из функций настоящего времени глагола в грамматике имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинативных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок. В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы пространственно-временных отношений, существующих в действительности.
Рассуждение – самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограничиться повествованием о событиях или их описанием. Непосредственная реакция на то, что было увидено или почувствовано им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явлениями, обобщить их, сделать вывод. Логические и синтаксические особенности рассуждения предопределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс выведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – «цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос».5 Особенности логических, смысловых связей находят своё отражение и в синтаксической структуре рассуждения. Если для описания и повествования характерен синтаксический параллелизм, выражающийся в строении предложений, в подборе форм сказуемых, то основная единица «рассуждающей речи» – прозаическая строфа с цепной связью.6 Лингвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуждениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содержание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о событиях или описать их. Рассуждение, так же как повествование и описание, в тексте редко существует в «чистом виде». В публицистике оно всегда бывает осложнено включениями фрагментов других видов текста, облегчающих читателю постижение подчас весьма сложной логической конструкции. В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостными конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация так называемого «непонятного слова» (в текст введены слова профессиональной или диалектной лексики, архаизмы и т. п.).
Задание:Прочитайте текст. Определите тип изложения. Составьте его план. Составьте радиальную схему по приведенному выше тексту.
Текст.
Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.
Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза. В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую. К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительное устройство.
Объектив - одна из важнейших частей микроскопа, поскольку он определяет полезное увеличение объекта. Окуляр состоит из 2-3 линз, вмонтированных в металлический цилиндр.
Зеркало служит для направления света на объект. Оно имеет две поверхности: плоскую и вогнутую.
Подставка - это основание микроскопа.
Тубус или трубка - цилиндр, в который сверху вставляют окуляры.
Предметный столик предназначен для расположения на нем препарата
Задание:Прочитайте текст. Определите тип изложения. Перескажите его.
Текст.
С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу.
Термин «ноосфера» впервые появился в 1927 году в статьях французского математика Эдуарда Леруа.
Ноосфера по Вернадскому, это такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая небывалая на планете геологическая эпоха. Человек неразрывно связан со средой, в которой он живет, он - определенная функция биосферы.
Необходимыми условиями для становления и существования ноосферы В. И. Вернадский считал:
· Заселение человеком всей планеты.
· Резкое преобразование средств связи между странами.
· Усиление связей, в том числе и политических, между всеми странами Земли.
· Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
· Расширение границ биосферы и выход в космос.
· Открытие новых источников энергии.
· Равенство людей всех рас и религий.
· Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
· Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических настроений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
Задание:Прочитайте текст. Определите его стиль. Озаглавьте текст. Разделите на абзацы. Выпишите термины из текста. Сформулируйте 3 вопроса к содержанию текста.
Текст
Чарльз Роберт Дарвин появился на свет 12 февраля 1809 года в Шрюсбери, что в графстве Шропшир, Англия. В школе его не интересовали предметы школьной программы. Вместе с тем, уже в детстве Чарльз демонстрировал интерес к природе, исследованиям.
В 1825 году отец Чарльза отправил его в Эдинбургский университет. В 1828 году Чарльз поступил в Кембриджский университет на богословский факультет. В 1831 году Чарльз окончил университет. Дарвин отправляется в экспедицию на корабле «Бигль» в 1831 году, которая длилась более 5 лет. Исследователи побывали в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, на Галапагосских островах. В октябре 1836 года путешествие было окончено. У Дарвина теперь был огромный собранный материал, и он решил сосредоточиться на его обработке. В Лондоне он входит в научное общество. Чарльз много работает, часто выступает в научном обществе, ведет дискуссии. Его избирают почетным секретарем Геологического общества. В 1859 году Дарвин опубликовал свою самую известную книгу «Происхождение видов путем естественного отбора». Затем некоторое время Чарльз сосредотачивается на растениях. В 1862 году он публикует книгу «Опыление орхидей». Затем выходят труды «Карабкающиеся растения» и «Насекомоядные растения». В 1864 году он получает Коплеевскую золотую медаль, спустя три года – прусскую награду Роurlеmerite. Тогда же становится почетным членом-корреспондентом Петербургской академии. Он также состоял почетным доктором в Бреславльском, Боннском, Лейденском университетах, получил ряд других наград. 19 апреля 1882 года Чарльз Роберт Дарвин умер.
СРСП 23,24: написать текст-описание о любимом виде животного
СРС: выписать термины, которые чаще всего применяются для описания видов животных и растений, в зависимости от их систематической принадлежности.
Неделя 13