Подобной подробной базы данных пока нет ни в одной из стран.
На сегодняшний день особое внимание следует уделить вопросамсовершенствования системыуправления туризмом на уровне региона, выявить объекты туристского интереса и определить наиболее эффективные формы развития туризма с учетом спроса и предложения на рынке туристских услуг.
Исходя из этого в городе Смоленске предлагается сформировать методологические подходы к разработке кадастров туристских пространствс помощью бально-рейтинговой оценки турресурсов и туробъектов Смоленской области.
Ведение бально-рейтинговой кадастровой оценки должно осуществляется в целях:
- учета и оценки состояния туристических ресурсов;
- определенияперспективразвитиятуристических ресурсов и повышения эффективности их использования;
- учета кадастровойинформацииприпланировании социально-экономического развития районов.
Бально-рейтинговая кадастровая оценка должна вестись во взаимодействии с другими государственными отраслевымикадастрами,регистрами и информационнымисистемамии быть предназначена для:
- накопления и систематизации данных о существующих и перспективных туристических ресурсах, их мониторинга;
- анализа эффективности использования туристических ресурсов;
- формирования и периодической корректировки сведений оналичии, сохранности и месторасположении туристических ресурсов;
- оценкисостояния туристических ресурсов, принятия на ее основе решенийпоихиспользованию в туристических зонах ипланированию развития в них туризма;
- разработки отраслевых и межотраслевых программ использованияи охраны туристических ресурсов;
- контролязавыполнениемвзаимосогласованныхрешений республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов орегулировании использования туристических ресурсов;
- привлечения инвестиций в туристическую отрасль Смоленского региона.
Хотя данный Проект пока находится в процессе создания, собранная на первых этапах в городе Смоленске информация по «Живой карте России» уже может использоваться. Она открывает перед профессионалами турбизнеса возможности работать эффективнее и качественнее.
Разработка кадастров туристских ресурсов основана на бально-рейтинговой оценке 7 основных видов туристского пространства (ТП) и их подвидов.
1. Природное ТП:
– Памятники природы (геологические, гидрологические, ботанические, зоологические, комплексные);
– Особо охраняемые природные территории (природные заповедники, национальные парки, природные парки, природные заказники, дендрологические парки, ботанические сады).
2. Культурно - историческое ТП:
– Памятники истории;
– Памятники культуры;
– Памятники архитектуры;
– Памятники археологии;
– Музеи и музейные экспозиции;
– Религиозные памятники (сакральные объекты).
3. Рекреационное ТП:
– Курорты;
– Лечебно–оздоровительные местности;
– Природные лечебные ресурсы;
– Лечебно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, турбазы, оздоровительные комплексы, курортные поликлиники, лагеря отдыха);
– Спортивно-оздоровительные сооружения (дворцы спорта, спортивные комплексы, спортивные базы, стадионы, яхт-клубы, бассейны).
4. Сервисное ТП:
– Предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, кафетерии, кофейни);
– Средства размещения (гостиницы, пансионаты, мотели, кемпинги, коттеджи, особняки, дачи, пансионы);
– Предприятия сферы сервиса (торговля, транспортные услуги, бытовые услуги).
5. Антропологическое (этническое) ТП:
– Этнокультурные центры;
– Этнические деревни;
– Этнические парки;
– Этнические центры;
– Народные художественные промыслы;
– Мастерские ремесел;
– Деревни мастеров.
6. Событийное ТП:
– Деловые мероприятия;
– Мероприятия в сфере культуры иискусства;
– Спортивные события;
– Праздники.
7. Мифологическое ТП:
– Мистические места (благоприятные, неблагоприятные («гиблые места»);
– Мистические объекты (природные, сакральные, культурно-исторические и архитектурныеобъекты).
На основе паспортов туристических пространств «Живой карты России» предлагается провести бально-рейтинговую оценку как туристического пространства Смоленской области в целом, так и ее районов. С помощью этой же методики можно провести оценку турпространств как регионов России, так и отдельных городов, памятных мест и турмаршрутов.
