Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки

Как уже отмечалось, повышение тренированности происходит в результате протекания правильно ориентированных адаптаци­онных процессов в организме спортсмена, вызванных, в свою оче­редь, его соответствующей деятельностью. Величина и направ­ленность происходящих перестроек определяются многими при­чинами, в том числе продолжительностью и характером отдыха. Например, повторное пробегание коротких отрезков дистанции спредельной скоростью может решать задачу воспитания либо скоростных способностей (при достаточных интервалах отдыха), либо преимущественно скоростной выносливости (если продолжи­тельность отдыха и его характер не обеспечивают восстановления [ кначалу прохождения следующего отрезка).

. Таким образом, если в тренировке решается определенная за-| Дача,то для этого недостаточно даже самого детального описа-Ь Ниявыполняемого упражнения, поскольку его эффект будет за-Цвисеть от состояния спортсмена перед выполнением упражнения, ■^параметровотдыха и других условий (высоты над уровнем моря, ■свойствопоры, по которой движется спортсмен, направления и си-^Вы ветра и т. д.). Все это заставляет сделать вывод о том, что

Таблица 6. Краткая характеристика компонентов структуры спортивной тренировки

Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Компонент структуры

Основные причины выделения компонента

Основные разновидности компонента

Примерная протяжен­ность во времени



Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Тренировочное задание

Часть трениро­вочного занятия

Тренировочное занятие

Микроцикл

Мезоцикл

Зависимость воздействия тренировоч­ного упражнения от исходного со­стояния спортсмена, отдыха и других условий

Динамика работоспособности спорт­смена в ходе тренировочного занятия

Традиционное для физического воспи­тания использование урочной формы проведения занятий, ограниченная ра­ботоспособность при выполнении за­даний в течение десятков минут — ча­сов, возможности эксплуатации спор­тивной базы

Необходимость управления процесса­ми утомления и восстановления, обес­печение оптимального взаимодействия между заданиями различной направ­ленности, традиционный распорядок жизнедеятельности (календарная не­деля)

Достижение кумулятивного (суммар­ного) тренировочного эффекта, замед­ление и прекращение адаптационных перестроек в ответ на однообразную по величине и направленности нагруз­ку

Анаэробная, аэробная, технико-тактическая и другие направ­ленности

1. Подготовительная

2. Основная

3. Заключительная

1. Избирательная направлен­ность

2. Комплексная направленность

1. Собственно тренировочные (ординарные и ударные)

2. Подводящие

3. Соревновательные

4. Восстановительные

1. Втягивающие

2. Базовые

3. Контрольно-подготовительные

4. Предсоревновательные

5. Соревновательные

6. Восстановительно-подготови-

От десятков секунд до нескольких часов

1. 10—40 мин

2. От десятков ми­нут до нескольких часов

3. 10—20 мин

От десятков минут до нескольких часов

2—7 дней

3—4 недели (3—6 микроциклов)


Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru ^^B^HPv^V'' ыа--------------------  
  Компонент структуры Основные причины выделения компонента
Макро­се структура Период макроцикла Обеспечение определенной фазы раз­вития спортивной формы (становле­ния, стабилизации и утраты)
  Макроцикл Необходимость управления развитием спортивной формы в соответствии с календарем соревнований
  Стадии и этапы многолетнего процесса трени­ровки Закономерности становления спортив­ного мастерства, закономерности воз­растного развития человека, измене­ние общих условий в различные пе­риоды жизни и их влияние на воз­можности достижения высоких спор­тивных результатов

Основные разновидности компонента

7. Восстановительно - поддержи­вающие

1. Подготовительный

2. Соревновательный

3. Переходный

1. Годичный

2. Полугодичный

1. Стадия базовой подготовки (этапы предварительной спор­тивной подготовки, начальной специализации)

2. Стадия максимальной реали­зации спортивных возможностей (этапы углубленной тренировки, высших достижений *)

3. Стадия спортивного долголе­тия (этапы сохранения достиже­ний, поддержания общей трени­рованности)

Примерная протяжен­ность во времени

1. 3—4 или 5—7 ме­сяцев

2. 1,5—2 или 4—5 месяцев

3. 2—3 или 4—6 не­дель

1. 1 год

2. 6 месяцев

1. 4—6 лет

2. 8—12 лет

3. До десятков лет

* Т. е. этап спортивного совершенствования.




Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки - student2.ru
Многолетний процесс трени­ровки и его стадии (I.II.Ill) и этапы

Время

Макроциклы и его периоды: подготовительный^). соревновательный (2) и переходный (3)

Мезоцикл (в данном случае состоит из 4 микроциклов)

Микроцикл(в данном случае состоит из 6 тренировочных занятий)

Тренировочное занятие и его части: подготовительная (I) основная(2)и заключитель­ная (3)

Часть тренировочного занятия (в данном случае состоит из 5 тренировочных занятий)

Тренировочное занятие и его компоненты: нагрузка (I) и отдых (2)

Рис. 9. Структура спортивной тренировки (названия стадий и этапов многолетней тренировки приводятся в табл. 6)

исходным элементом структуры спортивной тренировки является не упражнение, а тренировочное задание.

Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми необходимыми условиями для его выполнения, позволяю­щими решать определенную педагогическую задачу (В. П. Попов, В. Н. Кряж): Тренировочные задания могут иметь разную направ­ленность, связанную с воспитанием двигательных способностей, обучением технике и тактике, решением задач разминки, восста-

^^Кления и т. д. Направленность определяет и другие характери-^Нфики тренировочного задания, в частности его продолжатель-^Кость. Так, отдельные задания, используемые для разминки, могут И&ьгаолняться в течение нескольких секунд, а задания с направ-ИРленностью на воспитание аэробной выносливости—1,5—2 ч и щ больше.

Щ Ч а с ть_ _JjP_e_HHpoB о ч н о г о занятия формируется, как Bt-правило, из нескольких тренировочных заданий.-ОбЪёкТИИнам при-—• Щ чина выделения--ч«ете»--^трея^ргбвоч1Ю11р^анятии — динамика ра-Щ ботоспособности спортсмена в ходе занятия, которая вначале £ повышается до максимума, после чего некоторое время стаби-%■ лизируется, а затем Неизбежно снижается из-за наступающего £ утомления. Такая закономерность урочной формы занятий физи-> ческими упражнениями приобретает особое значение в спортивной !' тренировке. Прежде всего необходимо отметить большую степень специфичности требований к работоспособности спортсмена в свя­зи с выполнением каждого тренировочного задания. Например, на этапе начального разучивания двигательного действия требу­ются достаточная активность физиологических функций, опреде­ленная психическая настроенность, но недопустима большая сте­пень утомления; воспитание гибкости требует особенно тщатель­ной разминки и т. д. Поэтому построение тренировочного занятия, содержание и последовательность тренировочных заданий должны обеспечивать не просто какой-то уровень общей работоспособно­сти, а специфические возможности для эффективного выполнения очередных заданий.

Подготовительная часть тренировочного занятия (разминка) служит для повышения работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма. Слишком короткая разминка не позволит спортсмену подготовиться к основной ра­боте, а слишком продолжительная может вызвать нежелательное утомление *.

