Социальное значение физической культуры

ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Социальное значение физической культуры

Социальное значение физической культуры велико потому, что она является частью общей культуры общества, включающей в себя систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для его осуществления, а также достижений в области физического развития народа. О состоянии физической культуры в обществе как, впрочем, и о состоянии самого общества можно уверенно судить по следующим основным показателям: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культу­ры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания; развитие массового спорта; высшие спортивные достижения.

Физическая культура призвана выполнять сле­дующие специальные функции:

- сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины за счет повышения физической и умственной работоспособности;

- укрепление мира, сотрудничества и дружбы между народами.

Сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование

Проблема охраны здоровья на современном этапе, развития человеческого общества - сфера деятельности не только и не столько медицинских учреждений, но в большей мере учреждений социальных, связанных с экономической, научно-технической, экологической, культурной и другими сторонами жизни общества в целом, а также с личным образом жизни отдельных людей. Следовательно, здоровье и долголетие человека зависят как от объективных, так и субъективных факторов.

Объективные факторы, обеспечивающие здоровье и долголетие человека, включают в себя систему материального обеспечения населения, здравоохранения, социального страхования и т.д. Объективными эти факторы называются потому, что в полной мере не зависят от воли отдельных людей, а представляют собой те или иные социально-экономические условия, в которых человек живет.

Субъективные факторы, как известно, напрямую зависят от воли, желания, знаний и умений самого человека разумно сочетать в своей жизни труд, отдых, регулярно проводить закаливание и гигиенические мероприятия, оптимально и полноценно питаться, не приобретать вредных привычек, а иметь только положительные (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, физические упражнения после работы (учебы), прогулки перед сном и в выходной день, закаливание и т.д.). Средняя продолжительность жизни людей возросла почти вдвое за годы текущего столетия, в то же время многие люди погибают в возрасте 40-50 лет от “молодых болезней века” - инфаркта миокарда, гипертонии, атеросклероза, коронарной болезни и других сердечно-сосудистых заболеваний.

Сегодня образ жизни человека все больше и больше становится мерилом его здоровья и долголетия. А одна из важнейших задач заключается в том, чтобы научить трудящихся уме­нию разумно использовать и сочетать объективные и субъективные факторы, обеспечивающие здоровье и долголетие в современной жизни. За последние сто лет условия жизни на Земле серьезно изменились. Так, например, по данным академика А.И.Берга. 100 лет назад 96% работы всего человечества выполнялось за счет мышечных усилий и лишь 4% этой работы осуществлялось машинами. В настоящее же время все изменилось наоборот - 97% всей физической работы выполняется машинами и только 3% усилий приходится на мышечную деятельность человека. Характерно, что указанная тенденция понижения физической активности у землян (порой почти до полной физической бездеятельности) сохраняется, негативные последствия ее даже не поддаются точному учету. Между тем, еще в античные времена древнегреческий философ Аристотель говорил: "Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие".

Резкое сокращение движений, снижение мышечной работы, т.е. гипокинезия, - одна из серьезных причин появления и угрожающе быстрого распространения сердечно-сосудистых, нервных заболеваний, а также болезней, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, желез внутренней секреции и других органов и систем. Все это приводит к быстрому одряхлению организма, преждевременной старости и смерти (в последние годы даже среди молодых людей, не доживших и до 30 лет).

Не лучше ли раз и навсегда заставить себя вести здоровый образ жизни и, как бы это не было трудно на первых порах, преодолеть собственную пассивность и лень. "Иначе, - утверждает академик Н.Амосов, - через два десятка лет половина людей будет болеть, а вторая половина ухаживать за больными".

Да, современные условия жизни дают нам слишком мало возможностей для проявления естественных двигательных актов, поэтому человек и использует физические упражнения как замечательное средство удовлетворения «мышечного голода», предупреждения гипокинезии и гиподинамии и всех ее отрицательных последствий.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности

Физическая культура и спорт оказывают, большое влияние на все стороны человеческой жизни и, естественно, на самого человека. Процесс этот достаточно сложный и обоюдный. Высоко технически оснащенное общественное производство нуждается в работоспособных, физически и умственно высокоразвитых гражданах. Удовлетворить такую потребность становится возможным только при научно-обоснованном использовании физической культуры и спорта как средства подготовки граждан к трудовой деятельности по избранной специальности, как фактора формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

В современной жизни, пожалуй, как никогда ранее, физическая культура и спорт становятся одним из действенных средств воспитания человека, формирования у него активной жизненной позиции.

Разумная организация свободного времени, когда каждый член общества оптимально заполняет его различными (любимыми им) видами деятельности (а не простым «ничего не деланием»), - делает общество еще богаче. Происходит это, во-первых, потому, что при активном и приятном отдыхе от основной работы человек полнее и быстрее восстанавливается, следовательно, более успешно затем работает. Во-вторых, целесообразная организация свободного времени способствует повышению образования, обшей культуры, укреплению здоровья и физического развития, воспитанию детей, самовоспитанию и другим полезным свершениям.

