Тема № 3/4 (практическое занятие)

«Религиозная ситуация в современной России»

Время: 2 часа.

Вопросы:

1. Особенности развития религиозного синкретизма в современной духовной жизни России

a. понятие синкретизма;

b. синкретические явления во взаимодействиях:

· православие – ислам;

· православие – буддизм;

· православие никонианское и православие старообрядческое;

· взаимодействие православия с национальными религиями;

2. Религиозная ситуация в современной России

· церковь и государство в современной России.

· динамика и соотношение верующих и атеистов;

· материальная база религиозных конфессий в России;

· церковь и светские учебные заведения;

· церковь и силовые ведомства;

· сектантство и российское общество.

Тема № 3/5 (семинар)

«Сущность национальных религий, нетрадиционных религиозных верований и культов»

Время: 2 часа.

Вопросы:

1. Основные черты и особенности национальных религий

2. Понятие, характеристика и специфика религиозного сектантства

По первому вопросу:

Индуизм и его национальные особенности: возникновение индуизма и его эволюция; вишнуизм и шиваизм - основные направления индуизма; политеизм индуизма; содержание доктрины индуизма о сансаре и карме; место и роль индуизма в жизни современной Индии.

Джайнизм и его особенности: кшатрий Вардхамана - создатель джайнизма; содержание джайнского канона; содержание вероучения, ритуалов и предписаний джайнизма.

Сикхизм и его отличительные черты: Гуру Нанак - основатель сикхизма; сикхизм как монотеистическая религия; особенности сикхического учения о Боге; идея сикхизма о постижении Бога и равенстве перед ним всех людей, независимо от касты и социального статуса; особенности развития сикхизма и его роль в общественно-политической жизни Индии.

Парсизм (зороастризм) в Индии и Иране: возникновение и развитие зороастризма; особенности пареизма; превращение парсов в касту индийского общества; семь древних праздников - стержень религиозной жизни парсов; пятикратная молитва, инициация; представления зороастризма о чистоте и похоронном обряде.

Сущность и содержание конфуцианства: конфуцианство как этико-философское учение Конфуция (кун-цзы); взаимосвязь конфуцианства с первобытными верованиями, пять постоянств в конфуцианстве (ритуал, гуманность, долг - справедливость, знание, доверие) как основа вероучения; эволюция конфуцианства и его возрождение в современном Китае.

Даосизм как китайская национальная религия; истоки даосизма; Дао -как главная категория «даосизма», закон спонтанного бытия Космоса; даосистские философские воззрения; развитие даосистских верований и институтов; влияние даосизма на современную китайскую культуру.

Особенности иудаизма как национальной религии: иудаизм как комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений евреев. Возникновение и формирование иудаизма. Семь столпов иудаизма: а) учение о Боге, сущности вселенной и человека; б) Священное писание; в) свод религиозных законов; г) порядок отправления религиозного ритуала; д) система религиозных институтов; е) кодекс морально-нравственных отношений: ж) концепция богоизбранности народа Израиля; вера в единого Бога - центральная доктрина иудаизма: два направления в иудаизме - традиционалистское и модернистское. Иудаизм в современном Израиле.

По второму вопросу:

Сектантство как специфический тип религиозной организации: характерные черты сектантства: отсутствие строгой системы вероучения; иерархичность структуры, жесткий авторитаризм, оппозиционность к официальным ценностям; уставная регламентация внутренней жизни; социальная опасность деструктивных сект.

Секты восточной ориентации: «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация», сектантская модернизация индуизма и буддизма: проповедание мистического пути освобождения, отход от вероучения, первенство личного опыта и конкретных авторитетов гуру и свами.

Неохристианские секты: «Церковь объединения», «Свидетели Иеговы», «Адвентисты», «Пятидесятники», «Квакеры» (трясуны), «Церковь Христа»; характеристика религиозного культа, отличительные черты, деструктивный характер религиозной деятельности.

Сатанинстские секты: «Церковь Сатаны», «Международная ассоциация люциферистов, кельтовосточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», «Восточные тамплиеры», «Серебряная звезда», «Золотой рассвет», «Синий лотос». Социальная опасность сатанистских догматов: вседозволенность, животное существование: ничем не замутненная мудрость; доброта только к тем, кто ее заслуживает; мстительность: ответственность только по отношению к ответственным; совершение всех грехов; жизнь - это насилие: подчинение своим жизненным

Критерии оценки тоталитарности и деструктивности сект:

1) по характеру лидерства:

а) есть ли притязания на божественность или исключительную
мудрость;

б) есть ли строгая обязанность во всем подражать лидеру;

в) наличие прошлых криминальных историй;

2) по характеру и структуре доктрины:

а) наличие внутренних доктрин (только для внутреннего культа) и для
внешнего окружения с целью рекламы;

б) формирование убеждения, что цели оправдывают средства;

в) деление всех людей на 2 категории : «мы» и «они»;

г) утверждение о том, что верование секты - абсолютная истина;

д) внушение, что членство в секте дает доступ к особым силам и
привилегиям.

3) по характеру создания и поддержания членства в секте:
а) вербовка на основе обмана, рекламы;

б) атмосфера секретности и элитарности проведения ритуалов посвящения;

в) контроль за сознанием;

г) отчуждение от семьи;

д) разрыв связи с прошлым;

е) лишение свободы выхода из секты;

ж) эксплуатация членов секты лидерами.

Влияние синкретизма общечеловеческих ценностей в буддизме,
христианстве и исламе; синкретизм язычества и мировых религий:
синкретизм в гражданских и религиозных праздниках, традициях и
ритуалах современной России.

Наши рекомендации