Практическое занятие № 17, 18. Тема: Учебный диалог на материале специальности
Диалог (от греческого dialog’s – разговор, беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Толковый словарь дает такое определение: «Диалог - это разговор между двумя лицами, обмен репликами». Диалог является формой речевой коммуникации, участники которой, находясь, как правило, в непосредственном контакте, обмениваются репликами-высказываниями, связанными единой темой.
Существование диалогического единства объясняется связью разнородных реплик (добавление, распространение, повествование, согласие-несогласие, вопрос-ответ, формулы этикета речи). Иногда оно может существовать и благодаря высказываниям, которые являются реакцией не на предыдущую реплику собеседника, а в целом на ситуацию речи, при которой участник разговора задает встречный вопрос:
- Что такое диалог и монолог по вашему мнению?
- А как вы сами думаете?
Характер высказываний может зависеть от самых разных факторов: прежде всего от личностей участников диалога с их речевой тактикой и стратегией, от их речевой культуры, фактора наличия "потенциального слушателя" (который не принимает участие в разговоре, хотя присутствует при нем), степени официальности той обстановки, в которой происходит общение.
Типы взаимодействия
На особенности реплик влияет и кодекс взаимоотношений участников разговора, т.е. их тип взаимодействия. Таких основных типов выделяют три: сотрудничество, зависимость и равенство. От степени официальности окружающей обстановки зависит контроль беседующих за своей речью и соблюдением языковых требований и норм.
Структура диалога
Диалог по русскому языку всегда имеет определенную структуру, в большинстве типов остающуюся одинаковой: сначала идет зачин, затем - основная часть, и в заключение - концовка. Зачином может являться одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) или первая вопросительная реплика (Который час?), а также реплика-суждение (Замечательная погода сегодня!). Необходимо заметить, что длина диалога теоретически может быть бесконечной, потому что открытой может оставаться его нижняя граница. Практически каждый диалог по русскому языку можно продолжить за счет увеличения диалогических единств, из которых он состоит. Однако на практике речь диалогическая имеет концовку (фразу речевого этикета (До свидания!), реплику-согласие (Несомненно!) или же реплику-ответ).
Особенности диалога
Диалог - это естественная форма коммуникации, являющаяся первичной. Поэтому в разговорной речи эта форма получила наибольшее распространение. Но диалог (определение которого было дано выше) присутствует также в публицистической, научной и официально-деловой речи. В качестве первичной формы общения, он является спонтанной, неподготовленной формой речевого взаимодействия. Это относится в первую очередь к разговорной речи, в которой тематика диалога в ходе его развития может меняться под действием произвольных факторов. Однако и в публицистической, научной и официально-деловой речи при некоторой предварительной подготовке реплик (прежде всего, вопросов) развитие и построение диалога (русский язык и другие языки мира в этом схожи) будет спонтанным, так как в огромном большинстве случаев реакционные реплики собеседника будут непредсказуемыми и неизвестными. Наиболее ярко в этой форме речи проявляется принцип, именуемый "универсальным принципом экономии средств словесного выражения". Это означает, что его участники в той или иной ситуации пользуются самым минимумом вербальных, то есть словесных, средств, заполняя за счет различных невербальных средств общения недостаток словесного выражения. К таким невербальным формам относится мимика, интонация, жесты, телодвижения.
Условия возникновения диалога
Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его. Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования): - Здравствуй! - Привет! - Как твои дела? - Хорошо, спасибо. А у тебя? - Все нормально, работаю потихоньку. - Ну пока, счастливо! - Пока! Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.
Типы диалогов
По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью. Отличительные черты бытового диалога - возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения, разговорный стиль. Деловая беседа - это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от деловых переговоров) и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы. Интервью - общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта - двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.
Знаки препинания при диалоге
Правописание диалогов в русском языке - совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например: - Что такое диалог и монолог? - Это две формы речи. - А чем они отличаются друг от друга? - Количеством участников. Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: "Что такое диалог и монолог?" - "Формы речи". - "Спасибо за подсказку!". В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: "Как живете?" - спросила Мария Петровна. "Ничего, потихоньку", - ответил Игорь Олегович. Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.
Задание. Прочитайте диалоги, определите тип диалога, обратите внимание на знаки препинания
Диалог на тему «Казахстан»
- Здравствуй, меня зовут Сати.
- А меня Джинни. Я из США, штат Канзас! А ты откуда?
- Я из Казахстана!
- О, я слышала о Казахстане! Но не знаю, где эта страна находится! То есть не знаю, на каком из континентов!
- Угадай, Джинни.
- Южная Америка? - Нет, Джинни, лучше не угадывай. Казахстан находится в Евразии. Часть страны принадлежит к Европе, а часть – к Азии.
- Как интересно! А Казахстан – большая страна?
- Девятая в мире по размеру территории.
- Да, а еще у вас много степей и пустынь в стране? И вы все умеете ездить на лошадях?
- Ого, Джинни! Ну, правда, у нас многие умеют обращаться с лошадьми. Это национальная культура. Но откуда такие познания?
- А я вспомнила, что смотрела фильм «Кочевник» с Марком Дакаскасом. Это мой любимый актер.
- А ты умеешь ездить на лошади, Джинни?
- Когда-то пыталась в школе, но как-то забросила. А ты, Сати?
- А я неплохо занимаюсь конным спортом. Я могу тебя потренировать.
- Это просто великолепно!
Диалог на тему «Экология»
- Мама!
- Что, Игорь?
- Представляешь, какой кошмар я вычитал в Интернете! Оказывается, в Тихом океане образовался новый континент из мусора!
- Что? Как это – новый континент из мусора?
- Там в воде плавает огромное скопление отходов: пластика, бутылок и всего такого. Все это мусор, выброшенный человеком в море.
- А при чем здесь континент?
- Это огромное образование, по территории его можно сравнить с целой страной, даже с континентом!
- А как оно могло образоваться? Что-то я не понимаю.
- Океанические течения несут мусор на определенную территорию. Получается колоссальная свалка в океане. Морские животные глотают пластик и погибают!
- И, наверное, это свалка увеличивается?
- Конечно, мама, а как ты думала? Мусор-то выбрасывают!
-Какой ужас! Нужно строить мусороперерабатывающие заводы! Везде! В каждом городе!
- И перерабатывать мусор, а не делать свалки?
- Да, особенно весь этот пластик! И тогда не будет таких жутких «континентов»!
Задание. Составьте в паре диалоги «учитель-ученик», «учитель-коллега», «классный руководитель - родитель» на любую тему, касающуюся школы и обучения
СРПС 17, 18: составьте вопросы для интервью с сокурсником, преподавателем, деканом факультета по теме «Моя специальность»
СРС: подготовить вопросы для интервью с учеными биологами
Неделя 10