СЛАЙД 25
Основными критериями оценки должны стать следующие общие для всех турпространств параметры (всего 100 баллов):
– Степень уникальности - от 0 до 10 баллов;
– Состояние объекта и степень сохранности - от 0 до 10 баллов;
– Готовность объектов туризма к показу - от 0 до 10 баллов;
– Обустроенность территории - от 0 до 10 баллов;
– Состояние дорог - от 0 до 10 баллов;
– Транспортная доступность - от 0 до 10 баллов;
– Общая площадь объекта показа - от 0 до 10 баллов;
– Средства размещения и питания - от 0 до 10 баллов;
– Ежегодные мероприятия местного,
регионального и международного уровня - от 0 до 10 баллов;
– Готовность местных жителей к ведению
туристического бизнеса - от 0 до 10 баллов.
Есть и несколько другие критерии оценки:
- привлекательностьдля туристов, ихпознавательнаяи экологическаяценность(связь объектасконкретнымисторическим событием, субъектом, жизнью и творчеством известных людей, природной средой, эстетические достоинства);
- рекреационная ценность (возможность использованияобъектадля организации отдыха и оздоровления туристов);
- известность (популярность среди туристов);
- необычность (экзотичность);
- сохранность (состояние объекта, его подготовленностькприему туристов);
- месторасположение (расстояние до объекта, удобствоподъездак нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта).
Следующие критерии оценки:
- Крупное историческое событие, вошедшее во все учебники
- Сохранность исторического ландшафта
- Наличие экспозиций или музеев
- Наличие памятников или монументов
- Наличие мест отдыха
- Наличие уникальной сувенирной продукции
Литература (всего 24 источника)
1. АлейниковаГ.М., БовсуновскаяА.Я., ГолубничаяС.Н., ДанильчукВ.Ф. Методология оценки рекреационных территорий. – Донецк: ДИТБ, 2003.
2. Александрова А.Ю. География туризма. – М.: КноРус, 2008.
3. БиржаковМ.Б. Введение в туризм. – М.-СПб.: Невский фонд-Герда, 2007.
4. БольшаникП.В. Рекреационная география. – Омск: ОГИС, 2003.
5. БурыловаЛ.Г., Голиков Д.П., ПрудскийВ.Г. Туристический потенциал регионов Российской Федерации: понятие, структура, оценка. – Пермь: ПГУ, 2005.
6. ВеденинЮ.А. Динамика территориальных рекреационных систем. – М.: Наука, 1982.
7. ВеденинЮ.А., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Кривошеев В.М., Преображенский В.С., Филиппович Л.С. Теория рекреалогии и рекреационной географии. – М.: ИГ РАН, 1992.
8. ДанильчукВ.Ф., АлейниковаГ.М., БовсуновскаяА.Я., ГолубничаяС.Н. Методология оценки рекреационных территорий. - Донецк: ДИТБ, 2003. - 197 с.
9. ДжанджугазоваЕ.А. Маркетинг туристских территорий. – М.: Академия, 2006.
10. Жукова М.А., ЧудновскийА.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. – М.: КноРус, 2007.
11. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. - М.: Российская Международная академия туризма, 1998. - 136 с.
13. Кусков А.С., ДжаладянЮ.А. Основы туризма. – М.: КноРус, 2008.
14. Кусков А.С., Одинцова Т.Н., Голубева В.Л. Рекреационная география. – М.: Флинта, 2005.
15. Лукьянова Л.Г., ЦыбухВ.И. Рекреационные комплексы. – Киев: Вища школа, 2004.
16. МасличенкоВ.А. Туристические ресурсы. – Хабаровск: ДВГУПС, 2006.
17. Мухина Л.И. Принципы и методы технологической оценки природных комплексов. – М.: Наука, 1973.
18. Николаенко Д.В. Рекреационная география. – М.: Владос, 2003.
19. Погодина В.Л. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения. – СПб.:РГПУ, 2005.
20. Тихонова Т.Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма – составляющая часть туристских ресурсов. – М.: МИИТ, 2004.
21. УсковаТ.В., ДубиничеваЛ.В., Орлова В.С. Социально-экономический ресурс туризма: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 182 с. - 10,6/3,5 п.л.
22. Ушаков Д.С. Страноведение. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2007.
23. Экономика и организация туризма. Международный туризм // Под ред. Ю. В. Забаева, Е.Л. Драчевой, И. А. Рябовой. – М.: КноРус, 2007.
24. Энциклопедия туриста // Под ред. Е. И. Тамма. – М.: БРЭ, 1993.