Основная часть занятия включает в себя задания, направлен­
ные на решение наиболее важных его задач. Ее содержание мо-
'f: жет формироваться по-разному, например использовать практи-
f чески одно задание (кроссовый бег) или, напротив, применять
^ большое количество заданий одинаковой или различной направ-
| ленности. В последнем случае очень важна структура основной
It части, правильная очередность этих заданий, поскольку один их
У порядок вызовет положительное взаимодействие между резуль-
g татами выполнения, а другой — отрицательные последствия.
| Заключительная часть занятия решает задачи направленного сни-

Ь. жения функциональной активности спортсменов, активизации вос-Щ. становительных процессов, устранения неблагоприятных послед-щ ствий выполнения некоторых тренировочных заданий. В нее вклю-К ^чаются разнообразные задания, связанные со снижением тонуса

То же относится и к разминке перед выполнением соревновательного
(ражнения в ходе состязаний. . -■.'.''■

i 201 :г

\

мышц, с восстановлением дыхания, с переключением на неспеци­
фическую деятельность, с непривычной координацией и т. д. 1

Тренировочное занятие должно обеспечивать эффективное решение поставленных педагогических задач. В зависимости от i их количества занятия могут иметь избирательную или комплекс- 1 ную направленность.

Избирательная направленность обеспечивает большую -( степень воздействия на состояние спортсмена в каком-либо одном направлении (например, включая в себя задания на воспитание : только выносливости или силы). Занятия комплексной на- , правленное™ решают не одну, а несколько задач, из-за чего i воздействие на состояние спортсмена становится более разносто­ронним и уменьшается монотонность занятия. Однако каждая из этих задач не может решаться так же обстоятельно, как в случае занятия избирательной направленности. Поэтому в тех видах спорта, где требуется более однородный состав соревновательного ' потенциала (локомоции на выносливость), занятия избирательной направленности применяются чаще, чем, например, в спортивных играх.

Микроцикл состоит из нескольких тренировочных занятий. Микроциклы различаются в зависимости от характера решаемых с их помощью задач.

Основные объемы тренировочной работы обычно выполняются |
в собственно тренировочных микроциклах, которые по величине 1
нагрузки бывают ординарными (обычными) или ударными. По- |
следние вследствие непривычно большой нагрузки и сопутствую- 1
щего ей недовосстановления значительно усиливают ответную ре- J
акцию организма. |

Подводящие микроциклы моделируют условия и режим дея- ■
тельности в предстоящих соревнованиях (расписание стартов, игр
и т. п.). i

Соревновательные микроциклы прежде всего включают в себя ;
участие в ответственных соревнованиях. Кроме того, в них ис- '\
пользуются дополнительные тренировочные занятия, средства
восстановления, изучение соревновательной деятельности сопер- ■<
ников, воспитательные мероприятия. -;

Восстановительные микроциклы необходимы для планомерно- ч *
го снижения нагрузки, что позволяет полнее использовать эффект ;|
предшествовавших высокоинтенсивных микроциклов. 1

Если построение микр_оциклов тренировки связано с необхо- { димостью управлять процессами утомления л Босстановления, то 1 мезоциклы "позволяют-обеспечить достижение кумулятивного ] (суммарного) тренировочного эффекта.который может выражать- | ся в заметном увеличений""силы, выносливости и других ком- J понентов соревновательного потенциала. Основа кумулятивного j эффекта — адаптация организма спортсмена к нагрузке. Этот i процесс протекает неравномерно: вначале быстро, а затем все \ медленнее. Поэтому для поддержания темпов прироста тренируе- \ мых способностей необходимо периодически (каждые 3—4 неде- * ли) существенно обновлять содержание тренировки и изменять jj

J

З^ктер нагрузки. Для этого и используется включение в тре-гоовку мезоциклов различных типов.

Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсив-„эстью нагрузки и используются в начале подготовительного-пе­риода, после болезни спортсмена и т. д. Базовые мезоциклы "слу­жат решению задач повышения физической, технической, так-этической подготовленности и поэтому составляют основу подго­товительного периода.

Контрольно-подготовительные мезоциклы дополнительно вклю­чают в себя участие во второстепенных соревнованиях с целью уточнить правильность формирования соревновательного потен­циала и при необходимости уделить дополнительное внимание его отдельным компонентам.

Особенности предсоревновательного мезоцикла заключаются в моделировании условий будущих соревнований (климатических и др.) Содержание соревновательного мезоцикла диктуется по­рядком проведения ответственных соревнований.

Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-подго­товительные мезоциклы решают задачи частичной разгрузки спортсмена (например, между соревновательными мезоциклами), причем второй их тип отличается большей величиной нагрузки.

Периоды макроцикла и их этапы служат целям управле­ния формпр^а^^м дпредедеднойфазы спортивной формы.

Спортивная форма — это гармоническое единство всех компо­нентов соревновательного потенциала спортсмена. Например, осво­енная техника в этом состоянии полностью соответствует антро­пометрическим особенностям и двигательным способностям спорт­смена, свойствам его экипировки и снаряжения, тактическая под­готовленность дает возможность эффективно использовать в ходе соревновательной борьбы весь имеющийся арсенал умений и на­выков и т. д. Следовательно, только в состоянии спортивной фор­мы обеспечивается максимально возможная для спортсмена ве­личина соревновательного потенциала в данном большом цикле тренировки*. Это единство достигается в течение длительного времени (недель и месяцев), затем поддерживается на достигну­том уровне и наконец разрушается (фазы становления, стабили­зации и утраты спортивной формы).

В макроциклах этим фазам соответствуют подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период (и его общеподготовительный и спе­циально-подготовительный этапы) решает задачу достижения спортивной формы путем постепенного перехода от общей к спе­циальной физической подготовке, а затем включения в нее все

Очевидно, что сам по себе факт вхождения в спортивную форму еще не гарантирует высоких результатов, так как соревновательный потенциал при этом может не соответствовать требованиям планируемых достижений. Напро­тив, отсутствие гармонии компонентов соревновательного потенциала иногда компенсируется их высоким общим уровнем. Например, мастер спорта, будучи в форме,,вполне может показать более высокий результат, чем перворазряд-" Достигший этого состояния.

большего объема задания технической и тактической направлен- |
ности. Другая очередность неэффективна, так как, например, за- 1
метное увеличение физической подготовленности потребует изме- 1
нения характеристик соревновательных упражнений, что отчасти 1
обесценит предшествовавшую техническую подготовку. |

Соревновательный период (включая этап непосредственно пред- \ соревновательной подготовки) должен обеспечить создание наи- j более высокого соревновательного потенциала благодаря дости- i жению спортивной формы с целью достижения запланированных j спортивных результатов. Практическая реализация этого пред­ставляет собой сложную проблему, которая требует правильного ; подбора тренировочных воздействий и тщательного всестороннего : контроля над состоянием спортсмена. Дополнительные трудности иногда создает растянутость календаря соревнований в некоторых •• видах спорта и необходимость в течение нескольких месяцев под- -, держивать соревновательный потенциал на высоком уровне.

Переходный период связан с изменением направленности тре­нировочной нагрузки, сокращением использования средств спе­циальной подготовки, активным отдыхом, вследствие чего спорт­смен выводится из состояния спортивной формы. Благодаря этому в следующем макроцикле можно вначале увеличить отдельные 1 компоненты соревновательного потенциала, а затем за счет до- j стижения спортивной формы обеспечить его выход на качественно ] более высокий уровень. Следовательно, включение переходного ] периода в структуру спортивной тренировки — одно из необходи­мых условий сохранения преемственности макроциклов.

Задачи и содержание тренировки на различных стадиях и
этапах многолетнего процесса кратко рассматриваются в еле- ■
дующем разделе, за исключением стадии спортивного дол- '}
г о л е т и я. j

Эта стадия завершает многолетний процесс спортивной тре- i нировки и связана со стабилизацией достигнутых результатов ''■■ (этап сохранения достижений) за счет компенсации возрастного \ снижения адаптационных и других возможностей более совершен- ] ными техникой, тактикой, соревновательным опытом. На следую- \ щем этапе (поддержания общей работоспособности) необходимо * продолжить систематические занятия физическими упражнения- ] ми, в противном случае резкое изменение двигательной активно- \ сти может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

Наши рекомендации