Значение и факторы направленного использования физической культуры в повседневном быту
Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу о развитии массовости физкультурного движения в стране, внедрении физической культуры в быт народа. Задача заключается в том, чтобы охватить организованными и самостоятельными формами занятий физическими упражнениями все возрастные группы населения.
В самой целенаправленности, огранизованности и практическом использовании физических упражнений в быту, в самостоятельных формах (наряду с организованными формами) занятий проявляется индивидуальная культура человека, его стремление к всестороннему совершенствованию, воля, настойчивость, организованность, широта взглядов и увлечений.
Стимулами, побудительными причинами для занятий физическими упражнениями в быту могут быть такие, как желание быть полноценным членом общества; стремление долгие годы сохранить здоровье, силы, желание трудиться, иметь красивую фигуру, правильную осанку, легкость и гармонию в движениях. Для некоторых людей занятия физическими упражнениями — один из способов утверждения личности, демонстрации своих возможностей в области физических способностей и двигательных навыков, Нередко побудительной причиной является желание общения с людьми, необходимость борьбы против нежелательных изменений в организме, которые, однако, не носят патологического характера (например, излишки веса).
Важным стимулом для занятий физическими упражнениями в период отдыха является правильное понимание человеком-процессов восстановления. Эффективность воздействия физических упражнений повышается, если они проводятся в комплексе с массажем или самомассажем, водными процедурами (душ, купание, баня сухого жара или влажного пара). Все это способствует более быстрому восстановлению израсходованных в процессе труда сил, повышению работоспособности.
В настоящее время в широких массах почти полностью исчезло предубеждение к физической культуре как к делу ненужному и несерьезному. Однако не всегда декларативное признание важности физических упражнений перерастает в реальные стремления к практическим занятиям. Эти стремления необходимо стимулировать специальными передачами по радио, телевидению, ^специальной литературой (спортивные газеты, книги, журналы
и т. п.). Промышленность выпускает спортивный инвентарь индивидуального пользования, что также способствует активным занятиям физическими упражнениями.
Отношение к занятиям физическими упражнениями в быту зависит от вида деятельности и режима работы, от структуры свободного времени, бытовых условий, пола и возраста. Установлено, например, что мужчины более охотно занимаются спортом, физическими упражнениями, чем женщины; молодые люди более охотно, чем пожилые. Весьма важным фактором является наличие свободного времени, состояние материальной базы для этих занятий, организационные формы физкультурно-спортивных занятий, а также возможность при необходимости получить квалифицированную консультацию.
Рациональная организация досуга, свободного времени является одним из необходимых условий всестороннего развития личности, расширения общения. Пассивный отдых, примитивные развлечения приводят к растрате и обесцениванию свободного времени как одной из форм богатства общества, сужают возможности духовного роста и физического совершенствования. Еще сто лет назад К. Маркс писал о том, что свободное время предназначается для свободной игры физических и интеллектуальных сил. Многие игры, развлечения, а также спортивные соревнования являются культурной формой выражения жизненных влечений человека, формируют духовную самодисциплину, разумное самоограничение. Игра-развлечение всегда смыкается с игрой-творчеством. Она благотворно действует не только на детей, но и на взрослых, у которых зачастую игровая культура бедна и не развита.
Разумное использование досуга предполагает свободу и непринужденность выбора занятий. За последние 15—20 лет стали довольно популярны такие формы отдыха, как загородные прогулки, спортивные занятия. Однако зачастую досуг еще активизирует только психическую деятельность (просмотр телепередач, чтение и т. п.) в ущерб физической, имеет примитивные, а порой и антикультурные формы (пьянство, картежная игра). Это порождает проблему свободного времени; необходимо учить, воспитывать у людей уважение к свободному времени, умению разумно проводить досуг.
Досуг — это не свобода от обязанностей по сохранению собственного здоровья и работоспособности, а свобода инициативы, выбора форм, способа нерабочей, непрофессиональной деятельности, расширение условий для дальнейшего развития личности. Быт определяется не только культурным уровнем тех материальных и духовных ценностей, которые общество предоставляет в распоряжение человека, но и умением самого человека пользоваться ими и создавать новые духовные ценности личности. Этой своей стороной быт непосредственно смыкается с областью духовной культуры, с развитием таких областей культурной жизни, как посещение музеев, театров, библиотек, занятия на стадионах и спортивных площадках.
BF Особенности направленного использования средств физиче-Р^ской культуры в быту и в период отдыха могут определяться как ■ объективными, так и субъективными обстоятельствами.
К первым относятся такие, как наличие свободного времени, условия быта и отдыха, время года и погода, окружающая среда и др. Необходимые предпосылки для занятий создают достаточная и удобная жилая площадь, наличие в торговой сети соответствующего инвентаря, обуви и одежды; возможность пользоваться близлежащим сквером, парком для индивидуальных занятий физическими упражнениями.
К субъективным обстоятельствам относятся понимание человеком необходимости занятий физическими упражнениями, уровень грамотности в вопросах личной физической культуры, умение создавать свою, индивидуальную систему средств физической культуры в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года и условиями занятий. Но это только одна сторона дела. Другая, не менее важная, заключается в субъективных качествах личности, в степени ее организованности, воле, умении заставить себя ежедневно в течение 7—10 мин (а иногда до 1,5— 2 ч) заниматься физическими упражнениями, невзирая на погоду, собственную неохоту, настроение, занятость и т. п.