Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки
Как уже отмечалось, повышение тренированности происходит в результате протекания правильно ориентированных адаптационных процессов в организме спортсмена, вызванных, в свою очередь, его соответствующей деятельностью. Величина и направленность происходящих перестроек определяются многими причинами, в том числе продолжительностью и характером отдыха. Например, повторное пробегание коротких отрезков дистанции спредельной скоростью может решать задачу воспитания либо скоростных способностей (при достаточных интервалах отдыха), либо преимущественно скоростной выносливости (если продолжительность отдыха и его характер не обеспечивают восстановления [ кначалу прохождения следующего отрезка).
. Таким образом, если в тренировке решается определенная за-| Дача,то для этого недостаточно даже самого детального описа-Ь Ниявыполняемого упражнения, поскольку его эффект будет за-Цвисеть от состояния спортсмена перед выполнением упражнения, ■^параметровотдыха и других условий (высоты над уровнем моря, ■свойствопоры, по которой движется спортсмен, направления и си-^Вы ветра и т. д.). Все это заставляет сделать вывод о том, что
Таблица 6. Краткая характеристика компонентов структуры спортивной тренировки
Компонент структуры
Основные причины выделения компонента
Основные разновидности компонента
Примерная протяженность во времени
Тренировочное задание
Часть тренировочного занятия
Тренировочное занятие
Микроцикл
Мезоцикл
Зависимость воздействия тренировочного упражнения от исходного состояния спортсмена, отдыха и других условий
Динамика работоспособности спортсмена в ходе тренировочного занятия
Традиционное для физического воспитания использование урочной формы проведения занятий, ограниченная работоспособность при выполнении заданий в течение десятков минут — часов, возможности эксплуатации спортивной базы
Необходимость управления процессами утомления и восстановления, обеспечение оптимального взаимодействия между заданиями различной направленности, традиционный распорядок жизнедеятельности (календарная неделя)
Достижение кумулятивного (суммарного) тренировочного эффекта, замедление и прекращение адаптационных перестроек в ответ на однообразную по величине и направленности нагрузку
Анаэробная, аэробная, технико-тактическая и другие направленности
1. Подготовительная
2. Основная
3. Заключительная
1. Избирательная направленность
2. Комплексная направленность
1. Собственно тренировочные (ординарные и ударные)
2. Подводящие
3. Соревновательные
4. Восстановительные
1. Втягивающие
2. Базовые
3. Контрольно-подготовительные
4. Предсоревновательные
5. Соревновательные
6. Восстановительно-подготови-
От десятков секунд до нескольких часов
1. 10—40 мин
2. От десятков минут до нескольких часов
3. 10—20 мин
От десятков минут до нескольких часов
2—7 дней
3—4 недели (3—6 микроциклов)
^^B^HPv^V'' | ыа-------------------- | |
Компонент структуры | Основные причины выделения компонента | |
Макросе структура | Период макроцикла | Обеспечение определенной фазы развития спортивной формы (становления, стабилизации и утраты) |
Макроцикл | Необходимость управления развитием спортивной формы в соответствии с календарем соревнований | |
Стадии и этапы многолетнего процесса тренировки | Закономерности становления спортивного мастерства, закономерности возрастного развития человека, изменение общих условий в различные периоды жизни и их влияние на возможности достижения высоких спортивных результатов |
Основные разновидности компонента
7. Восстановительно - поддерживающие
1. Подготовительный
2. Соревновательный
3. Переходный
1. Годичный
2. Полугодичный
1. Стадия базовой подготовки (этапы предварительной спортивной подготовки, начальной специализации)
2. Стадия максимальной реализации спортивных возможностей (этапы углубленной тренировки, высших достижений *)
3. Стадия спортивного долголетия (этапы сохранения достижений, поддержания общей тренированности)
Примерная протяженность во времени
1. 3—4 или 5—7 месяцев
2. 1,5—2 или 4—5 месяцев
3. 2—3 или 4—6 недель
1. 1 год
2. 6 месяцев
1. 4—6 лет
2. 8—12 лет
3. До десятков лет
* Т. е. этап спортивного совершенствования.
Многолетний процесс тренировки и его стадии (I.II.Ill) и этапы |
Время
Макроциклы и его периоды: подготовительный^). соревновательный (2) и переходный (3)
Мезоцикл (в данном случае состоит из 4 микроциклов)
Микроцикл(в данном случае состоит из 6 тренировочных занятий)
Тренировочное занятие и его части: подготовительная (I) основная(2)и заключительная (3)
Часть тренировочного занятия (в данном случае состоит из 5 тренировочных занятий)
Тренировочное занятие и его компоненты: нагрузка (I) и отдых (2)
Рис. 9. Структура спортивной тренировки (названия стадий и этапов многолетней тренировки приводятся в табл. 6)
исходным элементом структуры спортивной тренировки является не упражнение, а тренировочное задание.
Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми необходимыми условиями для его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу (В. П. Попов, В. Н. Кряж): Тренировочные задания могут иметь разную направленность, связанную с воспитанием двигательных способностей, обучением технике и тактике, решением задач разминки, восста-
^^Кления и т. д. Направленность определяет и другие характери-^Нфики тренировочного задания, в частности его продолжатель-^Кость. Так, отдельные задания, используемые для разминки, могут И&ьгаолняться в течение нескольких секунд, а задания с направ-ИРленностью на воспитание аэробной выносливости—1,5—2 ч и щ больше.
Щ Ч а с ть_ _JjP_e_HHpoB о ч н о г о занятия формируется, как Bt-правило, из нескольких тренировочных заданий.-ОбЪёкТИИнам при-—• Щ чина выделения--ч«ете»--^трея^ргбвоч1Ю11р^анятии — динамика ра-Щ ботоспособности спортсмена в ходе занятия, которая вначале £ повышается до максимума, после чего некоторое время стаби-%■ лизируется, а затем Неизбежно снижается из-за наступающего £ утомления. Такая закономерность урочной формы занятий физи-> ческими упражнениями приобретает особое значение в спортивной !' тренировке. Прежде всего необходимо отметить большую степень специфичности требований к работоспособности спортсмена в связи с выполнением каждого тренировочного задания. Например, на этапе начального разучивания двигательного действия требуются достаточная активность физиологических функций, определенная психическая настроенность, но недопустима большая степень утомления; воспитание гибкости требует особенно тщательной разминки и т. д. Поэтому построение тренировочного занятия, содержание и последовательность тренировочных заданий должны обеспечивать не просто какой-то уровень общей работоспособности, а специфические возможности для эффективного выполнения очередных заданий.
Подготовительная часть тренировочного занятия (разминка) служит для повышения работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма. Слишком короткая разминка не позволит спортсмену подготовиться к основной работе, а слишком продолжительная может вызвать нежелательное утомление *.
Основная часть занятия включает в себя задания, направлен
ные на решение наиболее важных его задач. Ее содержание мо-
'f: жет формироваться по-разному, например использовать практи-
f чески одно задание (кроссовый бег) или, напротив, применять
^ большое количество заданий одинаковой или различной направ-
| ленности. В последнем случае очень важна структура основной
It части, правильная очередность этих заданий, поскольку один их
У порядок вызовет положительное взаимодействие между резуль-
g татами выполнения, а другой — отрицательные последствия.
| Заключительная часть занятия решает задачи направленного сни-
Ь. жения функциональной активности спортсменов, активизации вос-Щ. становительных процессов, устранения неблагоприятных послед-щ ствий выполнения некоторых тренировочных заданий. В нее вклю-К ^чаются разнообразные задания, связанные со снижением тонуса
То же относится и к разминке перед выполнением соревновательного
(ражнения в ходе состязаний. . -■.'.''■
i 201 :г
\
мышц, с восстановлением дыхания, с переключением на неспеци
фическую деятельность, с непривычной координацией и т. д. 1
Тренировочное занятие должно обеспечивать эффективное решение поставленных педагогических задач. В зависимости от i их количества занятия могут иметь избирательную или комплекс- 1 ную направленность.
Избирательная направленность обеспечивает большую -( степень воздействия на состояние спортсмена в каком-либо одном направлении (например, включая в себя задания на воспитание : только выносливости или силы). Занятия комплексной на- , правленное™ решают не одну, а несколько задач, из-за чего i воздействие на состояние спортсмена становится более разносторонним и уменьшается монотонность занятия. Однако каждая из этих задач не может решаться так же обстоятельно, как в случае занятия избирательной направленности. Поэтому в тех видах спорта, где требуется более однородный состав соревновательного ' потенциала (локомоции на выносливость), занятия избирательной направленности применяются чаще, чем, например, в спортивных играх.
Микроцикл состоит из нескольких тренировочных занятий. Микроциклы различаются в зависимости от характера решаемых с их помощью задач.
Основные объемы тренировочной работы обычно выполняются |
в собственно тренировочных микроциклах, которые по величине 1
нагрузки бывают ординарными (обычными) или ударными. По- |
следние вследствие непривычно большой нагрузки и сопутствую- 1
щего ей недовосстановления значительно усиливают ответную ре- J
акцию организма. |
Подводящие микроциклы моделируют условия и режим дея- ■
тельности в предстоящих соревнованиях (расписание стартов, игр
и т. п.). i
Соревновательные микроциклы прежде всего включают в себя ;
участие в ответственных соревнованиях. Кроме того, в них ис- '\
пользуются дополнительные тренировочные занятия, средства
восстановления, изучение соревновательной деятельности сопер- ■<
ников, воспитательные мероприятия. -;
Восстановительные микроциклы необходимы для планомерно- ч *
го снижения нагрузки, что позволяет полнее использовать эффект ;|
предшествовавших высокоинтенсивных микроциклов. 1
Если построение микр_оциклов тренировки связано с необхо- { димостью управлять процессами утомления л Босстановления, то 1 мезоциклы "позволяют-обеспечить достижение кумулятивного ] (суммарного) тренировочного эффекта.который может выражать- | ся в заметном увеличений""силы, выносливости и других ком- J понентов соревновательного потенциала. Основа кумулятивного j эффекта — адаптация организма спортсмена к нагрузке. Этот i процесс протекает неравномерно: вначале быстро, а затем все \ медленнее. Поэтому для поддержания темпов прироста тренируе- \ мых способностей необходимо периодически (каждые 3—4 неде- * ли) существенно обновлять содержание тренировки и изменять jj
J
З^ктер нагрузки. Для этого и используется включение в тре-гоовку мезоциклов различных типов.
Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсив-„эстью нагрузки и используются в начале подготовительного-периода, после болезни спортсмена и т. д. Базовые мезоциклы "служат решению задач повышения физической, технической, так-этической подготовленности и поэтому составляют основу подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные мезоциклы дополнительно включают в себя участие во второстепенных соревнованиях с целью уточнить правильность формирования соревновательного потенциала и при необходимости уделить дополнительное внимание его отдельным компонентам.
Особенности предсоревновательного мезоцикла заключаются в моделировании условий будущих соревнований (климатических и др.) Содержание соревновательного мезоцикла диктуется порядком проведения ответственных соревнований.
Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-подготовительные мезоциклы решают задачи частичной разгрузки спортсмена (например, между соревновательными мезоциклами), причем второй их тип отличается большей величиной нагрузки.
Периоды макроцикла и их этапы служат целям управления формпр^а^^м дпредедеднойфазы спортивной формы.
Спортивная форма — это гармоническое единство всех компонентов соревновательного потенциала спортсмена. Например, освоенная техника в этом состоянии полностью соответствует антропометрическим особенностям и двигательным способностям спортсмена, свойствам его экипировки и снаряжения, тактическая подготовленность дает возможность эффективно использовать в ходе соревновательной борьбы весь имеющийся арсенал умений и навыков и т. д. Следовательно, только в состоянии спортивной формы обеспечивается максимально возможная для спортсмена величина соревновательного потенциала в данном большом цикле тренировки*. Это единство достигается в течение длительного времени (недель и месяцев), затем поддерживается на достигнутом уровне и наконец разрушается (фазы становления, стабилизации и утраты спортивной формы).
В макроциклах этим фазам соответствуют подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
Подготовительный период (и его общеподготовительный и специально-подготовительный этапы) решает задачу достижения спортивной формы путем постепенного перехода от общей к специальной физической подготовке, а затем включения в нее все
Очевидно, что сам по себе факт вхождения в спортивную форму еще не гарантирует высоких результатов, так как соревновательный потенциал при этом может не соответствовать требованиям планируемых достижений. Напротив, отсутствие гармонии компонентов соревновательного потенциала иногда компенсируется их высоким общим уровнем. Например, мастер спорта, будучи в форме,,вполне может показать более высокий результат, чем перворазряд-" Достигший этого состояния.
большего объема задания технической и тактической направлен- |
ности. Другая очередность неэффективна, так как, например, за- 1
метное увеличение физической подготовленности потребует изме- 1
нения характеристик соревновательных упражнений, что отчасти 1
обесценит предшествовавшую техническую подготовку. |
Соревновательный период (включая этап непосредственно пред- \ соревновательной подготовки) должен обеспечить создание наи- j более высокого соревновательного потенциала благодаря дости- i жению спортивной формы с целью достижения запланированных j спортивных результатов. Практическая реализация этого представляет собой сложную проблему, которая требует правильного ; подбора тренировочных воздействий и тщательного всестороннего : контроля над состоянием спортсмена. Дополнительные трудности иногда создает растянутость календаря соревнований в некоторых •• видах спорта и необходимость в течение нескольких месяцев под- -, держивать соревновательный потенциал на высоком уровне.
Переходный период связан с изменением направленности тренировочной нагрузки, сокращением использования средств специальной подготовки, активным отдыхом, вследствие чего спортсмен выводится из состояния спортивной формы. Благодаря этому в следующем макроцикле можно вначале увеличить отдельные 1 компоненты соревновательного потенциала, а затем за счет до- j стижения спортивной формы обеспечить его выход на качественно ] более высокий уровень. Следовательно, включение переходного ] периода в структуру спортивной тренировки — одно из необходимых условий сохранения преемственности макроциклов.
Задачи и содержание тренировки на различных стадиях и
этапах многолетнего процесса кратко рассматриваются в еле- ■
дующем разделе, за исключением стадии спортивного дол- '}
г о л е т и я. j
Эта стадия завершает многолетний процесс спортивной тре- i нировки и связана со стабилизацией достигнутых результатов ''■■ (этап сохранения достижений) за счет компенсации возрастного \ снижения адаптационных и других возможностей более совершен- ] ными техникой, тактикой, соревновательным опытом. На следую- \ щем этапе (поддержания общей работоспособности) необходимо * продолжить систематические занятия физическими упражнения- ] ми, в противном случае резкое изменение двигательной активно- \ сти может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.