Физическая культура, спорт, туризм очень широко используются в организации свободного времени как среди взрослого населения, так и среди подрастающего поколения. И это не случайно, ибо в процессе занятий физическими упражнениями, подготовки и участия в спортивных соревнованиях создаются как раз те ситуации и предпосылки, с помощью которых наиболее успешно формируются не только замечательные физические качества, но и воспитываются определенные черты характера и убеждения: воля, патриотизм, интернационализм, коллективизм, требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, учебе, работе, коллективу, семье.

Физическая культура играет огромную роль как средство гармоничного (а не только физического) развития, укрепления здоровья людей разного возраста, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью и другими негативными явлениями в окружающей действительности, как фактор активного отдыха трудящихся.

Подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины

В условиях научно-технического прогресса роль физической культуры и спорта в деле повышения уровня работоспособности трудящихся, экономической эффективности производства значительно возрастает. Так, например, при изучении опыта передовых предприятий было установлено, что там, где используются регулярные занятия физическими упражнениями, где проводятся массовые спортивные состязания и праздники, - производственные показатели трудовых коллективов выше, а потери рабочего времени (вследствие болезни или нарушения дисциплины) ниже, ниже и текучесть кадров. И это не случайно, так как среднегодовой показатель производительности труда рабочих-спортсменов (физкультурников), как правило, на 7-10% выше, чем у их коллег той же квалификации, но далеких от физкультуры и спорта. Физкультурники и болеют в среднем лишь 1-2 дня в год, в то время как простые обыватели (в плохом понимании этого слова, т.е. лица, не имеющие навыков культуры физической) болеют в течение года в среднем 10 и более дней.

Мировой опыт развития физкультуры и спорта заключается в том, что государство (общество) на законодательной основе создает условия для такого развития, выгодные не только для себя (воспита­ние, сохранение и воспроизводство производительных сил, повышение производительности труда и т.д.), но и для конкретной личности (когда выгодно быть здоровым, а не наоборот, - например, индексирование оплаты труда без больничных; преимущество при устройстве на работу и т.п.).

Физическое и психическое здоровье человека является непреходящей ценностью и общественным богатством России, поэтому д.п.н., профессор, академик Международной академии информатизации, президент Международного клуба «Панатлон» П.А.Виноградов говорил: можно сказать, что физическая культура и спорт как гарант стабильности общества должны, наконец, получить особый статус: физическая культура может и должна быть утверждена высшими органами власти как категория экономическая, ибо от нее во многом зависит состояние народного хозяйства, в котором непосредственно участвует население страны; массовый спорт должен возродиться и занять подобающее ему место, чтобы иметь реальную возможность обеспечить безопасность нации.

Помимо чисто экономической значимости в жизни государства и общества, физическая культура и спорт имеют еще и огромное оборонное значение. Еще Бисмарк говорил: «Скажите мне какое физическое развитие у моих граждан и я скажу вам какая обороноспособность моей страны». Обороноспособность государства, его международный авторитет и прочность просто невозможны без достаточно высокого уровня военно-патриотической и спортивно-физической подготовленности молодежи. В нашей стране большую работу в этом направлении раньше проводили добровольные общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), спортивные комитеты. Ими использовались многообразные методы и формы военно-спортивной и патриотической работы: соревнования по техническим и военно-прикладным видам спорта, ориентированию на местности, военно-патриотические игры («Зарница», «Орленок», «Снежный десант»), туристические походы и слеты, военно-спортивные лагеря, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных воин, ветеранами труда, с воинами Российской армии и флота и многое другое.

Укрепление мира, сотрудничества и дружбы между народами

Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития.

Национальная форма проявляется в развитии национальных видов спорта, в осуществлении физического воспитания на родном языке, в массовой подготовке национальных кадров. Наконец, в том, что национальные виды спорта используются как средство решения современных задач физического воспитания.

Интернациональная форма предусматривает развитие национальных видов спорта народами других стран. Соревнования по этим видам спорта дают возможность познакомиться с историческими местами, бытом и жизнью представителей различных национальностей.

Большое значение придается спорту как фактору установления человеческих контактов, в том числе и в международном масштабе. Спорт - это не только секунды, метры, килограммы, это и конкретное выражение солидарности людей Земли. Первыми это поняли древние греки. Игры (Олимпийские игры древности), как считали древние эллины, помогают им не столько хорошо воевать, сколько хорошо... дружить: регулярно встречаться, разговаривать, осуществлять, как говорится, культурный обмен, вообще видеть, что перед тобой стоит не «подлый враг из ненавистной Спарты», как утверждала пропаганда (которой и в те древние времена было достаточно), а дружелюбный парень с открытой улыбкой. Говоря иными словами, Олимпийские игры древности (как и современные Игры и вообще спорт) способствовали и в настоящее время способствуют разрушению образа врага. А это, пожалуй, самое важное в деле общения народов друг с другом.

Не случайно современный олимпийский символ - пять переплетенных колец разного цвета (синее, черное, красное, желтое, -зеленое) - олицетворяет единство спортсменов пяти континентов земного шара.

Наши рекомендации